Крым становился источником вдохновения для многих творческих людей, и каждый из них изображал полуостров по-своему. Однако далеко не каждому живописцу удалось войти в историю Крыма под титулом «художник-репортёр». О том, как пейзажи молодого итальянца Карло Боссоли принесли ему титул изобразительного журналиста, покорили Европу и саму королеву Викторию, узнал ForPost.
С детства в профессии
Карло Боссоли родился 6 декабря 1815 года в семье бедного итальянского ремесленника Пьетро Антонио Боссоли. Первые пять лет своей жизни мальчик провёл в Альпах — семейство жило в маленьком швейцарском городке Давеско. Но уже в 1820 году родители Карло приняли решение перебраться в Одессу.
«В то время Одесса была важным торговым портом, славилась оперным театром. К началу века итальянское население составляло десятую часть города», — объяснила решение семейства кандидат культурологии, доцент кафедры изобразительного и декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова Наталья Золотухина в статье «Историко-графическое воплощение Крыма в литографиях К. Боссоли».
В новом месте маленький Карло прошёл шестилетний курс обучения в школе монашеского ордена капуцинов, и затем, в возрасте 11 лет, впервые устроился на работу. Мальчик стал помогать местному торговцу антиквариатом и эстампами — печатными предметами искусства, прародителями современных плакатов.
Как пишет в своём исследовании Наталья Золотухина, лавка располагалась при печатной мастерской, благодаря чему будущий творец имел возможность постоянно общаться с любителями искусства и профессиональными художниками. Индивидуальный стиль Карла Боссоли начал складываться в 1828 году, когда 13-летний юноша стал помогать художнику и декоратору Одесской оперы Ринальдо Наннини.
«В это время он изучал живопись и рисунок, сформировался как художник и выработал свой собственный стиль, с сугубо реалистической манерой живописи. Карло Боссоли также создавал декорации к спектаклям, и именно таким образом его работы заметил генерал-губернатор Новороссийского края, граф Михаил Воронцов», — дополнила историю становления художника исследователь А. Измаилова в своей научной статье «Крымский пейзаж в картинах Карло Боссоли».
24 взгляда на Крым
Благодаря графу Воронцову в 1837 году Карло Боссоли выпустил своё первое издание чёрно-белых литографий. Как писала исследовательница А. Измаилова, после смерти отца семейство Боссоли впало в ещё большую бедность. Тогда генерал-губернатор решил прийти на помощь молодому художнику и его матери, и заказал у Карло Боссоли ряд картин с видами Одессы. Полотна вышли настолько удачными, что граф Воронцов приказал сформировать из них альбом.
Позднее супруга графа Воронцова отправила юного итальянца в Рим, чтобы он усовершенствовал свои навыки классической живописи. По возвращении с родины Карло Боссоли получил от генерал-губернатора Новороссийского края приглашение на работу в Крым и поселился в графском имени в Алупке. Граф Воронцов хотел, чтобы художник достоверно изобразил виды полуострова в своих литографиях.
Техника литографии, по замечаниям исследователей, в тридцатые и сороковые годы XIX века приобрела у художников особую популярность. Это разновидность печатной графики, при которой рисунок переносится с металлической или каменной формы на бумагу под давлением.
За два года жизни в Крыму по заданию графа Воронцова Карло Боссоли создал множество путевых записок и эскизов. Художник посещал местные пляжи, достопримечательности, городские площади, заглядывал в крымскотатарские деревни и даже дома.
Интересно, что крымские полотна у художника получались глубокими и объёмными. Добиться такого эффекта помогали контрастные полутона и работа со светом. Именно они делали многоплановые ландшафты, изображённые Боссоли, такими реалистичными и живыми.
«В работах Карло Боссоли, в том числе в крымских пейзажах, как правило, присутствуют люди, оживляя его полотна. Возможно, этому он научился ещё в Италии, что, в принципе, характерно для итальянской живописи», — предположила А.Измаилова.
Результатом проделанной работы стал альбом «24 взгляда на Крым», который Карло Боссоли издал в Одессе в 1842 году. Многие из работ того периода, посвящённые Алупкинской усадьбе, затем украшали стены парадных залов Воронцовского дворца в Одессе. Сейчас большинство из них хранится в Эрмитаже.
Покоритель Виктории
Но настоящий фурор в российском и европейском обществе того времени работы Боссоли произвели во время Крымской войны. С началом военной кампании у англичан появился спрос на крымские пейзажи — всем хотелось узнать, как выглядит далёкий край, в который отправился флот Туманного Альбиона. И предприимчивый Карло Боссоли, приехав в Британию в 1854 году, смог удовлетворить любопытство жителей островного государства.
Его крымские акварели имели потрясающий успех: британская знать, в числе которой была и сама королева Виктория, активно покупала полотна — только у правительницы страны их было четыре.
«В 1856 году литографическая компания королевы Виктории “Day & Son”, опубликовала серию его литографий под названием “Виды Крыма”. Эти работы представляли собой интересные этнографические и географические зарисовки, включая изображения жизни татар», — заметила автор статьи «Крымский пейзаж в картинах Карло Боссоли».
Многие влюблялись в работы Боссоли не только за их живописность, но и за то, насколько точно мастер передавал детали: улицы городов, фортификационные сооружения, корабли, элементы природы. Позднее за свою кропотливую работу художник был назван придворным живописцем принца Евгения Савойского, а его картины и гравюры распространились по музеям и частным коллекциям Европы. Уже после смерти художника исследователи окрестили его мастером «изобразительной журналистики» и «художником-репортёром».
К слову, мастера изобразительной журналистики не перевелись в Крыму и по сей день. Ранее ForPost рассказывал о симферопольском художнике Евгении Бадусеве, работы которого рассказывают о многообразии полуострова, его каменистых пляжах, пещерных городах и горных ущельях.
Елена Фокина
Фото: Карло Боссоли. Пейзажи и достопримечательности Крыма. — К.: «Мистецтво», 2003. — 69 с.
В статье была использована информация из следующих источников:
Золотухина Н., Кушнерева Л. Историко-графическое воплощение Крыма в литографиях К.Боссоли / Н. Золотухина, Л. Кушнерева // Форум молодых учёных. — 2018. — №6/1(22). — C. 1248 — 1251.
Измаилова А. Крымский пейзаж в картинах Карло Боссоли / А.Измаилова // Таврический научный обозреватель. — 2016. — №10(15). — С. 131 — 133.
Тюлюков Д., Пьянов А. Образ Ялты в живописи XVIII-XIX веков / Д. Тюлюков, А. Пьянов // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2020. — №11-1(50). — С. 53 — 55.