Лица города
Крошицкий Михаил Павлович
Советский живописец, музейный работник, директор севастопольского художественного музея.
Родился 17 ноября 1894 года (ск.04.04.1972 г.) в городе Севастополе в семье рабочего котельщика Севастопольского морского завода, его дед Потап Фомич Крошицкий матрос, участник Синопского сражения и обороны Севастополя 1854—1855 годов. Матрос 1-й статьи Потап Фомич Крошицкий после Синопской виктории на палубе флагмана «Императрица Мария» лично из рук капитан-лейтенанта П.С. Нахимова получил знак отличия Военного ордена Святого Георгия.
Детство прошло в домике на Костомаровской улице.
В 1905—1913 годах Михаил обучался в Севастопольской гимназии. Вольнослушатель Высшего художественного училища Императорской Академии художествв Петрограде в 1914—1917 годах, мастерская В. Е. Маковского. Участник выставочной деятельности с 1914 года. Учился также в мастерских И. И. Творожникова, В. Беляева, Г. Залемана.
Был художником 4-го запасного полка Юго-Западного фронта.
Участник революционных событий 1917 года, штурма Зимнего дворца в Петрограде, охранял дворец М. Ф. Кшесинской. Присутствовал на II Всероссийском Съезде Советов крестьянских депутатов, делал эскизы делегатов, рисовал В. И. Ленина. Позднее в 1933 году он выполнил на эту тему большое полотно.
В апреле 1918 года в Севастополе он был участником конференции по внешкольному образованию, в 1920 году руководил пролетарской изостудией при Курском отделе народного образования, был художником клуба 4-го запасного полка Юго-западного фронта.
С начала 1921 года вернувшись в Севастополь, М. П. Крошицкий сочетал службу с активной деятельностью в КрымОХРИСе.
1 августа 1924 года в стране был объявлен конкурс на проектный эскиз первого в Стране Советов революционного боевого ордена Красного Знамени. Михаил Крошицкий подал в комиссию два эскиза. За один из них ему вручили премию, два элемента эскиза вошли в окончательный вариант ордена, известного, правда, под авторством художника Владимира Денисова.
Председатель Севастопольской ассоциации художников, руководитель изостудии (1925—1930). В своих воспоминаниях М. П. Крошицкий писал: «Учитывая наличие в Севастополе художников-профессионалов, я вместе с художником Ю. И. Шпажинским устроил выставку картин, которая сыграла положительную роль в деле создания в 1924 году организации художников „Севастопольская Ассоциация художников“ на реалистической основе. На ней были представлены живописные, графические, скульптурные произведения всех членов Ассоциации. В отдельном зале размещались около 150 работ М. М. Казаса».
Научный сотрудник Севастопольской картинной галереи (1927—1929), заместитель директора Алупкинского Дворца-музея в 1929—1932 годах. Художественный редактор Воронежского издательства «Коммуна» в 1932—1934 годах. Один из создателей и директор (1934—1939) Воронежского областного музея изобразительных искусств. Сотрудничал со студией Н. С. Самокиша, преподавал в Симферопольском художественном училище, преподавание там вел и после войны.
Летом 1927 года севастопольской картинной галерее был передан двухэтажный дом бывшего кинотеатра «Лотос». Это здание примыкало с правой стороны к дому Гавалова — тому, где ныне располагается музей. Ремонт планировалось завершить в конце лета, и к этому времени относится окончательное решение о «переводе музея» в Севастополь. Директором был назначен Анатолий Григорьевич Коренев. Надежным помощником во всех музейных делах оказался принятый А. Г. Кореневым на единственную штатную должность научного сотрудника севастопольский художник, 33-летний Михаил Крошицкий.
В декабре 1939 года А. Г. Коренев переехал в Алупку, а М. П. Крошицкий, вернувшийся в родной город из Воронежа, где он возглавлял Музей изобразительных искусств, был назначен директором Севастопольской картинной галереи.
Михаил Павлович стал самым первым в нашей стране художником, запечатлевшим, так сказать, вживую на полотне самый первый час начала Великой Отечественной войны. На картине «Севастополь. 22 июня 1941 года» мы видим черное небо над городом в паучьих нитях прожекторов, балкон трехэтажного дома с женщиной, прижимающей к груди испуганного ребенка; а внизу, на улице,—бегущих санитаров с первыми жертвами войны на носилках…
Руководил эвакуацией музея в 1941 году, отплыл на транспорте из Южной бухты 12 ноября 1941 года, практически в одиночку сопровождал музейный груз от Севастополя до сибирского города Томска, сохранив в пути более 1200 произведений искусства. В эвакуации реставрировал экспонаты.
Бесценных картин, что сейчас представлены в музее, просто бы не стало. Крошицкому не давали пиломатериалы для упаковочных ящиков. Он ходил по разбомблённому городу и собирал в развалах остатки досок, мебели. А потом сам сколачивал ящики. Корабля для эвакуации не было, и Михаил Павлович две недели – в дождь, снег – сидел на своих ящиках на Царской пристани, уговаривая всех командиров взять его с грузом.
Разрушенное здание севастопольской картинной галереи. 1942 г.
Легенда гласит, что над ним сжалился один из командиров кораблей. За 12 минут матросы приняли груз. Но забрать остававшуюся на берегу семью Крошицкий не успел. Корабль ушёл, отстреливаясь от фашистов.
Однако будем придерживаться логики реалий осадного положения в Севастополе. На военный корабль, конечно же, без команды на эвакуацию никто никого не мог посадить. На самом же деле Крошицкий вышел на секретаря горкома партии Антонину Сарину, убедив ее, что музейные ценности следует срочно спасать. Она переговорила с членом Военсовета вице-адмиралом Н.М. Кулаковым, и командир эсминца получил соответствующее распоряжение…
Яркий пример. В декабре 1941 года командир эсминца, на который Михаил Крошицкий грузил с помощью матросов ящики с художественными ценностями, отвел ему на это всего 15 минут. Из 83 ящиков лишь в одном находились личные вещи Крошицкого—несколько картин и великолепная коллекция почтовых марок, которую художник собирал четверть века.
Казалось бы, именно этот ящик должен быть в первую очередь препровожден в каюту художника—как личное имущество. Ан нет. Его сгрузили 83-м номером, и именно он волею злого случая сорвался с троса и нашел вечное упокоение на илистом дне Царской пристани в Южной бухте.
В худом пальто и ботинках, без спецдокументов и денег Михаил Павлович пересёк Чёрное и Каспийское моря. Случайно получил весть, что семья его погибла. Но дело не бросил, нашёл вагоны и поехал вглубь страны. Полуголодный, он был в пути 13 месяцев, храня севастопольские ценности 11 тысяч километров.
Каждая новая отправка груза стоила директору Севастопольской картинной галереи, пожалуй, целого года жизни. Где-то ящики сбрасывали прямо в снег, под погрузку часто подавались вагоны из-под угля. В Барнауле груз загнали на запасной путь, и три добрых молодца с монтировками принялись было «раздевать» ящики «на дрова для госпиталя». Крошицкий взмолился: «Мужики, да ведь в ящиках этих музейный груз из Севастополя!» И произошло чудо. Сработало гордое имя—Севастополь. Начальник вокзала выделил вагоны, снабдил Крошицкого хлебом, тушенкой, кипятком и напутствовал: «С Богом!»
Только в Томске полуживого вытащили из вагона его и ящики с картинами. Крошицкого встречали крымские художники, эвакуированные в Сибирь. В частности, Михаил Щеглов оставил такие воспоминания: «Нашли вагоны с музейными экспонатами, открыли. Но в чем дело? Почему Михаил Павлович неподвижно лежит на одном из ящиков? Почему не встает? Кинулись к нему, а он без сознания, горит весь, температура под сорок. А на улице—лютый сибирский мороз. С воспалением легких Крошицкий попал в больницу…»
Михаил Крошицкий, Томск, 1944 г. Автопротрет.
К счастью, весть о гибели семьи оказалась ошибкой. Только в 1943 году Михаил Крошицкий узнает, что жена Нина Ивановна и дочь Оксана живы, (они понесли ему на пристань еду, в это время в их дом попала бомба) погибли мать и восьмимесячный сын.
После войны Крошицкий был награждён медалью «За оборону Севастополя». А дело своё продолжал. Именно он дал путёвку в художественную жизнь человеку, написавшему «Каменную летопись Севастополя» – Станиславу Чижу. Два человека, любившие город у моря, однажды встретились.
«Михаил Павлович, он же принимал сначала памятник, сначала модель Памятника Комсомольцам! Потом – процесс работы, он очень часто приходил, судя по фотографиям, на которых изображён и процесс лепки самих фигур. Михаил Павлович очень часто бывал в том ангаре на Корабельной стороне, он следил за процессом работы. Потом, после Памятника Комсомольцам, был памятник Борцам подполья. Но я очень хорошо помню день ухода из жизни Михаила Павловича Крошицкого, поскольку это было для родителей и в доме личной утратой. По настроению и по тяжести события», – подчеркнула художник Яна Чиж.
13 июня 1945 года спасенные и сохраненные М. П. Крошицким севастопольские ценности прибыли в Крым и были размещены в Симферопольской художественной галерее.
С 1945 по 1956 год был директором объединённой Севастопольской и Симферопольской картинной галереи в Симферополе.
С каждым годом музейная экспозиция в Симферополе становилась интереснее, разнообразнее, и нередко звучали предложения объединить коллекции, оставив все в столице Крыма. Однако М. П. Крошицкий неустанно повторял: «Галерея принадлежит Севастополю». Его авторитет, активная общественная, творческая, педагогическая деятельность помогали добиваться скорейшего возвращения в поднимающийся из руин родной город.
Наконец, осенью 1956 года спасенную и пополненную коллекцию Картинной галереи перевезли, предоставив помещение первого этажа в новом доме по ул. Марата, напротив Владимирского собора на Центральном городском холме. Торжественное открытие галереи состоялось 6 ноября. Всем было понятно, что это временный «приют», и в следующем году руководство города окончательно решило разместить галерею на проспекте Нахимова, рядом с ее довоенным местом расположения — в «доме Гавалова».
СПРАВКА: «Дом Гавалова»
Здание (по старой нумерации дом №33) было построено в 1899 году по заказу потомственного «почетного гражданина Севастополя», купца 1 гильдии Семена Христофоровича Гавалова. Он занимался банковской и страховой деятельностью. Это был доходный дом в традиционной схеме французского ренессанса с эклектическими включениями. Основное внимание уделено пластике первых двух этажей. Верхний этаж здания оформлен под многочисленные мансарды.
В 1900-1910-х годах на первом этаже находился магазин белья, полотен и приданого московских фабрикантов братьев А. и Я. Альшванг. Это был крупнейший промтоварный магазин города. Кроме того, здесь размещался обувной магазин С. М. Каракоза, а также отделения Московского международного и Соединённого банков. Квартиры второго и третьего этажей сдавал внаём, выше - проживал сам С. Х. Гавалов. В 30-х годах XX века первый этаж здания занимали магазины (по некоторым данным - магазин культтоваров), на втором - располагался Дом учителя.
В годы Великой Отечественной войны здание горело, фасад его был изуродован осколками бомб и снарядов, но в целом сохранился. Реставрация главного фасада была завершена лишь в 1974 году. Многие архитектурные и скульптурные детали выполнены заново.
"Дом Гавалова" в 1944 г.
13 апреля 1958 года, в День художника, галерея гостеприимно распахнула свои двери. С 1965 года Севастопольская картинная галерея, согласно приказу Министерства культуры Украины, стала называться «Севастопольский художественный музей».
В рубрике «Хроника культурной жизни» городская газета «Слава Севастополя» тогда информировала, что открылась «...значительно расширенная экспозиция..., а в одном из залов выставлены работы художников и скульпторов нашего города». 20 мая в газете были опубликованы восторженные отзывы посетителей и сообщалось, что галерею уже посетило более 12 тысяч человек. Все это очень радовало Михаила Павловича, но вскоре по состоянию здоровья он ушел на заслуженный отдых, однако часто бывал в галерее, занимался живописью, увлеченно фотографировал. Своим преемником он оставил Сергея Николаевича Соколова, человека военного, прошедшего войну, но который всю жизнь оставался художником, активным пропагандистом искусства.
Во второй половине жизни Крошицкий пережил несколько инфарктов, однако писал до конца дней.
Умер 4 апреля 1972 года в городе Москва, похоронен на Мемориальном кладбище советских воинов в посёлке Дергачи, Севастополь. На могиле установлен грудной бюст художника, высеченный из монолита.
За стойкость и мужество М. П. Крошицкий был награждён медалями «За оборону Севастополя» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1956 году присвоено звание Заслуженный деятель искусств Украины, также награждён знаками Министерства культуры СССР, ЦК Профсоюза работников культуры «За отличную работу», «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР».
Имя Михаила Крошицкого было присвоено Севастопольскому художественному музею 27 ноября 1991 года.
В Севастополе есть улица Крошицкого в Ленинском районе. Новая улица была названа его именем в 1992 году.