Лица города

Рубо Франц Алексеевич

Рубо Франц Алексеевич

Русский живописец, баталист, автор панорамы «Оборона Севастополя»

Франц Рубо родился 15 июня 1856 года (ск.13.03.1928 г.) в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта. Сначала он учился в Одесской художественной школе, а затем, в 1878 году, поступил в Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Каждые летние каникулы Франц Рубо проводил в России, писал этюды на Кавказе, Украине, в Средней Азии.

В 1881 году появились первые самостоятельные работы Рубо, лучшими из которых считаются «Отряд арабов» и «Атака запорожцев в степи». В них видно, что художник очень скрупулезно прорабатывает детали, добивается заглаженности, как бы эмалевости живописи.

Рубо писал батально-бытовые картины из жизни горцев, а также бытовые сцены из жизни украинцев. Переосмысливая жизнь юга России, художник часто изображал базары; в своих многочисленных поездках он живо интересовался обычаями чеченцев, черкесов, курдов, татар. Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем.

После окончания учебы в мюнхенской академии он начал создавать серию картин о жизни народов Кавказа и истории их присоединения к России. В 1880-1890 годах появились этюды Рубо «В горах Кавказа», «Всадник», «Группа кавказских горцев» и восемнадцать больших батальных картин для Тифлисского военно-исторического музея, которые сделали художника известным не только в России, но и в Европе. На его полотнах батальные сцены очень гармонично сочетаются с окружающим пейзажем. Рубо очень умело организовывал движение в пространстве.

Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи в Севастополе 5 октября 1854 года

Франц Рубо, «Отступление героев, защитников Севастополя 27 августа 1855 года», 1902 г.

В 1901-1904 годах Рубо работал над панорамой «Оборона Севастополя», посвященной героической обороне Севастополя во время Крымской войны в 1854-1955 годах.

В 1901 году художник получает от Комитета по увековечению памяти о героической обороне Севастополя (в 1854-1855 годах) заказ на создание большой военной панорамы. Рубо едет в Крым, чтобы лично увидеть места, связанные с обороной, делает несколько эскизов, изучает местность, документы истории тех событий. Для изображения он выбрал момент обороны города — бой на Малаховом кургане ранним утром 6 июня 1855 года.

Ф.Рубо во время работы над полотном Панорамы

Наброски и эскизы художник рисовал в Мюнхене а само панорамное полотно для Севастополя создавалось в Римстинге. Вместе с Францем Рубо два года над созданием панорамы трудились известные немецкие художники, cреди них - мастер исторических сцен Карл Беккер (1862 - 1934); Карл Кер (1866-1919); Фридрих Каллморген (1856- 1924); Петер Мюллер(1866-1949); Майкл Зенона Димер (1867м 1939); Kaрл Хуберт Фрош (1946 -1931); Оскар Мерте (1872 -1938), а также студенты из Баварской Академии художеств. В 1904 году монументальная картина была готова, и ее доставили из Баварии в Крым.

Летом 1903 года Рубо пригласили руководить батальной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств. И его лучшие ученики М. Греков, М. Авилов, К. Тир помогали ему в установке и реставрации панорамы.

Много внимания уделял Рубо психологии отдельных персонажей. Он сделал много этюдов непосредственно в Севастополе, изучал документы и встречался с участниками обороны. В панораме не заметишь суетливости или излишней пафосности. Все герои Рубо — люди с глубоким чувством достоинства, они не красуются, а просто честно выполняют свой долг.

Интересная история связана с одним из героев картины - адмиралом Нахимовым.

Опираясь на вполне достоверные исторические сведения Франц Рубо изобразил на панораме адмирала Павла Степановича Нахимова. Когда панорама была установлена, из Петербурга прибыла специальная комиссия с целью проверки соответствия генеральной линии придворной истории.

Комиссия потребовала Нахимова убрать и заменить его на главнокомандующего князя Горчакова, которого в день сражения на Малаховом кургане не было. В Петербурге не любили "нашего Пал Степаныча", как называли его матросы. Нахимовское "Лучше бы они мне бомб прислали!", в ответ на царскую награду, навсегда оттолкнуло его от высшего света.

Рубо отказался. И отказал ещё трём комиссиям. Панораму всё-таки пришлось открыть.

В 1909 году панораму перевезли в Петербург для показа Николаю II. Сам царь отказался ехать в Севастополь - революционные настроения после 1905 года еще не были до конца подавлены.

Рубо опять услышал замечания по поводу присутствия Нахимова, а также по поводу наличия на картине большого количества нижних чинов.

Пришлось закрыть Нахимова облаком дыма и изменить лица некоторых героев обороны. Горчакова Рубо так и не нарисовал.

Когда в конце 20-х годов ученик Рубо, советский художник М.Б. Греков, реставрировал панораму, фигура адмирала Нахимова была восстановлена.

Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года. В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, а затем отправилась в Севастополь.

Трагическая участь постигла панораму «Оборона Севастополя» во время Великой Отечественной войны, когда 25 июля 1942 года от бомбы загорелось здание, где она находилась. Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь, им пришлось разрезать полотно. Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия.

В 1911 году Рубо создал панораму «Бородинская битва». До нашего времени, к сожалению, дошел только фрагмент этого полотна, который вмонтирован в новый, написанный советскими художниками вариант панорамы (он с 1962 года находится в отдельном, специально построенном здании в Москве).

На Нижегородской Всероссийской выставке 1896 года экспонировалась еще одна панорама Рубо — «Штурм аула Ахуль-го» (резиденции Шамиля), к сожалению, она не сохранилась.

В 1912 году Рубо уехал в Германию и в связи с Первой мировой войной окончательно обосновался там.

Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении. «…Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником» — из воспоминаний Франца Рубо.

Живя за рубежом, Рубо не создал значительных произведений, но очень много сделал для пропаганды русского искусства. По его инициативе на традиционной Международной выставке в Мюнхене был образован специальный русский отдел, в ней принимали участие многие русские художники. В последние годы жизни писал в основном пейзажи Баварии.

Среди учеников Рубо были в дальнейшем известные мастера батальной живописи Митрофан Греков, Михаил Авилов, Петр Котов.

Ф.Рубо в черкесском костюме

Франц Рубо скончался 13 марта 1928 года в Мюнхене. Некрологи о смерти художника были опубликованы во многих немецких и зарубежных изданиях. В том же году памяти известного художника была посвящена ретроспективная выставка, организованная в Мюнхенской галерее Резиденции на улице Residenzstraße, 15.

Похоронили художника недалеко от его дома под Мюнхеном. Могила находится на кладбище неподалеку от входа в церковь бенедиктинского женского монастыря, построенного в 782 г. баварским герцогом Тассило III.

На надгробной плите высеченo: «Professor Franz Roubaund. 1856 –1928». Бронзовый барельеф с изображением Воскресения Господня изготовил немецкий скульптор Генри Вадере (1856 – 1950).

По информации проживаюшей в Мюнхене внучки художника Сильвии Рубо (род. в 1941 г.), известный мастер кисти похоронен в могиле своей дочери Анны (1893 – 1912), трагически погибшей на Кимзе во время занятий парусным спортом.

 

Поделитесь с друзьями:
Чтобы добавить или редактировать информацию о человеке, свяжитесь с модератором раздела. Тел. +79787044987 Электронная почта - gorobets70@mail.ru
1990