Атаки телефонных мошенников обрушились на россиян в минувшие дни, 20–22 декабря. По предварительным данным, жертвы не только отдавали деньги преступникам, но и по их указкам нападали на различные объекты.
Предвестия этого появились ещё в прошлый четверг, 19 декабря. В одном из случаев 19-летний студент взорвал фейерверки в банке в городе Железнодорожном Московской области.
По версии, озвученной Telegram-каналом Mash, парень «стал жертвой укромошенников — перед поджогом у него выманили» 600 тысяч рублей.
На следующий день, 20 декабря, ситуация стала накаляться.
Так, в банковском отделении в московском Тушине задержали мужчину, пытавшегося взорвать банкомат. В другом отделении — на Коровинском шоссе в столице — неизвестный разлил горючую смесь.
Они это сделали «по указке мошенников из украинских кол-центров», операторы которых «представляются силовиками и убеждают принять участие в "секретной операции по поимке мошенников"», уточнил Mash.
Далее пришла информация о происшествии в офисе банка на улице Яниса Райниса в Москве. Там мужчина зажёг фейерверки и попытался сбежать, но его задержала служба безопасности финучреждения. Возгорание потушили сотрудники банка до приезда пожарных, сообщил SHOT.
В субботу, 21 декабря, и в воскресенье, 22-го, сводка о подобных ЧП, за которыми могут стоять мошенники с Украины, была очень насыщенной.
Вот только некоторые из этих случаев:
- город Отрадный в Подмосковье — пенсионерка по заданию злоумышленников с Украины, которым она отдала 120 тыс. руб., запустила пиротехнику в торговом центре «Форт»;
- Санкт-Петербург — пожилая женщина, попавшая на крючок украинских жуликов, спичками и газом подожгла банкомат;
- Екатеринбург — ведомые украинскими мошенниками неизвестные бросили коктейль Молотова в полицейский автомобиль, который стоял возле автосервиса на улице Чапаева, и сбежали. В результате этого происшествия повреждён бампер машины;
- город Петушки во Владимирской области — учительница английского языка после перевода злоумышленникам 1,5 млн руб. попыталась поджечь отдел МВД, бросив в него коктейль Молотова. Её задержали, а полицейские сами ликвидировали возгорание.
Дважды используемая жертва
Факт того, что Украина превратилась в «мировой центр телефонного мошенничества и терроризма», известен уже давно, также не секрет, что эта деятельность «патронируется их спецслужбами», сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
Вражеские технологии совершенствуются, расширяется и круг задач, добавил он:
«Если раньше противник удовлетворялся одним лишь выманиванием денег у подверженных внушению категорий граждан России, то теперь жертв мошенничества решили использовать по второму кругу: сначала обчистить их счета, а потом превратить в террористов и диверсантов. Логика врага незатейлива: если человека удалось обмануть в первый раз, почему бы не продолжить обманывать его и дальше. На что они рассчитывают? Вероятно, хотят кратно повысить количество диверсий и терактов, чтобы «перегрузить» и парализовать наши спецслужбы, действуют по принципу DDos-атак».
Похожее мнение высказал политтехнолог Михаил Павлив. По его словам, атаковавшие россиян люди — «это не мошенники и никакие это не аферисты».
Он считает, что действуют «не рядовые сотрудники кол-центров, а вполне себе сотрудники украинских спецслужб», работающие «по наиболее внушаемым персонам». Их находят «в ходе массовых обзвонов и массовой же отработки социальных сетей теми самыми печально известными кол-центрами», уточнил Павлив.
При этом, считает политтехнолог, эти «экстремисты» и «сотрудники украинских спецслужб» не получили «никакой материальной пользы от действий одураченных наших сограждан».
Волну организованных телефонных атак на граждан РФ уже нельзя воспринимать исключительно как мошенничество для выманивания денег — это целенаправленная деятельность, преследующая несколько стратегических целей, сказал ForPost политтехнолог Илья Марголин:
«Телефонные мошенники стремятся извлечь максимальную материальную выгоду, обманывая граждан и побуждая их к переводам крупных сумм. Однако это лишь вершина айсберга. Деньги используются для подпитки теневых структур, которые могут быть связаны с зарубежными деструктивными силами».
Какие цели у преступников
Вероятная цель этих происшествий, за которыми стоят злоумышленники с Украины, — создание «белого шума» для «хаоса происшествий, третирующего обывателей и перегружающего правоохранителей», полагает политтехнолог Михаил Павлив:
«Как в известной сказке про мальчика, который кричал: «Волки, волки». За этим мельтешением вполне может быть спрятан серьёзный удар врага. А на носу длинная череда праздников с массовыми гуляниями».
Нынешняя волна телефонных атак на россиян демонстрирует новый уровень — мошенники не просто обманывают, но и подстрекают их к противоправным действиям: нападениям на банки, полицейские отделы, имущество правоохранителей, считает политтехнолог Илья Марголин:
«Такие действия напоминают попытки организовать внутренний хаос и подорвать доверие к основам государственного управления. Массовый характер атак направлен на создание атмосферы страха и неуверенности среди населения. Когда граждане ощущают, что их финансы и личная безопасность находятся под угрозой, это разрушает основу стабильности в обществе».
По мнению политолога Вадима Сипрова, нынешняя и предыдущие волны мошеннических атак не имеют цели — это метод по дестабилизации ситуации внутри РФ.
Методы совершенствуются, цель остаётся неизменной: победить Россию на поле боя им не удаётся, значит, надо сделать всё, чтобы взорвать страну изнутри, рассуждает он.
И это не единственное направление, по которому враг работает на территории РФ, добавил Сипров:
«Стоит вспомнить горький опыт февраля 1917 года. И тогда, и сейчас мы сталкиваемся с одним и тем же набором приёмов: это и искусственное создание товарного дефицита, и в лучшем случае бездарное управление государственными финансами, и оголтелая антигосударственная пропаганда, которая пытается во всех реальных и мнимых провалах обвинить верховную власть. Сегодня эти приёмы эффективнее — коммуникационные и цифровые технологии расширили возможности манипулирования людьми».
Злоумышленникам помогают из России
Осторожный оптимизм внушает то, что современное общество ведёт себя куда более сознательно и осмысленно, во всяком случае такие провокации с Украины по большей части не срабатывают и ожидаемого эффекта не достигают, продолжил политолог Вадим Сипров.
По его словам, резонно поставить вопрос: почему враг не сворачивает активности на этом направлении?
Противник регулярно оценивает эффективность своей работы, а значит, с высокой степенью вероятности можно предположить как минимум четыре вещи, считает Сипров:
- в России «активно работает пятая колонна, которая исправно снабжает врага актуализированными персональными данными граждан»;
- действия «пятой колонны довольно хорошо координируются с врагом», центры координации находятся «несколько западнее Киева и вовсе не на Украине», волны мошеннических звонков «совпадают и с пиками активности ВСУ на фронте, и со многими неприятными событиями в нашем тылу»;
- ответственность за передачу врагу персональных данных граждан РФ для чиновников и работников коммерческих структур, прежде всего банковских, — мизерная, а практика правоприменения по каким-то причинам не предаётся должной огласке;
- проблема телефонного мошенничества подаётся в масс-медиа так, будто не идёт СВО, будто проблема возникла вчера, будто неизвестно, кем и как организована индустрия вытягивания денег из россиян, куда направляются эти средства.
«Смысл большинства сообщений об очередных преступлениях мошенников таков: «У пенсионера Ивана Ивановича выманили все сбережения. Иван Иванович — финансово безграмотный и сам во всём виноват». Уместна ли такая позиция в текущей политической ситуации? Оставлю этот вопрос открытым», — подытожил Вадим Сипров.
Что сделать для профилактики
Современные мошенники используют высокотехнологичные инструменты, подменяя номера телефонов и создавая иллюзию, что звонок поступает из банка, полиции или другой государственной структуры, напомнил политтехнолог Илья Марголин в разговоре с ForPost.
Кроме того, добавил он, сценарии преступников разработаны профессиональными психологами, которые знают, как надавить на самые чувствительные точки: безопасность семьи, сохранность сбережений, чувство долга перед государством.
Многие граждане, особенно пожилые, плохо ориентируются в современных финансовых инструментах и правилах безопасности, но привыкли доверять голосу на другом конце провода, особенно если он звучит официально и авторитетно, обратил внимание наш собеседник:
«Мошенники умело эксплуатируют уязвимости людей, которые находятся в состоянии стресса, страха или одиночества. Такие граждане легче поддаются манипуляциям, особенно если им предлагают «быстрые решения». При всей масштабности информационных кампаний люди часто склонны думать, что они «особенные» и могут отличить мошенника. Это ложное чувство уверенности играет на руку злоумышленникам».
По его словам, государство уже принимает меры по внедрению систем искусственного интеллекта для анализа подозрительных звонков и блокировки мошеннических телефонных номеров.
Но важно идти дальше: создать общенациональную платформу, где граждане смогут в режиме реального времени проверять, не является ли звонок мошенническим, уверен Марголин.
Кроме того, считает он, нужны такие шаги:
- поправки в законодательство для ужесточения ответственности за телефонное мошенничество, в том числе за организацию таких схем;
- повышение финансовой и цифровой грамотности населения сделать приоритетом. Организация всероссийских образовательных кампаний, интерактивных тренингов и онлайн-курсов поможет гражданам распознавать мошенников и защищать себя;
- масштабная и непрерывная информационная работа, включая создание регулярных выпусков программ на телевидении и радио для освещения последних схем злоумышленников.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (3)
по указке мошенников из украинских кол-центров
Это где на кол сажают? Такие центры просто необходимы для данной категории.
Зачем так далеко ходить? Можно и опыт подготовки развала Союза 1985-1991 годов вспомнить - всё в точности по описываемому сценарию.
Вот честно...Поражаюсь тупости определённой части населения. Который год все утюги вещают и заклинают не отвечать с незнакомых номеров...Пофигу всем...Если вам так уж необходимо отвечать на незнакомые звонки - заведите вторую копеечную "звонилку" и там развлекайтесь сколько хотите, и не регистрируйтесь ни в каких сомнительных сообществах где вам предлагают для регистрации предъявить скан чего то или кого то. Вы же сами провоцируете недобросовестных сотрудников некоторых ресурсов на всё что угодно.....