Россия

Как и для чего россиян зомбируют по телефону

«Стоит вспомнить горький опыт февраля 1917 года. И тогда, и сейчас мы сталкиваемся с одним и тем же набором приёмов».

Фото:
коллаж Арина Розанова / ForPost

Атаки телефонных мошенников обрушились на россиян в минувшие дни, 20–22 декабря. По предварительным данным, жертвы не только отдавали деньги преступникам, но и по их указкам нападали на различные объекты.

Предвестия этого появились ещё в прошлый четверг, 19 декабря. В одном из случаев 19-летний студент взорвал фейерверки в банке в городе Железнодорожном Московской области.

По версии, озвученной Telegram-каналом Mash, парень «стал жертвой укромошенников — перед поджогом у него выманили» 600 тысяч рублей.

На следующий день, 20 декабря, ситуация стала накаляться.

Так, в банковском отделении в московском Тушине задержали мужчину, пытавшегося взорвать банкомат. В другом отделении — на Коровинском шоссе в столице — неизвестный разлил горючую смесь.

Они это сделали «по указке мошенников из украинских кол-центров», операторы которых «представляются силовиками и убеждают принять участие в "секретной операции по поимке мошенников"», уточнил Mash.

Далее пришла информация о происшествии в офисе банка на улице Яниса Райниса в Москве. Там мужчина зажёг фейерверки и попытался сбежать, но его задержала служба безопасности финучреждения. Возгорание потушили сотрудники банка до приезда пожарных, сообщил SHOT.

В субботу, 21 декабря, и в воскресенье, 22-го, сводка о подобных ЧП, за которыми могут стоять мошенники с Украины, была очень насыщенной.

Вот только некоторые из этих случаев:

  • город Отрадный в Подмосковье — пенсионерка по заданию злоумышленников с Украины, которым она отдала 120 тыс. руб., запустила пиротехнику в торговом центре «Форт»;
  • Санкт-Петербург — пожилая женщина, попавшая на крючок украинских жуликов, спичками и газом подожгла банкомат;
  • Екатеринбург — ведомые украинскими мошенниками неизвестные бросили коктейль Молотова в полицейский автомобиль, который стоял возле автосервиса на улице Чапаева, и сбежали. В результате этого происшествия повреждён бампер машины;
  • город Петушки во Владимирской области — учительница английского языка после перевода злоумышленникам 1,5 млн руб. попыталась поджечь отдел МВД, бросив в него коктейль Молотова. Её задержали, а полицейские сами ликвидировали возгорание.

Дважды используемая жертва

Факт того, что Украина превратилась в «мировой центр телефонного мошенничества и терроризма», известен уже давно, также не секрет, что эта деятельность «патронируется их спецслужбами», сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.

Вражеские технологии совершенствуются, расширяется и круг задач, добавил он:

«Если раньше противник удовлетворялся одним лишь выманиванием денег у подверженных внушению категорий граждан России, то теперь жертв мошенничества решили использовать по второму кругу: сначала обчистить их счета, а потом превратить в террористов и диверсантов. Логика врага незатейлива: если человека удалось обмануть в первый раз, почему бы не продолжить обманывать его и дальше. На что они рассчитывают? Вероятно, хотят кратно повысить количество диверсий и терактов, чтобы «перегрузить» и парализовать наши спецслужбы, действуют по принципу DDos-атак».

Похожее мнение высказал политтехнолог Михаил Павлив. По его словам, атаковавшие россиян люди — «это не мошенники и никакие это не аферисты».

Он считает, что действуют «не рядовые сотрудники кол-центров, а вполне себе сотрудники украинских спецслужб», работающие «по наиболее внушаемым персонам». Их находят «в ходе массовых обзвонов и массовой же отработки социальных сетей теми самыми печально известными кол-центрами», уточнил Павлив.

При этом, считает политтехнолог, эти «экстремисты» и «сотрудники украинских спецслужб» не получили «никакой материальной пользы от действий одураченных наших сограждан».

Волну организованных телефонных атак на граждан РФ уже нельзя воспринимать исключительно как мошенничество для выманивания денег — это целенаправленная деятельность, преследующая несколько стратегических целей, сказал ForPost политтехнолог Илья Марголин:

«Телефонные мошенники стремятся извлечь максимальную материальную выгоду, обманывая граждан и побуждая их к переводам крупных сумм. Однако это лишь вершина айсберга. Деньги используются для подпитки теневых структур, которые могут быть связаны с зарубежными деструктивными силами».

Какие цели у преступников

Вероятная цель этих происшествий, за которыми стоят злоумышленники с Украины, — создание «белого шума» для «хаоса происшествий, третирующего обывателей и перегружающего правоохранителей», полагает политтехнолог Михаил Павлив:

«Как в известной сказке про мальчика, который кричал: «Волки, волки». За этим мельтешением вполне может быть спрятан серьёзный удар врага. А на носу длинная череда праздников с массовыми гуляниями».

Нынешняя волна телефонных атак на россиян демонстрирует новый уровень — мошенники не просто обманывают, но и подстрекают их к противоправным действиям: нападениям на банки, полицейские отделы, имущество правоохранителей, считает политтехнолог Илья Марголин:

«Такие действия напоминают попытки организовать внутренний хаос и подорвать доверие к основам государственного управления. Массовый характер атак направлен на создание атмосферы страха и неуверенности среди населения. Когда граждане ощущают, что их финансы и личная безопасность находятся под угрозой, это разрушает основу стабильности в обществе».

По мнению политолога Вадима Сипрова, нынешняя и предыдущие волны мошеннических атак не имеют цели — это метод по дестабилизации ситуации внутри РФ.

Методы совершенствуются, цель остаётся неизменной: победить Россию на поле боя им не удаётся, значит, надо сделать всё, чтобы взорвать страну изнутри, рассуждает он.

И это не единственное направление, по которому враг работает на территории РФ, добавил Сипров:

«Стоит вспомнить горький опыт февраля 1917 года. И тогда, и сейчас мы сталкиваемся с одним и тем же набором приёмов: это и искусственное создание товарного дефицита, и в лучшем случае бездарное управление государственными финансами, и оголтелая антигосударственная пропаганда, которая пытается во всех реальных и мнимых провалах обвинить верховную власть. Сегодня эти приёмы эффективнее — коммуникационные и цифровые технологии расширили возможности манипулирования людьми».

Злоумышленникам помогают из России

Осторожный оптимизм внушает то, что современное общество ведёт себя куда более сознательно и осмысленно, во всяком случае такие провокации с Украины по большей части не срабатывают и ожидаемого эффекта не достигают, продолжил политолог Вадим Сипров.

По его словам, резонно поставить вопрос: почему враг не сворачивает активности на этом направлении?

Противник регулярно оценивает эффективность своей работы, а значит, с высокой степенью вероятности можно предположить как минимум четыре вещи, считает Сипров:

  • в России «активно работает пятая колонна, которая исправно снабжает врага актуализированными персональными данными граждан»;
  • действия «пятой колонны довольно хорошо координируются с врагом», центры координации находятся «несколько западнее Киева и вовсе не на Украине», волны мошеннических звонков «совпадают и с пиками активности ВСУ на фронте, и со многими неприятными событиями в нашем тылу»;
  • ответственность за передачу врагу персональных данных граждан РФ для чиновников и работников коммерческих структур, прежде всего банковских, — мизерная, а практика правоприменения по каким-то причинам не предаётся должной огласке;
  • проблема телефонного мошенничества подаётся в масс-медиа так, будто не идёт СВО, будто проблема возникла вчера, будто неизвестно, кем и как организована индустрия вытягивания денег из россиян, куда направляются эти средства.

«Смысл большинства сообщений об очередных преступлениях мошенников таков: «У пенсионера Ивана Ивановича выманили все сбережения. Иван Иванович — финансово безграмотный и сам во всём виноват». Уместна ли такая позиция в текущей политической ситуации? Оставлю этот вопрос открытым», — подытожил Вадим Сипров.

Что сделать для профилактики

Современные мошенники используют высокотехнологичные инструменты, подменяя номера телефонов и создавая иллюзию, что звонок поступает из банка, полиции или другой государственной структуры, напомнил политтехнолог Илья Марголин в разговоре с ForPost.

Кроме того, добавил он, сценарии преступников разработаны профессиональными психологами, которые знают, как надавить на самые чувствительные точки: безопасность семьи, сохранность сбережений, чувство долга перед государством.

Многие граждане, особенно пожилые, плохо ориентируются в современных финансовых инструментах и правилах безопасности, но привыкли доверять голосу на другом конце провода, особенно если он звучит официально и авторитетно, обратил внимание наш собеседник:

«Мошенники умело эксплуатируют уязвимости людей, которые находятся в состоянии стресса, страха или одиночества. Такие граждане легче поддаются манипуляциям, особенно если им предлагают «быстрые решения». При всей масштабности информационных кампаний люди часто склонны думать, что они «особенные» и могут отличить мошенника. Это ложное чувство уверенности играет на руку злоумышленникам».

По его словам, государство уже принимает меры по внедрению систем искусственного интеллекта для анализа подозрительных звонков и блокировки мошеннических телефонных номеров.

Но важно идти дальше: создать общенациональную платформу, где граждане смогут в режиме реального времени проверять, не является ли звонок мошенническим, уверен Марголин.

Кроме того, считает он, нужны такие шаги:

  • поправки в законодательство для ужесточения ответственности за телефонное мошенничество, в том числе за организацию таких схем;
  • повышение финансовой и цифровой грамотности населения сделать приоритетом. Организация всероссийских образовательных кампаний, интерактивных тренингов и онлайн-курсов поможет гражданам распознавать мошенников и защищать себя;
  • масштабная и непрерывная информационная работа, включая создание регулярных выпусков программ на телевидении и радио для освещения последних схем злоумышленников.

Алексей Лохвицкий

252
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (2 голосов)

Обсуждение (3)

Profile picture for user ulogin_yandex_10188876
3604
Olegbsss

по указке мошенников из украинских кол-центров

Это где на кол сажают? Такие центры просто необходимы для данной категории.

Profile picture for user Serggio
23884
Serggio

Стоит вспомнить горький опыт февраля 1917 года. И тогда, и сейчас мы сталкиваемся с одним и тем же набором приёмов: это и искусственное создание товарного дефицита, и в лучшем случае бездарное управление государственными финансами, и оголтелая антигосударственная пропаганда, которая пытается во всех реальных и мнимых провалах обвинить верховную власть. 

Зачем так далеко ходить? Можно и опыт подготовки развала Союза 1985-1991 годов вспомнить - всё в точности по описываемому сценарию.

Profile picture for user Шо, опять?
1446
Шо, опять?

Вот честно...Поражаюсь тупости определённой части населения. Который год все утюги вещают и заклинают не отвечать с незнакомых номеров...Пофигу всем...Если вам так уж необходимо отвечать на незнакомые звонки - заведите вторую копеечную "звонилку" и там развлекайтесь сколько хотите, и не регистрируйтесь ни в каких сомнительных сообществах где вам предлагают для регистрации предъявить скан чего то или кого то. Вы же сами провоцируете недобросовестных сотрудников некоторых ресурсов на всё что угодно.....

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2076

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
2970

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5266