План строительства новой ветки железной дороги Севастополя в обход существующего Свято-Климентовского монастыря в Инкермане подразумевает уничтожение уникальных пещерных монастырей, фресок, неисследованных объектов и неопределённого количества других исторических и культурных ценностей. Об этом ForPost сообщили эксперты, оценив представленные на сайте управления охраны объектов культурного наследия документы.
Ранее ForPost сообщал, что железнодорожная ветка, на которую выделили почти 4 миллиарда рублей, пройдёт через Инкерманские каменоломни. Для этого в скалах прорубят 2 тоннеля. Детальная мотивация такого решения официально не обозначалась, но целый ряд неофициальных источников сообщал, что в основе поручения лежит обращение верующих граждан, обеспокоенных сохранностью монастыря.
Однако, по мнению авторитетных представителей научного сообщества, идея прокладки тоннелей через Загайтанскую скалу и ближайшие к ней территории не выдерживает никакой критики и грозит катастрофическим ущербом.
Совершенно уникально
По словам сотрудника МГУ, кандидата исторических наук, антиковеда, археолога, исследователя Византии и раннего христианства, разработчика архитектурно-литургических типологий пещерных храмов Крыма Андрея Виноградова, пещерный храмовый комплекс в Инкермане занимает совершенно исключительное место в истории региона.
«Инкерманский пещерный комплекс крупнейший в Крыму, это совершенно уникальная вещь. Там было несколько монастырей. Комплекс сильно пострадал от двух вещей — от строительства железной дороги и карьерных разработок. Поэтому многие памятники погибли ещё при строительстве железной дороги: в частности, в 30-е годы был засыпан целый пещерный храм с фресками, прямо у железной дороги», — сообщил ForPost Виноградов.
Андрей Виноградов / Группа «Теоэстетика» Вконтакте
Загайтанская скала, о которой идёт речь, — это уникальный фрагмент, который находится в стороне от железной дороги и даже как дóлжно не исследован.
«Приведу такой пример. Казалось, что мы всё изучили в Крыму, но сравнительно недавно, лет 15 назад, учёный Тимур Бобровский обнаружил неизвестный учёным храм с фресками и росписями на Загайтанской скале», — подчеркнул историк.
Вокруг до сих пор недоизученного храмового комплекса продолжаются научные дискуссии. В данный момент неизвестно даже, сколько в точности храмов на Загайтанской скале.
«Со строительством железной дороги этот нетронутый кусочек Инкермана может погибнуть. Уже есть печальные примеры. Например, храм Софии был частично срезан из-за строительства железной дороги», — напомнил Андрей Виноградов.
Помимо прямого уничтожения культурного объекта в ходе строительства, стоит ожидать негативных эффектов от самого процесса функционирования железной дороги.
«Когда построят тоннель — во-первых, сами работы неизбежно повлияют на скалу; во-вторых, прохождение поездов на большой скорости будет вызывать вибрацию, также разрушительную для сооружений», — объяснил исследователь.
Экспертиза Мимоходом
Оправданием для проекта с прокладкой тоннелей через пещерные монастыри, согласно сайту Севнаследия, является акт экспертизы по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного (археологического) наследия при «техническом перевооружении Крымской железной дороги» (этап 1 — железнодорожный обход Инкерманского Свято-Климентовского монастыря»).
Этот документ составил эксперт Роман Мимоход, упомянувший ряд интересных моментов. Прежде всего в акте подтверждается, что речь идёт сразу о четырёх объектах культурного (археологического) наследия: «Могильник № 9» (рубеж II-I тыс. до н.э.), «Средневековый пещерный монастырь» (первая половина XIV в.), «Поселение тавров № 5 и убежище» (VII–V вв. до н.э., I–XV вв. н.э.) и объекта культурного наследия федерального значения «Загайтанское укреплённое поселение» (вторая половина/конец VI – третья четверть XV в.)
Становятся известны параметры предстоящего проекта: строительство железнодорожной линии открытым способом 1010 м; кроме того, строительство однопутного тоннеля протяжённостью 590 м. Максимальная ширина траншеи под железное полотно на открытом участке 6,5 м и глубиной до 10 м.
Эксперт указывает на наличие как минимум 230 пещерных сооружений на склонах Загайтанской скалы, которая включена в перечень выявленных объектов культурного наследия города Севастополя. Его границы утверждены приказом от 20.04.2018 № 228 Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя.
Судя по акту экспертизы, можно сделать вывод, что в ряде мест максимальная ширина траншеи для ж/д путей должна была составить 35 метров — но от этого было всё же решено отказаться.
Скриншот акта экспертизы
Экспертиза оценивает положительно идею тоннеля через Загайтанскую скалу — ссылаясь на некий трёхтомный «Раздел по сохранению выявленных объектов археологического наследия», при выполнении положений которого всё якобы будет в порядке.
Вот только «Раздел» в представленной на сайте Севнаследия документации отсутствует, ознакомиться с соображениями эксперта и оценить их состоятельность — невозможно.
Тем не менее, отсчёт 14 дней на претензии к экспертизе начался 9 марта.
Просто разрушим
Поскольку, пишет эксперт Мимоход, «изменение строительного проекта невозможно, а предусмотренные им земляные работы способны оказать негативное воздействие на Объект 4», необходимо провести «спасательные археологические полевые работы».
Спасательные работы означают извлечение всего археологического материала и последующее использование территории. В случае если архитектурным памятником оказывается сама постройка, такой подход неприменим.
«В данном случае мы имеем дело с пещерами. Как такой объект можно извлечь? Он будет просто разрушен», — подчёркивает кандидат исторических наук, специалист по византийской хронографии, истории Византии и христианства Павел Кузенков.
Павел Кузенков / ForPost
Обычно, пояснил ForPost историк, при публикации экспертизы в обязательном порядке приводятся и материалы, на основании которых эксперт приходит к тому или иному выводу.
«Этого приложения нет — и очень трудно обсуждать эту экспертизу и дорогу, потому что мы не понимаем, о чём речь. Сам эксперт пишет: нужно проводить спасательные археологические работы. На понятном языке это значит, что памятник будет уничтожен», — отмечает Павел Кузенков.
Андрей Виноградов солидарен с коллегой: в самой экспертизе фактически предлагается уничтожить часть памятника.
«По поводу остального написано: можно строить, если будут соблюдены технологические условия. Но эксперт-археолог не может подсчитать ущерб, который принесёт не строительство, а эксплуатация. Экспертиза внешняя, археологическая может и быть убедительной, но по сути — строительство приведёт к разрушению памятника», — подчеркнул Андрей Виноградов.
Учёные видят серьёзную проблему в подходе, когда ради сохранения одного объекта предлагается уничтожить другой. Причём предельная ценность «жертвы» до сих пор точно не определена в силу узкого подхода экспертизы.
Wikimapia
Важно отметить: в акте экспертизы определено, что культурный слой Загайтанской скалы исследуется до археологически стерильного слоя (археологического материка).
«Экспертиза не учитывает специфику археологии пещерных городов. В пещерных городах, естественно, нет никаких культурных отложений в самих пещерах, поскольку их постоянно вычищали. Поэтому принципиальным становится вопрос изучения территории под ними, под пещерами. Туда выбрасывался материал из них, в том числе при строительстве. Такие методики были опробованы и показали результативность на Мангупе и в других пещерных городах», — объяснил Андрей Виноградов.
Предложенная проектом схема десятиметровой глубины траншеи по определению означает гарантированное уничтожение культурного слоя. Это, отмечают исследователи, грозит непоправимым ущербом.
«У нас до сих пор нет единства по поводу датировки этого комплекса, а мы потеряем последний материал, по которому мы можем судить о хронологии», — подчеркнул Андрей Виноградов.
Альтернативы есть
Как отмечают эксперты, травматичный для Загайтанской скалы проект совершенно не является единственным возможным.
«Предлагалось оставить однопутную железную дорогу, поставить нормальный мост через Чёрную и убрать эту „петлю”, идущую через долину реки. Дело в том, что во время строительства моста устье Чёрной было очень заболочено, поэтому и не смогли построить прямую линию», — описывает историю вопроса Андрей Виноградов.
Учёные убеждены — надо искать щадящие варианты, которые сохранили бы и Свято-Климентовский монастырь, и Загайтанскую скалу, превратив всю территорию в единый в архитектурно-археологический заповедник.
«Сейчас люди активно едут в пещерный храмовый комплекс в Каппадокию, долину Гёреме. Мы могли бы показывать собственные пещерные храмы и фрески. Кроме того, при ликвидации петли железной дороги можно было бы раскопать пока ещё заброшенные или вовсе неизвестные пещеры и храмы», — предлагает Андрей Виноградов.
ForPost готовит официальный запрос в управление охраны объектов культурного наследия относительно «пропавшего» раздела экспертизы, разрешающей строительство тоннелей через Загайтанскую скалу.
Николай Сведски
Обсуждение (62)
Ну - сейчас монаси сразу выступят против строительства туннелей!
Или нет?
Я там тоже свои "фрески" оставил в 80-х,когда турслёты были на поляне у моста через р.Чёрную и что?!
Какой ужас...
В свое время были расширены все тунели существующей железной дороги, чтобы проложить вторую коллею. Но почему то работы остановились. Железная дорога около монастыря проходит уже больше сотни лет и ничего, монастырь стоит. И простоит еще сотню лет. Есть задачи в Севастополе более насущные. Церковники обождут.
За 4 млрд руб можно было б построить целый микрорайон и расселить всех очередников и нуждающихся. Но нет, религия народу нужна больше, как-никак способ управления сознанием
Не могу понять...Зачем эта грандиозная стройка ? 4 миллиарда рублей !!! Сделайте лучше скоростную трассу в городе Севастополе (Рокаду)...
Разрушить такой памятник это преступление ! Ищите другой путь обхода монастыря!
Это дно!
to Mikhail2020: Да нафиг никому не нужна!....просто скрепа эта зацепилась наверху - фиг отдерешь!
Потерявших раздел экспертизы к ответу!!!
А чего неясного?
Появилась возможность раздербанить 4 лярда!
И ... там в первых рядах!
Никто не в силах объять необъятное! В чем перво степенность, да и вообще необходимость этого строительства, как и кластеров с маринами, и фонтанов с перголами тайна сия велика еси, и находится за пределами здравых размышлений! Может и вправду молитвами молящих о покое, а может чьей то корыстью великой сие нам ниспослано.
Допустим было некое обращение служителей монастыря, однако ведь очевидно не в нем дело, это только повод для крупного бизнеса освоить 4 млрд рублей. Проект для специалистов не сложный, да специфика есть, но 1600 метров за такие деньги открывает огромные перспективы для всех участников грандиозной идеи, своей масштабностью не снившиеся даже Остапу Ибрагимовичу. Особенность бизнеса за контрактные средства заключается в том, что под участниками грандиозной идеи подразумеваются не только строители, но и лица продвигающие идею.
А не могли бы упомянутые авторитетные представители научного сообщества не просто комментировать ситуацию, а предпринять какие-то действия по сохранению пещерного комплекса? У них есть все основания для этого, им и карты в руки.
to Mikhail2020:
Микрорайоны идут отдельной графой, не беспокойтесь.
Час от часу не легче...
Одна новость хуже другой.
Как вообще такое может быть возможно?!
Церковнослужащие как развернулись то, ЖБИ закрывают, тендер на строительство тоннелей уже провели. Зато у монахов БЛАГОДАТЬ- поезда не шумят, территория в несколько раз больше, выход к Чёрной, а там втихаря и пансионатик для "ПАЛОМНИКОВ" нарисуется в нарушении законодательства. Сколько народу можно окучить, какие перспективы, сказка. А знаете почему в 50-х резко церкви стали закрываться? Все очень просто, мудрый Иосиф ввёл налоги на доходы этих деятелей, может снова пора вводить? Глядишь и на рокаду денег хватит и квартиры для очередников построятся. Сразу скажу, я отделяю веру от церковнослужащих.
Господи! Ну за что нам всё это! То Хрустальный защищаем, то теперь пещерные монастыри надо защищать! Какой-то ненормальный клирик вдруг решил, что надо срочно сохранять стены монастыря и на тебе: давайте разрушим всё вокруг! Люди, у вас вообще мозги есть?!!! Постройте прямую ветку до 7 километра лучше на эти деньги и один перрон - вам оды будут петь!
В Севастополе активно внедряется не один улучшайзинг. Вместе с ним пришел и разрушайзинг. Севастополь,как и СССР,разрушают изнутри без объявления военных действий.
Существующая железная дорога мешает процветанию " православного туризма". Есть еще местные жители которым поезда проходящие под окнами не очень понравятся. Конечно, нужен железнодорожный мост! И вообще лучше бы в посёлок Горный газ провели для начала.
to Mikhail2020: Про микрорайон Вы правы. А вот про религию нет. Вы же взрослый человек,неужели думаете,что рубить тонелли решили из-за пожеланий монахов? Бред! Этим просто прикрываются,для личной выгоды(попилить,погреть ручки)
сироте помочь-денег нет.Миллионы милиарды на новогоднюю иллюминацию,колокол,собор или собственно на распил так запросто.А потом возмущатся,что люди Сталина вспоминают.достали эти круглолицие.
to Mikhail2020:
Но я таки скажу: бесплатные квартиры от государства - тоже весьма мощный способ управления сознанием. Как и бесплатная КАЧЕСТВЕННАЯ медицина и образование.
Вот сейчас многие, вспоминая всё это, в сознание приходят. Помаленьку...
to Mikhail2020:
К религии сей проект не имеет ровным счётом никакого отношения и первопричина здесь не монастырь, а необходимость убрать аварийный участок дороги и спрямить петлю. Этот проект обсуждался ещё лет двадцать назад, ещё при Украине. Но у нас любят доставать старые проекты и выдавать их за новые. Насыпь вдоль реки уже лет пятьдесят как опасна для любых поездов, не зря там они идут крадучись, к тому же некоторые скалы имеют отрицательный уклон и висят над дорогой. Двухэтажные поезда там просто не пройдут. Помню ещё новость толи от Куни, толи от Сары с Яныком с такими утверждениями.
Не, ну я понимаю, что многим тут надо по поводу просто обосрать монастырь, да и заодно самих верующих и вообще любую веру :(
Странно, но почему то тоннель ул. Пожарова- ул. Ген. Петрова так и остался на уровне идеи.
Двухэтажные поезда не пройдут во всех шести наших тоннелях и сложный ландшафт не позволит! А насыпь ползёт не только вдоль реки, а и вдоль бухты... вокзал надо переносить на 7 км, там будут выходы на Балаклаву и Камышовую бухту! Думайте!
Во первых Севастополь не курортный город, это при Украине вместо город-герой стали называть город курорт. А насчёт тнелей бред полный, даже в советское время поезд дальнего следования был полуустой ( Севастополь-Свердловск и обратно ). Лучше бы сделали эстакадную развязку на Ялтинском кольце как есть например в Санкт-Петербурге. И довели до ума Исторический бульвар и Ракушку на Приморском бульваре
to dimitro: Ещё расскажите, что монастырь выделил 30-ть миллионов рублей на благоустройство входа в свою обитель )))
Жадность и необразованность новоявленных варваров не имеет предела.
Карьером на камень срезали 99% скалы с криптами и источником монастыря при союзе и украине-это можно было, и вся звезда молчала, а ныне решением президента обвести грохочущую армаду от старушек -открыли рты! Да уж поздно искать пещерки срезанные коммуняками!
Ради попов, на все готовы.
А не проще монахов переселить оттуда, к примеру, на Шампаны, да поглубже? А в существующем монастыре просто проводить периодически службы.
Это верх мастерства: уничтожить одно, за счёт возможного сохранения другого.
Тем более там не такое уж суровое ж/д движение.
Или мы чего-то не знаем.
Вот архиважно это "строительство"?!!! Фиг знает сколько лет всё было нормально,и тут вдруг срочно потребовалось перенести ж/дорогу!!Дешевле монастырь перенести.Больше проблем в городе нет,так надо срочно переносить пути?!
Думаю что раздела по сохранению ОКН просто нет.
Нужно убирать эту железнодорожную "петлю" и прокладывать прямую дорогу через пойму Чёрной речки. Не думаю, что это архисложная задача, тем более, если посмотреть на Крымский мост, который сооружен в гораздо тяжёлых условиях местности.
Действительно , а не проще и дешевле было бы выпрямить эту петлю и пустить поезд по мосту по краю Ахтиарской бухты ???
Хорошая альтернатива - это трассировка на подобии Тавриды, глобальное спрямление. Для скоростной и двухпутной ж/д самое что надо.
4 милиарда! Ох,,, выкупить наконец пару домиков на подьёме Куницына денег нет! И сделать нормальную дорогу от Музыки к вокзалам. Распил казны продолжается.
Совершенно верно!
А очень нужен, причём давно. Эта пробка каждодневная на ул. Новороссийская достала уже!!!
1. Ж/д ветку убрать от монастыря - необходимо.
Кроме того, следует убрать из долины в районе монастыря всю индустриальную инфрастркутуру, всякие ЖБИ, нефтебазы и тому подобную хрень.
Кроме того, следует иметь ввиду перспективу восстановления храма (см. ниже) и превращения монастыря, пещерного комплекса и руин крепости в мегаобъект, соседство с которым производств и перевалки строительных материалов просто недопустимо.
2. Что можно было бы предложить. Срезать крюк, бесполезный и замедляющий движение. Подумать о возможности обойти монастырь со стороны заброшенной промзоны, примыкающей к устью речки справа от существующего моста, если ехать из Инкермана.
Единственное, что может помешать, это перепад высот между пос.Горный, там где ж/д ветка заходит в "лоток", вырезанный в скале, и ж/д ст. Инкерман-1.
Ну и .....!
Поддерживаю. Больше пользы для города будет если сделают тоннель с ул.ген.Петрова на ул. Пожарова.
И затрат меньше и городское кольцо получится отличное для автомобилистов.
Ерунда. Какая разница, где будут скапливаться машины, на пл. Восставших, или у "цирка". Выезд всё равно один и тот же, единственный и неповторимый.
Единственное разве что, это локальное улучшение для жителей ул. Нефёдова и Кирпичной. На пляж в Карантинную будут ходить не через гору, а через тонель.
В перечне наиболее значимых объектов культурного наследия Севастополя монастырь и поселение Загайтанской скалы в пятерке первых. ССЫЛКА на концепцию Урбаники, в которой данные по ОКН взяты, скорее всего, из официального перечня.
to Аллегро:
А знаете, что Инкерманский монастырь возвёл себе загородную резиденцию, подальше от любопытных глаз, среди леса? Если не знаете. прогуляйтесь от Оборонного к Тороповой даче. Удивитесь. А может и расстроитесь.
Полная чушь! Все тоннели однопутные, никто расширять их не собирался. Сам загляни, хотя бы в один.
Зачуханый скит на краю Оборонного, вдоль дороги на бывший ближний ракетный дивизион? Это называется теперь Резиденция? Однако...
Вот например резиденция папского кардинала
Сначала разрушали монастырь изнутри, сейчас будут снаружи.
1. По поводу двухэтажных вагонов, не проходящих через туннели. Включите логику. Высота контактной сети для электровозов на всех железных дорогах страны (в том числе и в наших туннеля) осталась стандартной, никто её не поднимал. Высота двухэтажных вагонов позволяет свободно проходить под ней. Для этого первый этаж опущен ниже к земле, высота потолков на обоих этажах ниже, места для багажа стало меньше (убрали ниши наверху над проходом), туалетов стало меньше (три на два этажа, вместо двух на один в одноэтажных). Поэтому кстати цена билета в купе двухэтажных вагонов чуть ниже, чем в одноэтажных. В декабре 19 года в Севастополе на вокзале стояли два двухэтажных вагона (был пробный технический рейс).
2. Жд в Севастополь построили в 1875 году. За 145 лет монастырь не разрушился, скалы с отрицательным уклоном на пути не упали. Несколько поездов с электричками в сутки - не такой уж шум и вибрации. Собор на Большой морской вообще рядом с дорогой с интенсивным движением, шумом и вибрацией. И что, давайте Большую морскую перенёсем?
3. По поводу спрямления петли. Единственная причина вообще всех петель на жд - предельная высота уклонов, которая для жд гораздо меньше, чем для автодорог (по крайней мере сегодня). Поэтому все рассуждения по поводу спрямления пути вдоль 7-го участка Тавриды на сегодня - утопия.
Вывод. Главная причина этой возни - возможность распила 4 млрд.
Обидно железнодорожникам. Все пилят, а они как сироты, в стороне.
Но должностные непоседы не сидят сложа руки. Творческая мысль не дремлет. И вот решение найдено! Улучшить севастопольцам жизнь в транспортном сегменте можно с помощью переноса ж/д ветки!
Неужели нельзя смириться, что ж/д транспорт для региона не имеет такой значимости, чтобы вваливать миллиарды?!!! Мухи от скуки мрут на вокзале, но полакомиться бюджетненьким хочется.
to Владимир Солнцев: Уважаемый пользователь!
Тоннель и туннель – равноправные орфографические варианты (т. е. это не разные слова, а разные варианты написания одного слова). В любом контексте возможно употребление любого из этих вариантов.
Спасибо.
Зачем это вообще надо? Была же идея перенести железнодорожный вокзал к 7км. И денег распилить можно намного больше, и Инкерман не трогать.
to Иоанн:
Речь не об этой постройке. Новый скит справа от дороги на сотку.
Самый разумный вариант транспортного развития города , это строительство моста на северную сторону , перенос на северную городского жд вокзала - благодаря этому можно будет увеличить скорость и количество поездов , пустить в том числе двухэтажные за счет отсутствия тоннелей
Дело конечно нужное, но проект сырой и не доработанный. Возможно дело в бюджетных деньгах.
Как бы, где бы?? А где 2млрд.?
Предлагаю такой вариант перекладки участка ЖД.:
1) Новый участок от 1529 км. пустить к ИНКЕРМАН-1 с ЖД мостом - это около 1км. Железнодорожный путь смещается на 350 м. от монастыря.
Здесь конечно есть земельные вопросы, но решаемые.
2) Перекладка участка дороги Симферопольского шоссе от заправки ТЭС через Чёрную речку к ЖД переезду, тоже с мостом. Существующий можно демонтировать.
3) Участок ЖД от1529 км. до Загайтанской скалы(поселения) можно демонтировать, а это 1,5 км.
Итог: 1. Дорогостоящее оборудование не требуется.
2. Короче становится путь.
3. Обслуживание упрощается
4. Сохраняется природа - не надо делать тонели (это сколько же породы и куда её девать?)
5. Древние поселения не пострадают, а это отложенные деньги на архиологические работы.
Я считаю,что здесь надо хорошо подумать.
Или пофиг???
А Dora и Gustav не справились.
нее, дно было в изуродованном Херсонесе. А это нам уже снизу постучали
Железную дорогу там проложили при царе -батюшке , т.е. претензии по неудобствам монастырю и сносу пещер - явно не к коммунякам. Без генплана города (его новой - под 1 000 000 населения- транспортной сетки, перспектив застройки Северной и т.д.) вбухать 4млрд. в эту фигню - можно оценить как преступление, даже без учета культурологического фактора, на который когда "хотим" глаза закрываем (видно на массе примеров новостроев в городе).
Главное богатство нашего города, после наших людей и военно-морского флота это объекты культурного наследия (памятники, памятные места. мемориальные комплексы и т.п.). А дорожно-транспортная инфраструктура несёт лишь прикладной характер, помимо повседневной перевозки людей и грузов, она призвана доставлять туристов к вышеуказанным объектам. И ради развития железнодорожного сообщения разрушать одно из главных богатств Севастополя не мудро. Надо искать другой выход, при котором и волки будут сыты и овцы целы, если всё так, как говорят научные сотрудники -историки.