Строительство новой железной дороги в Севастополе требует освобождения территории от нескольких памятников археологии. Это следует из документов, опубликованных для общественного обсуждения на сайте Севнаследия.
Речь идёт о новой трассировке железнодорожного обхода Инкерманского Свято-Климентского монастыря. Как и первый вариант, предложивший пожертвовать строящимся стадионом, уникальным пещерным монастырём в Загайтанской скале и частными домами севастопольцев, для ФГУП «Крымская железная дорога» его разработало ООО «Транс Проект».
Напомним: новая, современная ветка стоимостью в 3,5 млрд рублей (в ценах 2021 года) должна пройти от железнодорожного обхода «1529-й км» по эстакаде через завод ЖБИ, затем вдоль реки Чёрной до обхода «1531-й км» в районе моста через реку.
Как следует из акта историко-культурной экспертизы, класть рельсы по стадиону и законно оформленной частной собственности больше не планируется. Однако и говорить о безболезненности проекта не получится.
Поскольку экспертиза касается исключительно культурного наследия, проблемные вопросы собственности обозначены там одним, чреватым сложностями предложением:
«На данном участке сохранились незаконные постройки жилого назначения с приусадебными участками».
Поскольку никаких иллюстраций, карт или схем к экспертизе не прилагается, о каких именно постройках идёт речь, уточнить не получится.
Что касается памятников, то «Могильник № 9» попадает в границы строительства частично, а «Поселение тавров № 5 и убежище», «Поселение Карьерная 1» и «Поселение Ак-Керман» — полностью.
Кроме того, в непосредственной близости от железнодорожной трассы находятся три ОКН федерального значения: «Загайтанское укреплённое поселение» (в 50–70 метрах от зоны строительства), «Архитектурно-археологический комплекс крепости Каламита» (в 70–100 метрах от зоны строительства), «Средневековый пещерный монастырь». Последний — те самые искусственные пещеры, вырубленные в Загайтанской скале, через которые ранее планировалось проложить железнодорожный тоннель. Этот ОКН расположен в 5 метрах, но на высоте более 14–19 метров от зоны строительства.
«Первый комплекс <Загайтанских пещер> насчитывает 25 помещений, в том числе две церкви (по Ю.М. Могаричеву). Пещеры расположены в 5-6 ярусов. Во второй комплекс входят, по подсчётам ряда исследователей, от 96 до 170–180 вырубленных в скале помещений. Они расположены в 4–10 ярусов. Ю.М. Могаричев интерпретирует девять из них как пещерные церкви», — говорится в экспертизе.
В одном из труднодоступных сегодня храмов сохранились остатки фресок первой половины XIV века площадью до 15 кв. м.
Поскольку эти ОКН непосредственно не затрагиваются, для их защиты достаточно ограждения, анализа сейсмического воздействия от строительства и запрета на передвижение рядом с ними тяжёлой техники, считает эксперт.
А вот о сохранении археологии в зоне проектируемой дороги речи не идёт, поскольку «изменение строительного проекта невозможно». Что предлагается?
Как пишет эксперт, на трёх памятниках археологии — «Поселение Карьерная 1», «Могильник № 9», «Поселение тавров № 5 и убежище» — культурный слой нарушен так сильно, что предварительные раскопки не требуются — достаточно археолога-наблюдателя, который даст сигнал и остановит стройку, если вдруг экскаватор зацепит что-либо ценное. Тогда следует сбор и анализ находок. Так предлагается поступить на площади более 40 тысяч кв. м. При этом при описании памятников эксперт отмечает наличие в них значимых археологических предметов, особенно — на территории «Поселения Карьерная 1».
А вот культурный слой «Ак-Кермана» сохранился хорошо, поэтому здесь планируется провести археологические раскопки и поднять на поверхность то, что можно поднять. «Неподъёмная» часть памятника в таком случае документально фиксируется — и уничтожается. Такой вид спасательных работ затронет почти 8 тысяч кв. м.
***
Акт историко-культурной экспертизы опубликован 8 июля, на предложения и замечания даётся две недели.
Светлана Косинова
Фото: Wikimapia
Обсуждение (47)
Что то пару лет назад, я тут уже читал. Или дежа вю?
Вопросы так и оставшиеся без ответа: кому для чего потребовалось такое строительство и на каких основаниях эта задача поставлена в число первоочередных? Аргументы в пользу реализации этой затеи какие? Сразу перешли к вариантам строительства новой ветки...
А нужно ли это сейчас, кому и какой ценой?
Сбой матрицы.
Чтоб уже наверняка: ни выехать, ни въехать.
Кому нужна эта новая железнодорожная ветка? Кому нужна новая марина яхтенная? Кому нужен оперный балет на Хрустальном?
При нерешённых проблемах утилизации отходов коммунальных и строительных, канализационных стоков города и Балаклавы. При нерешённой проблеме морского сообщения с Инкерманом и Северной стороной ...
https://imgbb.su/images/2022/07/04/KATERA-NET-2022-07af7eaf26495a877c.jpg
Вроде уже есть где чё строить и пилить??? Волноваха, Тошковка, Марик, Лисичанск , разве мало обьёмов??? Пили, не хочу! На подходе Славенск, Краматорск, Северск и ещё сотня городов. Оставьте вы уже Севас в покое!
to sevdeel: Мне, мне всё это нужно. Жду, не дождусь, когда всё реализуют.
Думаю, надо тупо не давать что-то там проектировать. Губернатор и глава Заксобрания просто обязаны лично возглавить эту акцию.
Путин в курсе об этих неуёмных товарищах? Думаю, надо их таланты перенаправить на освобождённые территории. Горы свернут!
РФ светское государство !! Почему на прихоти ЗАО РПЦ уходят народные деньги ?
Вот тут губернатор М.Развожаев рассказывает с сожалением о непосильной стоимости аренды плавучих понтонов для причала в Инкермане (почему-то одного, а не всех аварийно закрытых). Дело было в марте и с тех пор молчит - ни слова в СМИ не попадалось.
Зато марина, кластер и железная дорога взамен нормальной существующей! "Прекрасно" и показательно. Увы.
В полуторачасовом интервью несколько несколько минут было уделено катерному сообщению и понтонным причалам: https://www.youtube.com/watch?v=JqvzgUE-8sg&t=4875s
У нас уже есть «Ёперный балет, Балаклавское Монако», осталось вложиться в метро и космодром и наплевать на реальные проблемы жителей которые множатся по причине никчёмного управления…
Журналистам вопрос: Где репортажи подробные о проблемах морского сообщения в городе? Вопросы и ответы на них? Можно подумать, что нет такой темы в городе - всё стройки да инновации кругом.
Нашему городу это правильно - иметь такой транспорт. Тем более, что десятилетиями оно работало.
Вернуть морскому городу - морской пассажирский транспорт!
мож проще попов переселить? судя по всему, они там расширение планируют, после ухода ж/д. дать палец- оттяпают руку.
Пусть уже строят скорее.
to Игорь Сыроежкин:
крымскую швейцарию, как пишут агентства недвиги, забыли. только пахнуть там плохо стало почему-то))
Если свернуть с темы и вернуться всё-таки к стадиону.... Построили как обычно - как г*""но. Но уже не удивляет, что никого сей факт не заинтересовал. Всю эту "ответственную" шушеру вывезти бы на передовую на пару недель, на воспитание духа ответственности и патриотизма...
Одно спасаем, другое гробим.
to Линьков:
Напомните, пожалуйста, что спасли?
;
"Строительство новой железной дороги в Севастополе требует освобождения территории от нескольких памятников археологии" и "пожертвовать строящимся стадионом, уникальным пещерным монастырём в Загайтанской скале и частными домами севастопольцев"
Вы рехнулись?
Не многовато ли жертв ради капризов кучки обнаглевших? До 2014 года им железная дорога не мешала.
Севастополь срочно нуждается в освобождении от заезжей саранчи.
to Гражданин-Севастополя:
Доброй ночи.
Что спасают:
Инкерманский Свято-Климентский монастырь.
Чем жертвуют:
1) «Могильник № 9»,
2) «Поселение тавров № 5 и убежище»,
3) «Поселение Карьерная 1»,
4) «Поселение Ак-Керман».
Что под угрозой:
1) «Загайтанское укреплённое поселение»,
2) «Архитектурно-археологический комплекс крепости Каламита»,
3) «Средневековый пещерный монастырь».
to Линьков: Благодарю за ответ. Неоднократно задавался вопрос : "Почему раньше дорога не мешала монастырю?" Поездов больше не стало. Видимо, монастырь расширился и планирует еще расти. И тут возникает резонное соображение - сохранить нужно то, что было. А вот окружающие скалы с "евро-окнами", - это уже лишнее, посмотрите при случае. Красиво жить не запретишь, но служители божии, особенно в монастырях, всегда отличались аскетизмом. Или я не те книги читаю?
Да мало ли что и кому мешает...
Мешает частным лицам, а тратятся государственные деньги.
И потом, в стране сво.... В ЛДНР, Мариуполь... разве не будет нужнее отправить эти средства, разве не там они спасут жизни людей?
Неправильно это
to shsh:
А вам чем нынешняя железная дорога не угодила? Виды на на монастырь из окна вагона не нравятся? Так будете с шумоизоляционные экраны смотреть.
Может проще городу выделить монастырю кусок земли, чем тратить такие деньги на ветер!
Не понятно одно, до нынешних там жили люди и не тужили! Пришли современные и всё им не так! Странно...
Хотелось бы узнать, а на каких основаниях они там проживают, кто разрешал и есть ли договоры по найму (аренде) земли? Уверен, что документы никто не смотрел, а 3,5 млд дай!
Железная дорога это стратегический объект! Как они оказались на такой территории!?
Почему бы не построить 6 метровый звукозащитный забор и 500 м без стыков пути?
Меня поражает с какой легкостью заезжие проектировщики лишают людей исторического наследия.
В глазах у них отражаются $€£, даже не деревянные
Вы просто отстали от жизни. Аскетизм нынче не в моде.
Ради монастыря пожертвовать археологическими памятниками. Ради яхтенной марины пожертвовать Балаклавой. Ради оперного кластера пожертвовать мысом Хрустальный. Ради служителей культа пожертвовать Херсонесом. Ради не знаю чего пожертвовать Историческим бульваром, очистными сооружениями, доступными пляжами и т.д. и т.п. В конце что остаётся - пожертвовать Севастополем ради прихотей алчных и тупых толстосумов?
Вы серьезно думаете, что это ради монастыря делается? Думаю, это прикрытие для каких-то планов, которые нам еще не озвучили.
Р. S. Климентовский монастырь вовсе не нуждается в спасении. Зато его служители нуждаются в приобретении христианского смирения и нестяжательства.
Про "что спасают":
Какого рода воздействие требует устранения участка железной дороги - звук, вибрация, поля, газы, радиация, пассажиры, грузы перевозимые, вид неэстетичный ... Признаки критического уровня такого воздействия на месте?
Проводилась ли какая-то специализированная оценка воздействия железной дороги на "объекты", прилегающие к реконструируемому участку? Кем проводилась, каковы результаты, где публиковались, как можно ознакомиться? Параметры, значения, цифры?
Конкретный ожидаемый эффект от выполнения работ - переноса ветки ж/д?
С чего вообще возникла эта идея (о переносе железной дороги), кто её инициатор, как развивалась и достигла такого успеха в продвижении?
А карьер не мешает? А свалка выше в Первомайской балке - "полигон ТКО" не мешает? А площадка завода ЖБИ у речки не мешает сохранности объекта? Автодорога? Спасать - так спасать?
to byrgik: Я смотрю на памятники истории приходя в то место где они находятся, это лучше чем просвистел на поезде и почти ничего не увидел.
Плохо что в статье не обозначены цели строительства дороги и нет информации почему именно по такому пути её хотят проложить.
Инкерман - интереснейшее место в Севастополе с исторической и географической точек зрения. Но в запустении колоcсальном. Рушить остатки истории там - это преступление. Жби в дельте реки - инородное тело. Загайтанская скала - шедевр, пока ещё есть. Железнодорожная ветка рядом с монастырём исторична, со своей Аурой.
to Mir vsem:
Они и самостоятельно замечательно расширяются - примером "скит" для троих "отшельников" выше Тороповой дачи, в заповеднике. Там сейчас домишек келей поприбавилось и тачки крутые с московскими номерами. Грехи отмаливают наверное, знать сильно нагрешили.
Короче, монастырь - перенести в дикие места, без дорог
to shsh:
Видно, что по железной дороге вы там не ездили - мимо монастыря состав идёт очень медленно, ветка сложная с уклоном, возникает ощущение, что плывёт.
В курсе.
Цитата из Форпоста от 10 марта 2021 - 11:09:
Напомним, железнодорожный объезд вокруг Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане в январе 2020 года поручил построить Президент Владимир Путин.
Долину реки Чёрной решили убить окончательно!
to byrgik: ездил не единожды. Ну плывет и что?
По мне, так лучше чтобы поезда пролетали по дороге, чтобы быстрее домой добраться.
to shsh: Для скорости нужен тоннель вдоль трассы Таврида , примерно, с выходом в районе Верхнесадового. Но это уже совсем другой объём и проект ...
Давайте отложим этот вопрос на пару тысячу лет. Не время сейчас этим заниматься.
Дак ведь ненасытные варвары. И это в период, когда рядом гибнут чьи-то дети. Ещё и чем всё закончится неизвестно. Ничего не боятся? Чистой воды распил
В интересах обогащения единиц, ущемляются интересы сотен тысяч севастопольцев!
Деньги девать некуда? Мы всем миром собираем через СМИ рубли на лечение детей, на нужды солдат на Донбассе и Луганске, а тут миллионы сливают в сортир и рассовывают по карманам!
А мы то думали, что год назад отбили этот варварский проект... Какие они, всё-таки, настырные!