Позавчера, 4 апреля, США объявили, что Россия не может использовать валютные счета для выплат по своему внешнему долгу. Речь идёт о том, что по облигациям внешнего государственного займа наша страна ежемесячно должна уплачивать проценты, что фактически невозможно сделать, когда валютные счета заморожены.
Пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки уже заявила, что Россия поставлена перед выбором: объявить дефолт и признать невозможность выполнения обязательств, либо использовать для оплаты долга оставшиеся в распоряжении валютные резервы, тем самым истощая их.
Тут стоит напомнить, что в марте была аналогичная ситуация. Однако российский Минфин расплатился по долгам 16 марта, уплатив 600 млн долларов держателям облигаций.
После мартовской ситуации Минфин РФ выкупил большую часть (72%) собственных облигаций у российских держателей и аннулировал их. Проценты по оставшимся облигациям Минфин намеревался выплатить 4 апреля, но это стало невозможно после объявления Штатами запрета транзакций на замороженных российских счетах.
Впрочем, ситуация может очень быстро измениться.
«В получении выплат по долгу за облигации заинтересованы держатели этого долга. Вот именно это и произошло в марте, как исключение, как разовый нажим. Тогда держатели наших облигаций — а это западные корпорации, пенсионные фонды и так далее — нажали на американцев и сказали: «Ваши политические игры нас не интересуют, мы хотим доллары!» Что мешает ещё раз точно так же нажать? В марте американцы всего сутки думали и разрешили, хотя по международным правилам у нас был льготный месяц, который предусмотрен для таких сложных ситуаций», — прокомментировал ForPost нынешнюю ситуацию кандидат экономических наук Михаил Беляев.
А пока США не отыграли своего решения назад, в России ищут пути решения проблемы выплат по облигациям.
Сегодня, 6 апреля, Минфин РФ сообщил, что иностранный банк отказал в проведении транзакции по расчётам за российские еврооблигации в валюте. Поэтому операция на сумму в почти 650 млн долларов впервые прошла в рублях. Средства были зачислены на спецсчета иностранцев из недружественных стран, и конвертировать их в валюту они смогут только после того, как Запад разморозит счета России.
Читайте по теме: Погубят ли экономику России расчеты с Западом в рублях
Так ли страшен дефолт
На Западе вариант решения проблемы, когда валютные облигации оплачиваются рублями, уже назвали дефолтом России. По сути это значит, что кредитные рейтинги нашей страны будут понижены до максимально низких. Как следствие, Россия не сможет работать на западных фондовых рынках.
«Дефолт — это, конечно, неприятно. Однако невыполнение своих обязательств не означает остановку нашей экономики, но нам будет закрыт доступ к дальнейшему размещению наших ценных бумаг на внешнем (западном) рынке, а также невозможно будет использовать эти ценные бумаги как залог для получения кредитов. Если они будут дефолтного уровня, то нельзя будет делать ни то, ни другое», — пояснил экономист Беляев.
По его мнению, в этих условиях Россия может обратиться на фондовые рынки Востока. Подобная попытка уже предпринималась нашей страной десять лет назад, однако тогда она была безуспешной: никто особо не ждал Россию на Востоке.
«Но в экономике не стоит применять аналогии, ведь меняется экономическая ситуация, меняется политическая ситуация, меняется расстановка сил. Если десять лет назад Китай не набрал полной международной силы, то теперь он эту силу набрал, пытается противостоять Америке, и у него это кое-где получается. Так что не исключено, что теперь зайти на восточные рынки у нас получится», — сказал эксперт.
Одновременно Беляев отметил, что внешний долг России составляет 20% от ВВП (основной долг и проценты). По его мнению, это не очень много.
Тем более, что полезными для развития являются только инвестиции в реальный сектор экономики, а не вливания в наш финансовый рынок, когда деньги не перестают быть деньгами, а используются лишь для спекулятивного заработка.
Правда, точной информации о том, сколько средств за счёт внешних облигаций было вовлечено в реальный сектор экономики, а сколько крутится на фондовом рынке, в открытом доступе нет.
Читайте по теме: Песков и Псаки: как разгадать шараду с патриотом Ваней
Что ещё можно сделать
По словам Михаила Беляева, одним из путей компромиссного решения вопроса о выплатах России за выпущенные в валюте государственные облигации могли бы стать расчёты через «Газпромбанк», который не находится под санкциями.
Именно такой компромисс был достигнут, когда Россия начала настаивать на оплате в рублях за газ, поставляемый в Европу. Это был ответ нашей страны на заморозку валютных счетов, из-за чего мы утратили возможность распоряжаться поступившими за газ средствами.
Найденный компромисс состоит в том, что европейские покупатели теперь перечисляют оплату за газ в валюте в «Газпромбанк», а он переводит её в рубли и перечисляет их Газпрому.
«Можно проводить подобную операцию, только в обратном порядке. Иными словами, на счета «Газпромбанка» будет поступать сумма в рублях для оплаты внешних обязательств по ценным бумагам. Банк будет эту сумму через биржу конвертировать в валюту, и далее валюту отправлять держателям наших ценных бумаг», — сказал Беляев.
Единственной проблемой в таком случае будет то, что валютные риски, связанные с ослаблением рубля, будет нести Россия, ведь именно наш банк будет вынужден конвертировать рубли в валюту на бирже по текущему курсу.
Читайте по теме: Отказ Европы платить рубли за газ можно оценить как первую победу России
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
Разблокируйте свободную продажу баксов и евро, и узнаем. А так - никаких дефолтов!
Они скорее пытаются нас утянуть за собой.
Наш президент ВВП уже неоднократно прямо говорил, что фактически западние страны и америкосы сами себя уже объявили в состоянии дефолта....