Группа специалистов Департамента по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны РФ работала в Севастополе с 10 по 13 ноября. Объектом их внимания стало Братское кладбище на Северной стороне Севастополя. Об этом сообщил председатель Исторической секции Военно-научного общества Черноморского флота Владимир Храмов.
Это внимание к кладбищу – следствие обращения депутата Государственной Думы РФ Константина Затулина к Андрею Белоусову. Его инициатива состоит в присвоении Братскому кладбищу и Свято-Никольскому храму-памятнику статуса федерального военно-мемориального комплекса и передаче его в ведение Министерства обороны.
Андрей Белоусов обращение депутата рассмотрел и дал соответствующие поручения. Для их выполнения Севастополь посетили заместитель начальника Департамента Андрей Таранов и начальник отдела военно-мемориальной работы Игорь Миронов. Они осмотрели Братское кладбище, встретились с настоятелем Свято-Никольского храма протоиереем о. Георгием Поляковым и представителями Военно-исторического братства духовно-патриотического возрождения, ознакомились с предложениями по благоустройству уникального военно-мемориального комплекса и приняли участие в совещании, которое состоялось в правительстве Севастополя.
Совещание в правительстве Севастополя прошло под руководством первого замгубернатора Севастополя Алексея Парикина. Участие в нем, как сообщается, приняли «представители заинтересованных структур». По итогам работы Андрей Таранов сообщил, что вполне удовлетворён ее результатами. По оценке специалистов, благоустройство Братского кладбища может занять два-три года. Ожидается, что свой вклад в эту работу внесет и Министерство культуры.
О том, что Братскому кладбищу на Северной стороне необходимо вернуть достойный вид, ForPost писал неоднократно – ведь здесь покоятся тысячи защитников Севастополя. Многие лежат безымянными в братских могилах, другие – Эдуард Тотлебен, Степан Хрулев и ещё многие военачальники – скончались уже в мирное время, но похоронить их попросили рядом с боевыми товарищами. И не сделать это место ухоженным, отдав тем самым дань памяти этим людям, просто непростительно.
Но в наших материалах содержались не только призывы и укоры. В октябре 2024 года мы рассказали о выходе в свет книги «Петропавловское. Братское. Стотысячное», над которой в соавторстве работали севастопольский краевед Владимир Морозов и питерский искусствовед Дарья Зайцева. Цель у книги вполне практическая: в ней содержится подтвержденная документами и схемами информация о том, как выглядели уже разрушенные или разрушающиеся надгробные памятники, а также как их следует восстанавливать. Как получить эту книгу, рассказано в материале ForPost.
О работе в этом направлении Владимира Морозова мы писали еще в 2019 году: этот человек на протяжении многих лет собирал и систематизировал информацию о захоронениях Братского кладбища, в том числе выявил местоположение 8 ранее не известных офицерских захоронений. Сейчас они включены в перечень региональных ОКН.
Увы – до выхода книги, которая издана тиражом 500 экземпляров на личные средства Дарьи Зайцевой, Владимир Морозов не дожил. Дарья Зайцева же с 2017 года занимается Братским кладбищем по контрактам с Севнаследием. Ее задачей было установить предмет охраны Братского кладбища в соответствии с едиными федеральными требованиями, провести его паспортизацию, определить охранные зоны. После этого стало возможным приступить к восстановлению захоронений.
Напомним, в сентябре 2025 года исполнится 170 лет с момента окончания первой обороны Севастополя. А в марте 2026-го – 170 лет со дня окончания Крымской войны. Давайте же наконец докажем, что слова «никто не забыт» – не пустой для нас звук.
Ольга Смирнова
Обсуждение (14)
Очень нужное дело. Восстановить, укрепить память о наших героях- защитников земли севастопольской.
Еще бы бандюганов 90-х оттуда убрать.
Росс,
Это точно, тоже захотелось прислониться к славе наших защитников, и не где - нибудь, а именно на Братском кладбище./ И чего там делает сын Януковича , тоже герой?, люди не понимают такое братство /
Росс,
И этого попа тоже.
Росс,
Ага, а ещё Георгия, покрывающего тех братков, косяки своего отпрыска и свои заодно тоже надо бы гнать подальше с его образом жизни.
Мелита,
Юрий Владимирович, AleStar, это точно. Ни Яныку, ни Полякову там не место.
Вообще непонятно, почему бы Полякову не устроиться исповедником при при каком-нибудь УИН, раз он так любит отморозков.
в перезахоронение бандитских "братков" с этого кладбища планируется? негоже бандитам лежать рядом с героями
К сожалению, реальных сил и средств для восстановления разрушенных могил кладбища сегодня нет. Разве только отдельные захоронения наиболее известных людей возможно можно восстановить.
Главное, чтобы во время "благоустройства" не уничтожили вековые краснокнижные фисташки туполистные, коих там великое множество!
geragera,
в свете последних "реставраций" бояться надо и за сами надгробия, а не только за деревья.
И не сделать это место ухоженным, отдав тем самым дань памяти этим людям, просто непростительно.
Будет как с Историческим бульваром!
В 2014 какие-то деятели привезли в Севастополь проект реновации Братского кладбища. Частью проекта был амфитеатр на южном склоне для проведения концертов и прочие безумные гигантизмы.
Теперь одолевают скверные предчувствия.
А что это за организация-Представители заинтересованных структур?
На старом,послевоенном городском кладбище Северной стороны,за забором в районе некрополя Януковичей, есть памятники на детских могилах 1949 года,украденные с Братского кладбища! Это памятник штабс-капитану Вазашерне, л-ту флотского экипажа Лазареву и др. Вот самый момент вернуть их истинным владельцам, тем более, что покойный Александр Михайлович определил места могил указанных защитников. С Константиновской батареи вернуть памятник полковнику Шатцу,который сперли и установили на братской могиле после освобождения города в 1944 году-не по христиански это,МРАКОБЕСИЕ!
Может для начала отремонтируют набережную в остатков плавучего моста на Нахимова. Теперь там с какого то перепугу земля под МО. Ремонт идет только до Мекензи . Это вообще как???? ХАП ХАП ХАП, но ничего не делают.