Леваневский Сигизмунд Александрович

Леваневский Сигизмунд Александрович

Полярный летчик, участник спасения челюскинцев, выпускник Качинской авиационной школы в Севастополе, Герой Советского Союза

Родился 2 мая 1902 года (пог.13.08.1937 г.) в городе Санкт-Петербурге. Поляк.

В детстве и юности продолжительное время жил в деревне Сокулка Гродненской губернии (ныне – город Сокулки, Польша). В 1916 году окончил 3 класса уездного училища. Работал чернорабочим на заводе.

Участник Октябрьской революции 1917 года, красногвардеец. Участвовал в проведении массовых обысков в городе, разыскивал продовольственные запасы на товарных станциях.

В Красной Армии с 1918 года, боец продотряда в Вятской губернии. Участник гражданской войны: с 1919 года – командир роты и батальона, начальник штаба и командир стрелкового полка (Восточный фронт). В 1921 году участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.

С 1921 года – завхоз 4-го воздухоплавательного отряда (город Петроград).

Осенью 1923 года направлен на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков (Кача), но опоздал к началу занятий.

Временно работал завхозом Севастопольской военной школы морских лётчиков (ВШМЛ).

С 1924 года – курсант Севастопольской ВШМЛ, окончил её в 1925 году.

 Служил в строевых частях ВВС Красной Армии. Затем – лётчик-инструктор Севастопольской ВШМЛ.

С 1928 года С.А.Леваневский – в запасе.

В 1928-1929 годах – лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима.

В 1929-1933 годах – начальник Всеукраинской лётной школы Осоавиахима (город Полтава).

С весны 1933 года – в Полярной авиации.

Летом 1933 года перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск.

13 июля 1933 года вылетел на Чукотку для оказания помощи потерпевшему аварию при выполнении кругосветного перелёта американскому лётчику Дж.Маттерну.

20 июля 1933 года доставил американца в город Ном (Аляска).

Осенью 1933 года совершил ряд агитперелётов по Украине.

13 февраля 1934 года находившийся в экспедиции пароход "Челюскин" затерло льдинами в Чукотском море. Судно буквально сплющило с разных сторон, и в течение двух часов оно ушло под воду. В результате катастрофы 104 человека оказались на льду. Одного члена экипажа завалило грузами, и он так и остался на затонувшем судне. Ситуация требовала решительных действий, иначе все выжившие могли погибнуть.

В Москве создали специальную Правительственную комиссию во главе с Валерианом Куйбышевым. Ее первое решение гласило: необходимо эвакуировать людей при помощи авиации. 5 марта полярный летчик Анатолий Ляпидевский смог приземлиться у лагеря и снять со льдины десять женщин и двоих детей. Всего до 13 апреля летчики совершили 23 рейса, постепенно перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140–160 км от места ледовой стоянки. За судьбой пассажиров "Челюскина" следил весь мир.

Члены экипажа "Челюскина" встречают самолет Ляпидевского

Шесть летчиков, снявших людей со льдины, стали первыми Героями Советского Союза. Седьмым это звание присвоили Сигизмунду Леваневскому, хотя он не вывез из ледового лагеря челюскинцев ни одного человека. С началом операции его командировали в США для приобретения двух современных и пригодных для эксплуатации в Арктике самолетов. Сигизмунда выбрали потому, что именно он годом раньше доставил на родину американского пилота Джеймса Маттерна.

Леваневский приобрел за границей летающие лодки "Консолидейтед Флейстер". На одной из них 29 марта 1934 года он вылетел из Нома в чукотский поселок Ванкарем. Однако из-за обледенения и вынужденной посадки на мысе Онман, севернее Чукотки, летчик так и не добрался до цели.

Самолет был разбит, пилот получил ранения. Из-за случившегося летчик не принимал непосредственного участия в спасении челюскинцев. Однако Леваневский доставил на собачьих упряжках уполномоченного комиссии Г.А.Ушакова (по другой версии, врача к заболевшему полярнику), что было высоко оценено в Москве.

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 20 апреля 1934 года за беспримерную героическую работу лётчиков, осуществивших спасение челюскинцев, Леваневскому Сигизмунду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Пилот Сигизмунд Леваневский был «звездой» Советского Союза, любимцем Иосифа Сталина и почетным гостем в Кремле. Его фото печатали на марках, а остальные летчики хотели быть похожими на него.

С 1934 года учился в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В начале 1935 года прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс, идею которого он выдвинул на страницах газеты «Правда».

После тщательной подготовки специально созданный для рекорда АНТ-25 конструкции Андрея Туполева с экипажем в составе Сигизмунда Леваневского (командир), Георгия Байдукова (второй пилот) и Виктора Левченко (штурман) предпринял такую попытку. Беспосадочный перелет пролегал по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско. Экипаж стартовал 3 августа 1935 года. Однако после прохождения 2000 км, или 11% пути, полет пришлось прекратить из-за сильной течи масла. Машина совершила вынужденную посадку неподалеку от Новгорода.

При обсуждении в Кремле на первый взгляд сугубо технических вопросов перелета Леваневский попросил слово и, обращаясь к Сталину и Молотову, обвинил главного конструктора Туполева во вредительстве и сознательном создании некачественных самолетов. Патриарх советского самолетостроения, по свидетельствам очевидцев, побледнел как полотно. Смягчить ситуацию удалось Байдукову. Он увел тему в обсуждение технических деталей.

Летом 1936 года С.А.Леваневский выехал в США для закупки самолёта для нового трансарктического перелёта. Не найдя там ничего подходящего, закупил гидросамолёт «Валти» V-1А, и 5 августа 1936 года вылетел на нём из Лос-Анджелеса и, через Сан-Франциско, Уэлен, Якутск и Свердловск, 13 сентября 1936 года прибыл в Москву.

В апреле-мае 1937 года испытал в Севастополе, а затем перегнал в Москву закупленные в США амфибию S-43 и летающую лодку «Дуглас» DF.

Мало кто знает, что именно Леваневскому принадлежала идея перелета из Советского Союза в США через Северный полюс.

Иосиф Сталин отправил Леваневского последним, чтобы, скорее всего, предыдущих два экипажа как следует испытали все сложности маршрута.

Утром 18 июня 1937 года экипаж доработанного АНТ-25 во главе с Валерием Чкаловым (учеником еще одного прославленного летчика-севастопольца Константина Арцеулова) оторвался от полосы Щелковского аэродрома. Из-за ошибок метеорологов экипажу пришлось лететь выше намеченной высоты, запаса кислорода на борту оказалось недостаточно. У самой границы США, когда самолету потребовалось миновать Скалистые горы и подняться чуть повыше, весь кислород использовал пилотировавший тогда Байдуков. Чкалов с Александром Беляковым фактически бессильно лежали на дне кабины, страдая от удушья. Но они выдержали испытание. Преодолев 9130 км и пробыв в воздухе 63 часа, АНТ-25 20 июня приземлился на аэродроме Ванкувер, штат Вашингтон.

Вторым был экипаж Громова. В июле он добрался до Калифорнии. Через месяц третья команда во главе с Леваневским стартовала на Аляску.

Если героическая эпопея спасения челюскинцев, за судьбой которых следила вся страна, и подвиг летчиков сплотили советский народ, то перелет через Северный полюс советских самолетов с отечественными моторами продемонстрировал явные успехи СССР. Всего за 20 лет своего существования страна, к которой многие на Западе относились с предубеждением, считали отсталой, смогла выполнить то, что никому не было тогда по силам. Летчикам-героям рукоплескали американцы, весь мир, а профессия авиатора стала одной из самых престижных у советских молодых людей.

12 августа 1937 года в 18.15 на четырёхмоторном самолёте ДБ-А (бортовой номер Н-209) (второй пилот – Н.Г.Кастанаев, штурман – В.И.Левченко, бортрадист – Н.Я.Галковский, бортмеханики – Г.Т.Побежимов и Н.Н.Годовиков) С.А.Леваневский стартовал по маршруту Москва – Северный полюс – Фэрбенкс (США).

Из Фэрбенкса самолёт, после дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года в 13.40 самолёт прошёл Северный полюс. В 14.32 с борта самолёта поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор. На этом связь оборвалась. Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолёт так и не был найден. По одной из наиболее аргументированных версий, Н-209 потерпел катастрофу недалеко от берегов Аляски.

Больше о судьбе самолёта и экипажа достоверно ничего не известно, кроме неподтверждённых радиограмм, принятых радиолюбителем Ф. М. Пилясовым на советском Крайнем Севере около 22:00 13 августа («Идём на трёх, снизились, вижу ледяные горы») и теплоходом «Батум» 30 сентября в 17.32 московского времени («лат 83-Норд лонг 179 вест РЛ»). После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.

Существует несколько версий места падения самолёта Н-209, но ни одна из них не нашла документального подтверждения.

По одной из версий, самолёт долетел до побережья США, где 13 августа 1937 года эскимосы острова Бартер в море Бофорта слышали шум, похожий на летящую моторную лодку, а 14 августа радиостанции Анкориджа перехватили сообщение, в котором говорилось: «Не имеем ориентировки. Затруднения с передатчиком». Американскими лётчиками были обследованы районы возможного падения, но безрезультатно.

По другой, подтверждаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолёт отклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль (или Себян-Кюель; ныне Кобяйский улус Якутии), где, по свидетельствам местных жителей, до войны находили доску с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мёртвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Советская Россия» были организованы экспедиции на это озеро. Они сумели найти могилу, в которой с помощью приборов смогли найти много золота, но не имели возможности раскопать её[уточнить]. Люди же, видевшие могилу, к этому времени все умерли. Одним из организаторов (заместитель начальника экспедиции в 1982 году, один из двух руководителей в 1986 году) был офтальмолог Э. Р. Мулдашев, ставший позднее известным благодаря своим мистическим публикациям в центральной прессе.

 Третья версия, выдвинутая Елецким В. И., предполагает, что самолёт Леваневского совершил вынужденную посадку на ледовый шельф Уорд Хант острова Элсмир Канадского архипелага, после чего экипаж 1,5 месяца пытался связаться с «большой землёй».

Четвёртая, выдвинутая океанологом Н. Н. Зубовым, состоит в том, что самолёт дотянул до одного из многочисленных безлюдных ледяных островов у северной оконечности Элсмира, вместе с которым был вынесен в Гренландское море после многолетних блужданий в Арктике. В качестве аргумента учёный, в частности, указывает, что все поисковые полёты советских и американских пилотов в 1937—1938 годах проходили вдали от основных путей передвижения таких дрейфующих островов.

1 февраля 2013 года экспедиция Русского Географического общества обнаружила на Ямале обломки самолёта с рифлёной дюралевой поверхностью. Предположение, что найдены обломки самолёта Леваневского, является ошибочным, поскольку обшивка ДБ-А гладкая.

В марте 1999 года Дэннис Тёрстон, сотрудник Службы по управлению полезными ископаемыми (Minerals Management Service) в Анкоридже, нашёл обломки на мелководье залива Кемдэн, между заливом Прудо и посёлком Кактовик на острове Бартер у северного побережья Аляски в море Бофорта. В средствах массовой информации предположили, что это обломки самолёта Леваневского, но следующие попытки обнаружить их не увенчались успехом.

В признательных показаниях арестованного в октябре 1937 года авиаконструктора А. Н. Туполева помимо прочего, содержится утверждение, что он «срывал перелёт Леваневского через полюс».

Именем Леваневского названы улицы в Архангельске, Казани, Липецке, Москве, Полтаве, Пятигорске, Сумах, Туле и других городах, остров в Баренцевом море, гора в Антарктиде. Николаевское военное авиационное училище морских лётчиков носило имя Героя. В городе Полтава (Украина) на доме, в котором жил С.А.Леваневский, установлена мемориальная доска.

В Севастополе есть улица Леваневского в Нахимовском районе на Северной стороне (между площадью Генерала Захарова и улицей Циолковского). Бывшая Перевозная улица. Переименована 4 ноября 1934 г.

Поделитесь с друзьями:
Чтобы добавить или редактировать информацию о человеке, свяжитесь с модератором раздела. Тел. +79787044987 Электронная почта - gorobets70@mail.ru