Нереализованный проект городской электрички Севастополя стал поводом для масштабного судебного разбирательства между двумя федеральными учреждениями. Информация об этом содержится в материалах Арбитражного суда Республики Крым, с которыми ознакомились журналисты ForPost.
Три попытки
Напомним, что история «городской электрички» началась в Севастополе более трёх лет назад. Когда вице-премьер России Марат Хуснуллин анонсировал создание аналогов Московских центральных диаметров (МЦД) в ряде регионов страны, включая город-герой.
«У городской электрички Севастополя будет два маршрута. Поезда пустят от железнодорожного вокзала до Камышовой бухты и до Золотой Балки в Балаклаве. Часть пути не электрифицирована, поэтому по городу будут курсировать рельсовые автобусы РА-3 “Орлан” на дизельной тяге, которые выпускает завод “Метровагонмаш”. Проект включен в Федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя, на его реализацию предусмотрено четыре миллиарда рублей», – сообщалось в сентябре 2021 года.
Заказчик севастопольского проекта был определён практически сразу – им стало ФГУП «Крымская железная дорога». Однако найти проектировщика под важный инфраструктурный объект удалось только с третьей попытки.
Первую закупку отменили по итогам совещания с Маратом Хуснуллиным, прошедшего 4 мая 2021 года. Причиной такого решения, как сообщал ForPost, стала необходимость корректировки технического задания. Второй конкурс так же не привёл к подписанию контракта – единственная заявка, поступившая в ходе процедуры, была признана не соответствующей требованиям.
В результате разработчика документации определили лишь с третьего раза. В декабре 2021 года контракт на проектирование объектов городской электрички заключили с ФГБОУ «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» , коллектив которого к тому моменту уже был отмечен Президентом России Владимиром Путиным и награждён памятной медалью «За строительство Крымского моста».
«Учёными вуза была выявлена и обоснована необходимость оптимизации схем железнодорожных станций, через которые организовано движение поездов в Крым, подготовлен проект содержания железнодорожной части моста. Была разработана финансово-экономическая модель федерального государственного унитарного предприятия “Крымская железная дорога” и определены параметры его функционирования до 2025 года», – писало о заслугах университета издание «Санкт-петербургские ведомости».
Долгий проект
По изначальным условиям договора, заключённого между ФГУП «КЖД» и ФГБОУ ВО «ПГУПС», проект городской электрички должны были сдать ещё в 2022 году, но даже в 2023-м полный пакет документов всё ещё не был готов.
Нарушения обозначенных сроков в университете объясняли наличием в границах проектирования ряда объектов культурного наследия, а также необходимостью согласования проектных решений с компанией «ВАД», которая в тот момент занималась собственным проектом на территории Гагаринском района Севастополя.
«По заказу департамента транспорта Севастополя разрабатывается проект объекта капитального строительства – путепровода на ул. Правды, в связи с чем университету дополнительно необходимо было увязать проектные решения по двум объектам капитального строительства, что стало возможным реализовать только в апреле-мае текущего года», – уточняли представители подрядной организации в 2023 году.
Руководство учреждения просило не разрывать контракт в одностороннем порядке. Подрядчики отмечали, что, несмотря на увеличившийся объём работ, ни разу не просили об увеличении стоимости контракта, а писали лишь о продлении сроков его исполнения.
Готовность самого проекта, по словам представителей университета, к маю 2023-го составляла 80%. Университет обещал передать итоговую документацию на согласование до конца июня, чтобы затем – в июле 2023-го – получить положительное заключение Государственной экспертизы.
Однако «Крымскую железную дорогу», настаивавшую на устранении всех имеющихся замечаний в течение 10 дней, подобные аргументы не устроили, и уже 24 мая 2023 года на сайте государственных закупок было опубликовано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта стоимостью 130 млн рублей.
Судебный процесс
На фоне длительного отсутствия новостей о городской электричке севастопольцам могло показаться, что проект давно канул в Лету. Однако ключевые герои истории не забыли о нём до сих пор.
За расторжением контракта на проектирование городской электрички последовал судебный процесс. Заказчики документации – в лице ФГУП «Крымская железная дорога» – потребовали от петербургского университета вернуть аванс размером почти 40 млн рублей, но вместо этого получили встречное требование – выплатить более 100 млн рублей за работу, которую подрядчик провёл над проектом.
Рассмотрением дела, которое до последнего времени оставалось незамеченным СМИ, уже более года занимается Арбитражный суд Республики Крым. Следующее заседание пройдёт в Симферополе в декабре текущего года.
Андрей Гринев
Обсуждение (16)
Хоть какой то смысл в этой дизеличке был бы, если она ходила на Северную сторону, а в Балаклаву и Камышовую и так доехать можно.
Bip1,
Иено почти угробил удобный проезд в Балаклаву и продолжает это делать(
Проект городской электрички - изначальная утопия. Он был затеян потому, что оставались какие-то деньги, которые в пределах бюджетного нужно было "утилизировать", чтобы они не пропали при переходе на следующий. При этом Севастополю эта электричка нужна как собаке пятая нога. Она никогда не окупится. Это блеф, начатый ради освоения бюджетных средств с будущим нулевым практическим результатом.
Мезмозлый распил и потеря совести во время войны!!!!!
4 млрд коту под хвост по причине прохождения севастопольских пассажиропотоков далеко в стороне от имеющейся одноколейной жд ветки для грузовых перевозок в Камышовсикй морпорт,которую намерены использовать прожектеры распила.К тому же фанат "крепкой Турции" озвучивал намерения реанимировать морпорт.А деятельность морпорта жизненно увязана с движением грузовых поездов по жд ветке в порт.
Когда уже дойдет до "крепкого турка",что в Турции не только "Все включено" на побережье,но и активно работающие предприятия тяжелой и легкой промышленности,экспортирующие свою продукцию и работающие также на оборону страны. Вместо "крепкой Турции" Севастополь уверенно превращается в подобие китайского Коулуна -города-гетто,который в конце концов снесли и на его месте устроили парк.
Добыча пресной воды для Крыма из под дна Азовского моря - ДВА !!!!
Живут в параллельном с Севастополем мире., с нанятым хором славославов. Твёрдо уверенные, что народ не видит их схемы преступных махинаций. Вы зачем нагнетаете недовольство народа?
Ну не выходят у крепкого турка и его команды Ньювасюки, не выходят. Метафизика какая то. Отторгает их идеи земля Севастополя. Они наверное уже бы и сами рады отползти, особенно шеф всей этой шоблы, но кто же их отпустит от сюда бедолаг катаржных...
ЕСЛИ (!) сильно чешется двигать тему ЭЛЕКТРОтранспорта - ЛИЧНО Я за ЛЮБОЙ движ, который в перспективе ближайших ГОДА-ДВУХ (именно!) положит УВЕРЕННОЕ начало избавлению городских ДОРОГ от тихоходных усатых гробов, а городской ЭКОНОМИКИ - от НЕСОКРУШИМОЙ обузы, почему-то ДО СИХ ПОР прикрываемой дешёвой демагогией про "историческое достояние региона" и добрым именем Александра Круподёрова
Вот ну как так....
А чисто экспериментально, в пордке практического исследования, нельзя ли было сначала пригнать сюда пару таких вот "электричек на дизеле" - рельсовые автобусы РА-3 “Орлан” на дизельной тяге, которые выпускает завод “Метровагонмаш”, и обкатать идею?
Пути дополнительные под него делать никто не собирался, а значит маршруты возможны по существующей сети в пределах города. Инфраструктура пассажирская необходима, но уже вторична по отношению к выбору маршрутов, проектировать надо понимая что нужно, а что не нужно.
Если этот "проект" действительно задуман для пассажиров, а не для "проектировщиков и строителей".
Пустить из Камышей до Балаклавы / Инкермана / Мекензиевых / Верхнесадового / Инженерки вагончики такие или меньшие нельзя ли без этих миллиардов на разработку?
Как с переходом у Матроса Кошки. Нельзя попроще? Без "бороздят космические дали"...
Только на Северную! Остальное- ложь, провокация с распилом!
Если рассматривать всю железнодорожную сеть и все районы Севастополя, а не как некоторым нравится, лишь центральную часть города, то надо заметить, что значительная протяжённость пути всё же электрифицирована и, если существует некий гибрид - электробус, возможно менее вместитетльный, то он мог бы использоваться для предлагаемых альтернативных перевозок, обеспечивая лучшую экономичность, большую наполняемость, возможно, даже манёвренность и скорость...
https://metrowagonmash.ru/production/diesel_train/ra-3/
Предположим, некой заменой или дополнением "компенсационным" автобусам могла стать городкая электричка.
Стоявшая на запасаном где-то на запасом пути, она могла бы оказзываться на Инженерной балке, куда и разгрузились бы одновременно прибывшие автобусы маршрутов Северной стороны: 55, 48, 46, 42, 62, 52, 26С ...
Вместимость одного ("старого плохого") катреа - 250 пассажиров, что в несколько раз превышает вместимость любого из автобусов, при условии их полного "набивания" для сорокаминутного транзитного пути в объезд бухты.
Вместимость же предложенного для примера ж/д состава существенно больше. Это и более быстрая посадка, и комфортные, безопасне условия в пути. При закрытии рейда в несколько дней ,к ак происходт тепреь, чуть болшьшая продолжительность в пути, для многих будет несущественна. А количество компенсационных автобусов потреббуется меньше.
Возможно, в этой фантазии что-то есть?
На кону не десятки, а сотни миллионов денег. Неужели некуда потратить (утв.)
Интересно...