Последнюю пятницу ноября, в народе прозванную «чёрной», с нетерпением ждут и те, кто торгует, и те, кто покупает. Да и готовиться к ней начинают загодя. Ежегодно эта самая большая распродажа кружит людям головы скидками и обещаниями самых удачных покупок. Но так ли это на самом деле?
Как не попасть на удочку маркетологов и не поддаться всеобщему, лишающему здравомыслия ажиотажу? Действительно ли делаются «большие» скидки? И можно ли вернуть вещь, купленную по акции? ForPost решил разобраться в этом вместе с крымскими экспертами.
«Сети» уже расставлены?
Традиция «чёрной пятницы» берёт начало с 2009 года, когда в Китае одна из крупнейших интернет-площадок решила отметить всемирный день шопинга и запустила распродажу: цены были снижены в два раза. Со временем акция распространилась и в других странах и сегодня практически во всех уголках планеты вызывает недюжинный ажиотаж. Например, в США в «чёрную пятницу» очереди в магазины начинают выстраиваться с ночи.
В России магазины и маркетплейсы также начинают анонсировать большие распродажи сильно заранее. Однако нередко обещанные скидки оказываются маркетинговым ходом.
«Нельзя однозначно сказать о скидках в «чёрную пятницу», обман это или выгода для покупателя. Здесь многое зависит от подхода предпринимателей: не стоит забывать, что для продавца важно получить прибыль, — рассуждает экономист Андрей Вершицкий. — Поэтому многие продавцы начинают повышать цены заранее, а в день распродажи их снижают».
По словам специалиста, есть в арсенале продавцов и другие хитрости: например, некоторые офлайн-магазины в «чёрную пятницу» на ценнике пишут завышенную стоимость и перечёркивают её, оставляя реальную цену товара или даже повышая её до 50%. Таким образом, для покупателей создают иллюзию больших скидок. Этот же маркетинговый ход применяют и маркетплейсы.
С другой стороны, на некоторые позиции коммерсанты действительно могут снизить цену. Но это, как правило, компенсируется тем, что на другие, неакционные товары, стоимость подрастает. Таким образом, прибыль не снижается.
Чтобы не попасть впросак, Андрей Вершицкий советует любителям распродаж готовиться к ним заранее.
«На маркетплейсе можно понравившийся товар отложить в корзину или сделать скриншот его стоимости, чтобы понаблюдать за ценой до начала распродаж. Тогда можно будет понять, действительно ли это скидка или нет. Чтобы не делать спонтанных и ненужных приобретений, лучше также составить список покупок», — предложил экономист самые элементарные методы.
Главное — не спешить
Перечень хитростей и уловок, которые пускают в ход на период «бешеных скидок», можно продолжать и дальше. Некоторыми такими историями покупок с ForPost поделились сами крымчане.
«Заказала в «чёрную пятницу» по хорошей скидке — более 50% в интернет-магазине альгинатную маску объёмом 800 граммов. Когда забрала покупку из пункта выдачи, увидела, что до окончания срока годности осталось всего два месяца! И ведь продавец не нарушил закон: маска не просроченная. Но за такой срок использовать её невозможно, объём на год», — рассказывает жительница Симферополя Ирина.
А крымчанке Наталье нужен был холодильник. Женщина объездила магазины и выбрала понравившийся, но решила сразу не покупать, а дождаться ноябрьских распродаж. Но в «чёрную пятницу» её ждал неприятный сюрприз.
«В этот самый день я поехала в магазин, продавцы на ценнике написали цену, которой никогда не было и перечеркнули её, оставив стоимость на 20% выше, чем была несколько недель назад! Вот вам и распродажа», — поделилась открытием несостоявшаяся покупательница.
ForPost провёл и собственное расследование. Так, на одном российском маркетплейсе, где полным ходом идёт подготовка ко всемирному дню шопинга и анонсируются скидки в 90%, корреспондент издания отложил в виртуальную корзину некоторые товары, чтобы понаблюдать, как будут меняться цены. И вот результат: карнавальная маска дракона из пенополиуретана ещё в конце сентября стоила 174 рубля, а сейчас, накануне большой распродажи — 5110 рублей! Получается, что товар подорожал почти в 30 раз!
Аналогичная история произошла и с рыбочисткой: летом её цена была 360-500 рублей, сейчас — 1041 рубль. Другие же товары в корзине либо подорожали незначительно, на 150-200 рублей, либо цена на них вообще не изменилась.
Как не стать шопоголиком
Впрочем, и подобных разоблачений и советов за прошедшие годы было немало. И всё равно люди «ведутся» на привлекательные обещания. Кстати, к импульсивным покупкам в «чёрную пятницу» больше склонны женщины, чем мужчины. Таким наблюдением поделилась психолог Анна Антонец.
«Женщины более эмоциональны. Для многих шопинг является борьбой со стрессом. Но в целом склонность к импульсивным покупкам зависит не от пола человека, а от образа жизни, статуса, возраста. Чем меньше у человека возможностей получать удовольствие в жизни, тем больше он склонен к импульсивным покупкам», — пояснила специалист.
Именно поэтому индустрия продаж и сезонных скидок до сих пор процветает – ведь использует психологию и играет на человеческих триггерах и слабостях, чтобы побудить его к покупкам.
«Основной триггер — это жадность. Чем больше сумма скидки, тем больше эта вещь привлекает внимания», — отметила Анна Антонец.
Чтобы удержаться от импульсивных приобретений, психолог также советует составлять список покупок. А если вдруг вы захотели то, что в него не входит, из-за большой скидки, то прежде чем нажать решительно кнопочку «Купить», сделайте паузу, настройтесь и взвесьте все «за» и «против».
«Надо остановиться и подумать: как, для чего и с чем вы будете использовать эту вещь. Если это, например, аксессуар, то подойдёт ли он к вашей одежде, и нет ли у вас уже чего-то похожего. И вообще, как эта вещь встроится в ваш образ жизни», — пояснила собеседница ForPost.
А можно передумать?
Впрочем, если трезвомыслие не пришло во время акции, у покупателя ещё есть возможность «отыграть назад». О правах потребителей при покупке товаров на распродажах напомнили в Межрегиональном управлении Роспотребнадзора по Республике Крым и Севастополю.
От товара, купленного в интернет-магазине, в том числе по акции «чёрная пятница», можно отказаться в течение семи дней, если он сохранил товарный вид.
«Если товар, приобретённый в период распродаж, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае потребитель имеет все те же права, что и при “традиционной” торговле. Статьи 18-24 Закона “О защите прав потребителей” предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчёта стоимости, а также возврата продавцу товара с недостатками», — сказано на сайте надзорного ведомства.
Также согласно Закону «О защите прав потребителей» владелец агрегатора, через который была совершена покупка, обязан вернуть потребителю предоплату, если товар не доставлен в срок.
Кроме того, специалисты советуют проверять цену на товар со скидкой у других продавцов. Слишком низкая цена может прятать другие недостатки. Например, свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара.
«Попробуйте запросить у продавца сведения о подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя», — посоветовали в Роспотребнадзоре.
Ранее ForPost рассказывал, как некоторые продавцы в «чёрную пятницу» стараются придерживать хороший товар, а избавляются от неликвида, который в другое время «почти никто не покупает». Одна из причин этой «потребительской вакханалии» — отсутствие жёсткого контроля со стороны ФАС и Роспотребнадзора.
Юлия Суконкина
Фото: Татьяна Воробьёва|ForPost, скриншот маркетплейса, ForPost
Обсуждение (3)
вспомнить про черный вторник
Так полно народу, кто верит в эти "чудесные" мегаскидки.
Всерьез верят в скидки -90% ну да, скидка есть, но 10% и то, перед этим цена была завышена именно на 10 и больше процентов.
Думаете, у нас в стране кто-то будет торговать себе в убыток?