Осенью прошлого года в Севастополе была введена система персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО). С того времени ForPost неоднократно обращался к этой теме, обсуждая с экспертами плюсы и минусы нововведения, разбирая, с какими ошибками и тонкостями столкнулись родители при оформлении и использовании сертификата.
Однако эта ситуация по-прежнему вызывает у севастопольских родителей много вопросов, на которые они пытаются найти ответы, в том числе и с нашей помощью. Так в редакцию ForPost обратилась читательница по имени Екатерина, мама троих детей, двое из которых – школьники. Она считает, что внедрение сертификата ПФДО существенно ухудшает возможности севастопольских детей в дополнительном образовании.
Ответы на ряд заданных Екатериной вопросов мы получили от департамента образования Севастополя по официальному запросу.
Зачем это надо
Для начала напомним, что в 2019 году Министерство просвещения РФ запустило федеральный проект «Успех каждого ребёнка», входящий в национальный проект «Образование». Согласно этому проекту каждый ребёнок от 5 до 18 лет имеет право участвовать в программах дополнительного образования при наличии сертификата, который даёт ему возможность посещать лицензированные кружки и секции.
У каждого сертификата есть номинал – бюджетные деньги, выделяемые каждым регионом для оплаты дополнительного образования. Это напоминает сертификат на материнский капитал, когда семья не видит «живых» денег, потому что средства из бюджета идут напрямую в образовательную организацию. Так в Севастополе в 2022 году на сертификаты дополнительного образования было выделено 39 млн рублей.
Согласно информации сайта ПФДО, программы распределены по нескольким реестрам, название которых можно увидеть в описании каждого кружка в навигаторе сайта. Они делятся на:
- бюджетные (значимые) программы – бесплатные кружки, за посещение которых деньги с сертификата не списываются, но его наличие необходимо для записи в кружок;
- платные программы, которые сертификатом не оплачиваются и финансируются родителями;
- сертифицированные программы – именно эти кружки оплачиваются средствами сертификата.
С более полной информацией можно ознакомиться здесь.
Исходя из этого, становится понятно, что сертификат имеет два статуса: «сертификат учёта» и «сертификат персонифицированного финансирования». Это подтвердили и в департаменте образования города:
«Сертификат – это инструмент учета. На данный момент сертификат – единственный способ оценить реальный охват детей дополнительным образованием».
Правда, в ответе, который Екатерина в начале этого года получила от департамента образования, говорилось совершенно противоположное.
Раз мы выяснили, что сертификат нужен только тем детям, которые посещают кружки, отсюда возникает первый вопрос, который задаёт Екатерина: почему абсолютно всех детей в школах и садах нашего города обязывают получать сертификаты дополнительного образования, вне зависимости от того, собирается ребёнок посещать кружок или нет? Родителей при этом не опрашивают и не дают полной информации.
На это департамент образования ответил:
«Требований к наличию сертификата у ребенка, не посещающего кружки, нет».
Вопрос, почему школа требует 100% покрытия учащихся сертификатами, остался без ответа.
Рекомендовано не отказывать
На главный вопрос, заданный нашей читательницей, – имеет ли её ребёнок право посещать кружки в системе дополнительного образования без наличия сертификата – мы получили от департамента образования однозначный ответ.
«Освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ за счет средств бюджета города Севастополя возможно только при наличии сертификата дополнительного образования детей».
При этом департамент ссылается на постановление правительства Севастополя от 27.10.2021 № 540–ПП «Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образовании в городе Севастополе».
Екатерина в свою очередь считает, что это требование противоречит заявлению Министерства просвещения РФ, которое было дано в ответ на обращение председателя севастопольского отделения общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Екатерины Чепурной, а также противоречит конституционному праву граждан России на добровольность участия в эксперименте, которым и является «пилотный проект» по персонифицированному финансированию дополнительного образования.
ForPost связался с Екатериной Чепурной, которая подтвердила, что год назад обращалась в Министерство просвещения за разъяснениями, на что получила следующий ответ.
«Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, образовательным организациям рекомендовано не отказывать родителям (законным представителям) в приеме заявлений о приеме на обучение по дополнительным общеобразовательным программам без сертификата дополнительного образования», – сообщила заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Ольга Колударова.
В данном заявлении использовано слово «рекомендовано», которое носит, к сожалению, необязательный характер. Обычно подведомственные организации воспринимают «рекомендации» вышестоящих как однозначный приказ – но тут, видимо, другой случай, и правом поступать по-своему севастопольский департамент воспользовался.
Фактически ситуация в Севастополе сейчас такая: бюджетные организации дополнительного образования, с одной стороны, не имеют права отказать детям в предоставлении своих услуг, но с другой стороны, количество детей, посещающих кружки, учитывается вышестоящим органом только по предъявленному сертификату, что напрямую влияет на начисление педагогам заработной платы. Поэтому родителей настоятельно просят оформлять данный сертификат.
И здесь лимиты?
Ещё одна большая проблема, о которой говорят родители, выступающие против введения сертификатов, это ограничение количества кружков до трёх для одного ребёнка. Ранее их количество зависело только от желаний самого ребёнка и финансовых возможностей родителей.
«Выходит, что в следующий момент по чьему-то желанию их могут ограничить до одного-двух. Так можно всю сферу допобразования перевести на платные рельсы», – считает Екатерина.
Теоретически сертификатом можно оплатить и занятия в частной студии, однако система сертификации организаций достаточно сложная – мелким студиям и секциям практически невозможно выполнить все ее условия, а крупным кружкам нет смысла связываться с сертификатами – у них и так все хорошо.
По мнению департамента образования, в навигаторе достаточное количество программ – 1690. Их количество постоянно увеличивается, а сам портал регулярно обновляется. Там можно прочитать актуальную информацию о самих программах и о тех, кто их реализует.
«Одновременно ребенок может посещать три программы из реестров бюджетных программ, для этого на сертификате необязательно должны быть средства. Если ребенок посещает одну или несколько сертифицированных программ, то количество бюджетных сокращается до двух. Все ограничения действуют только на одновременное посещение», – уточнили в департаменте образования.
Хватит не всем?
Кроме того, родителей волнует, куда списываются неиспользованные средства с сертификатов. По ответу департамента, если сертификат не используется для оплаты сертифицированных кружков, то сумма, закрепленная за ним, будет ежемесячно пропорционально (на 1/12) уменьшаться, и, таким образом, в конце года средств на сертификате не останется. С нового календарного года на сертификат снова будут зачислены денежные средства.
«В 2022/2023 учебном году программа персонифицированного финансирования позволяет 2500 детям воспользоваться номиналом сертификата в 16 393,00 руб. Если один из 2500 детей не использует сертификат для освоения сертифицированных программ или использует его не в полной мере, то за счет этой экономии количество детей, имеющих возможность освоить сертифицированные программы, увеличится», – заявили в департаменте образования.
Следует напомнить, что детей в возрасте от 5 до 18 лет в Севастополе около 78 тысяч, на сегодняшний день сертификаты получили 35 550 тысяч детей, на следующий учебный год бюджетом города выделено 40 млн рублей. Путём несложных вычислений можно узнать, что этих денег для оплаты сертифицированных кружков хватит только 7% детей, имеющим сегодня сертификат. А от общего числа детей в городе это всего около 3%.
Еще раз отметим, что это касается только той части программ, за которые списываются деньги с сертификата, но всё равно математика тревожная.
Уже есть примеры других регионов России, где из-за нехватки региональных средств количество сертификатов оказалось ограничено, и лишь небольшое количество детей получило возможность обучаться за средства сертификата.
«Например, в Ханты-Мансийском автономном округе родители встали, и машина начала откатываться обратно. А в некоторых регионах поставлены под удар национальные кружки, такие как народные ремёсла, шитьё, плетение, фольклор. А где биология, где астрономия? А кто будет ракеты строить?» – спрашивает Екатерина.
Забюрократили – но защитили ли?
Стоит также отметить, что раньше у ребёнка было больше свободы в выборе, какой кружок посещать, когда его менять, искать «свой». С введением сертификатов это стало затруднено, так как система перехода из одного кружка в другой достаточно сложная и длительная.
«Надо отозвать заявление, иногда оно по электронке не отзывается. Надо ехать в главный офис, отзывать, потом аннулировать. После окончания этой процедуры для нового кружка надо снова писать заявление», – объясняет Екатерина.
Для родителей по-прежнему остро стоит вопрос утечки данных их детей, так как не понятно, кто несёт ответственность за их сохранность и кто к ним имеет доступ. Разобраться в этом вопросе невозможно, так как сайт навигатора ПФДО принадлежит частному лицу.
Кроме всего прочего, при использовании сертификатов возникает много ошибок. На наш вопрос, почему ряд получивших сертификат детей оказались автоматически зачислены в кружки, в которые никогда не записывались, департамент образования ответил, что ответственность за создание заявок и зачисление обучающихся без их ведома несет руководитель образовательного учреждения.
«В случае, если образовательное учреждение без ведома родителя создает заявку на обучение ребенка – уведомление об этом поступает на электронную почту, привязанную к личному кабинету сертификата. Дополнительной защитой от несанкционированного зачисления на обучение является установка кодового слова. Также на портале pfdo.ru каждый пользователь может проверить осваиваемые программы без авторизации в личном кабинете сертификата. Если какое-либо зачисление является недействительным (фейковым), уведомление об этом направляется в Региональный модельный центр дополнительного образования детей в городе Севастополе. По результатам обработки вышеуказанных уведомлений 75% из них направлены ошибочно, т.к. оригиналы заявлений на обучение по программам находятся в образовательных учреждениях», – говорят в департаменте.
К сожалению, написанное на бумаге далеко не всегда так же хорошо работает на деле, а цифра 75% заставляет ещё больше задуматься.
***
Из всего этого следует, что вопросов у родителей к сертификатам по-прежнему остаётся много. К сожалению, часто они остаются без ответа, например, на сайте ПДО|Севастополь сотрудники не всегда идут на контакт, часто игнорируют неудобные вопросы или отвечают только на некоторые из них.
«В СССР были хорошие наработки, а мы растеряли всё. Я усматриваю в этом систему разрушения. Минусов огромное количество. А, наверное, эта история могла выглядеть красиво», – говорит Екатерина.
Напомним, что не так давно на заседании правительства города были подведены итоги внедрения системы ПФДО за первый год. Отчёту по этому вопросу ForPost посвятил отдельный материал.
Инга Налеч
Фото: ForPost
Обсуждение (10)
Если коротенечко и без лишних эмоций, то вся эта возня с сертификатиками - это еще один шажочек к разрушению и так шаткой позиции дополнительного образования в Севастополе
В этом учебном году у меня не получилось зачислить ребенка на секцию без сертификата. Писала везде, вплоть до Минпросвещения. Последнее ответило, если кратко, что дело отдано на откуп регионам, что на местах хотят, то и творят, а вы слушайтесь.
Очень горько и досадно, что война за образование наших детей нами, родителями, проигрывается. И что делать по этому поводу, как сопротивляться, мне не ясно. Мы разрознены, бОльшая часть плывет по течению, ни о чём не думая.
to Василиса Осетрова: Про "по течению" это точно.
Цитата: "городская среда Севастополя пока не очень дружелюбна к людям с ограниченными возможностями. Вопросов очень много, а их решение напрямую зависит от того, как исполнительная власть наладит диалог с городскими организациями инвалидов."
Ещё цитата: "Можно ли полностью приспособить город для маломобильных граждан?".
Думаю, что можно попробовать. Для этого в порядке эксперимента пересадить несколько чиновников в приказном порядке на инвалидные коляски. Особенно тех, от которых зависит проектирование городской среды для маломобильных граждан.
Ведь кто-то принимал
модульные санузлы в обновлённом сквере 60-летия Октябрьской революции в Инкермане, которые не соответствуют нормам.
Включить инвалида колясочника в состав любой комиссии по приёмке объектов благоустройства и строительства.
Или Е.Горлову принимать объекты, сев на время в коляску.
Течёт ВОДОПАД,и уровень высокий.
Ох, прав был дедушка Крылов!:"А вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!".
Инга, поздравляю, хороший материал.
Материал-то хороший,но детям от этого не легче.СССР был супергосударством,в чем нынешняя действительность уступает.Намного! На порядок.В свое время "смог" организовать посещение Артека.Хотя эти места предназначались для детишек-внучат определенных товарищей.Запомнилось на всю жизнь.
И жизнь тогда не казалась такой........
Работает поколение "пепси". Пишут правила ради правил, законы ради законов, интересы детей, их развитие и просвещение ни министерство, ни законодателей не волнуют. Нужна Партия родителей для защиты детей.