Министерство обороны может взять под своё крыло Братское кладбище на Северной стороне Севастополя, где покоятся герои обороны города периода Крымской войны – таковы последствия обращения депутата Госдумы Константина Затулина к министру обороны РФ Андрею Белоусову. Так почему же эта новость вызывает у горожан не только радость?
О приезде в Севастополь представителей Минобороны, итогом которого, как предполагается, могут стать придание Братскому кладбищу на Северной стороне статуса федерального военно-мемориального комплекса и передача его в ведение Министерства обороны, мы рассказали 14 ноября. Большинством наших читателей эта новость была расценена как позитивная. Но некоторые в комментариях высказали настроения, близкие к паническим. Дабы у сотрудников МО не сложилось предвзятое мнение о севастопольцах, и они не отказались от своих планов, мы решили прояснить основу этих страхов.
Главную роль тут, конечно, надо отдать печальным примерам объектов, ушедших в капремонты и реставрации, как в небытие. Пример первый и наиболее сокрушительный – Исторический бульвар, закрытый на реконструкцию в 2018 году. В июле 2024 года стало известно, что финал работ намечен на конец 2027 года (об этом говорится в ответе губернатора Михаила Развожаева депутату Госдумы РФ Владимиру Исакову).
После этого появились более обнадеживающие новости: по словам директора Музея обороны Севастополя Михаила Смородкина, работы будут проведены в 2025–2026 годах. Но после шести лет плохих новостей, как показал наш опрос, в это верят уже не все.
До сих пор не пришла к ожидаемому финалу и история со зданием Музея Крошицкого – она, как и в случае с Историческим бульваром, тоже началась в 2018 году. Сейчас работы на здании вроде бы закончились, но когда в него вернется музейная коллекция, по-прежнему неизвестно. И торопиться уже никому не хочется: лишь бы не пострадали картины. А основания тревожиться за них есть.
Этот список можно было бы продолжать долго. Но лучше напомним о планах, имевших непосредственное отношение к Братскому кладбищу. Они способны вызвать отторжение у любого нормального человека, но преподносили их севастопольцам на полном серьезе – правда, 10 лет назад, в 2014 году.
В мае 2014 года представители Екатеринбурга озвучили инициативу по реконструкции Братского кладбища со строительством на нем амфитеатра на 1500 мест для проведения здесь массовых и культурно-зрелищных мероприятий. В июле 2014 года эта концепция даже была рассмотрена Градостроительным советом города – правда, на этот раз идея с амфитеатром была несколько завуалирована. Теперь его называли террасой, подиумом для выступления симфонических оркестров и даже площадкой для будущего возможного выступления патриарха Кирилла или самого президента России.
По поводу привычки прикрываться именем президента там, где это совсем ни к чему, летом этого года прекрасно сказал севастопольский юрист, участник Русской весны Борис Колесников. Мотивация ссылающихся понятна: кто же после этого осмелится возразить? И действительно – на том градсовете, как ни дико это звучит, против проекта проголосовали всего два человека. К счастью, амфитеатр на Братском кладбище так и не появился. Зато спустя несколько недель появилось обращение севастопольского регионального штаба ОНФ к губернатору и градостроительному совету.
В открытом письме члены регионального штаба призывали защитить город от подобного рода сомнительных проектов, особенно в отсутствие Генерального плана, Правил землепользования и застройки и других необходимых градостроительных и планировочных документов. Об этом, подчеркивали они, горячо просят жители города, встревоженные обилием сомнительных предложений.
А прожектов, напомним, действительно было хоть отбавляй: от памятника Григорию Потёмкину на Приморском бульваре до знаменитого «Одуванчика» – правда, эта «красота» была снесена горожанами еще в 2013 году.
Открытое письмо подписали члены регионального штаба ОНФ Алексей Чалый, Екатерина Алтабаева, Григорий Донец, Александр Кулагин, Виктор Посметный, Вячеслав Горелов, Ольга Тимофеева, Алексендр Караваев, Сергей Кажанов, Дмитрий Жуков, Татьяна Щербакова, Екатерина Бубнова, Евгений Репенков, Виктор Субботин, Борис Колесников, Игорь Соловьев, Елена Баженова, Павел Буцай и другие члены штаба ОНФ. В числе прочего они предлагали правительству разработать проект Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний – «основываясь на законах РФ и опыте проведения подобных слушаний в других регионах страны».
«Сегодня у нас есть уникальная возможность беспрепятственно развивать город согласно Федеральной целевой программе, Концепции развития города и основанным на них долгосрочным планам и программам. Поэтому и гражданское общество, и власти Севастополя должны поставить заслон лоббистам, преследующим чьи-то корыстные интересы», – подчеркивали авторы обращения.
«Совершенно очевидно, что нельзя решать судьбу севастопольских памятников и чего-либо в Севастополе без севастопольцев. <> Я совершенно убеждена, что любые изменения внешнего облика любых памятников, исторических мест Севастополя должны производиться после совета с севастопольцами. У нас очень грамотные горожане, они всегда достаточно четко высказываются вот по таким принципиальным вещам, которые связаны с внешним обликом Севастополя», – говорила по этому же поводу историк, член экспертного совета Агентства стратегического развития Севастополя, а ныне – член Совета Федерации РФ Екатерина Алтабаева.
Сейчас воспоминания о тех днях вызывают острый приступ ностальгии. Многое изменилось: голоса регионального штаба ОНФ горожане не слышат, заксобрание практически полностью «очистилось» от людей, способных задавать острые вопросы (будем очень рады в этом ошибиться), общественные обсуждения, увы, зачастую обходятся без участия общественности, и даже там, где она ясно высказала свое мнение, это не всегда что-то меняет – достаточно вспомнить публичные обсуждения планов по застройке мыса Хрустальный. Но тогда поставить заслон наиболее вопиющим прожектам все-таки удалось.
Ну а что касается идеи вверить заботу о Братском кладбище, где лежат известные и безымянные герои далекой войны, – их можно только приветствовать. Дай-то Бог, чтобы все получилось.
Ольга Смирнова
Обсуждение (9)
Всё идёт по плану. Не мытьём так катанием заткнули голос народу. Посадили своих марионеток, соглашающихся со всем и всеми. Тишь да гладь.
Ну а чего же вы не упомянули другие «стройки века» под именем президента: новодельный «херсонес» и апартаменты-театр балета?
вот тут начало опасений
https://sevastopol.su/news/medinskogo-vozmutilo-sevastopolskoe-vino-proslavlyayuschee-britanskuyu-armiyu
и вот тут
а вообще,все куда залазят с большими деньгами уходит в небытие
d dd,
"Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости"... (В.М. Шукшин)
Следует добавить: ничего не могут - ничего не умеют, всё к чему бы не притронулись, - в "Г" превращается.
Вот так постепенно территории и исторические объекты Севастополя и уходят от него. Сначала им меняют статус на федеральный, а потом с ними можно делать что угодно, с нами уже даже не советуясь. А местным властям в ответ на все претензии и беспокойства "снизу" можно уже спокойно разводить руками и объяснять народу, что это, мол, "федерального подчинения объект, и город к нему никакого отношения не имеет, и поэтому повлиять на что-то уже никак нельзя-с".
Сколько мы уже потеряли таким образом, кто-нибудь считал? И сколько чего у нас ещё осталось, и осталось ли вообще?...
Министерству-обороны Р.Ф-не стыдно за раздолбанный памятник-стелу-Героям -летчикам погибшим в Великой Отечественной Войне ? Говорят -по телевизору ,что чтут память Героев..
Обертон,
не стыдно, советский памятник
"реконструкции Братского кладбища со строительством на нем амфитеатра на 1500 мест ' -кощунство -какое-то.........