Лента новостей

Григорович Иван Константинович

ForPost - Лица Города: Григорович Иван Константинович

Почетный гражданин Севастополя, главный командир Черноморского флота, последний морской министр Российской империи.

Родился в Санкт-Петербурге 7 января 1853 года (ск. 03.03.1930 г.) в семье потомственного дворянина, флотского офицера Константина Ивановича Григоровича. Детские годы провел в Ревеле, где учился – удивительное совпадение! – в одном классе с еще двумя будущими морскими знаменитостями: Владимиром Бэром, будущим первым командиром крейсера «Варяг», и Евгением Егорьевым, будущим командиром крейсера «Аврора».

В 1874 году он окончил Морской корпус, гардемарином прошел годичную корабельную практику, после чего был произведен в мичманы.

В 1883 году в чине лейтенанта принял командование своим первым кораблём — новопостроенным портовым судном «Колдунчик». В последующие годы командовал пароходом «Рыбка» в Кронштадте.

В 1888—1889 годах — флаг-офицер штаба начальника эскадры Тихого океана. В 1890—1891 годах — командир парохода «Петербург», старший офицер фрегата «Герцог Эдинбургский». В 1893 году старший офицер на корвете «Витязь» и крейсере «Адмирал Корнилов». В 1895 году — командир крейсера II ранга «Разбойник», монитора береговой обороны «Броненосец», минного крейсера «Воевода».

В 1896 году он был морским атташе Великобритании, а с 1899 года в Тулоне (Франция) курировал строительство мощного броненосца «Цесаревич», в командование которым и вступил.

 В 1903 году "Цесаревич" прибыл в Порт- Артур. 9 февраля 1904 года броненосец был торпедирован японскими быстроходными миноносцами, но, благодаря распорядительности Григоровича и умелым действиям команды броненосец остался на плаву. Принимал участие в отражении атак, и это был единственный в то время броненосец, который сохранился в русско-японской войне и вернулся на Балтику.

28 марта 1904 года Григорович был произведён в контр-адмиралы с назначением командиром порта Порт-Артур. В этой должности пробыл всю осаду крепости. Благодаря административным способностям Григоровича и заведённому им образцовому порядку во всех областях портового хозяйства, флот до конца осады ремонтировался, не знал недостатка в угле, материалах снабжения и боевых запасах. После падения Порт-Артура, И. К. Григорович прибыл в Петербург и был временно прикомандирован к Главному морскому штабу.

После окончания этой войны Григорович был направлен на Черноморский флот. Он был начальником штаба ЧФ (1905-1905 г.г.), исполнял обязанности главного командира Черноморского флота и портов (1906 г.). Он занял эту должность после убийства революционерами вице-адмирала Чухнина Г.П.

14 мая 1906 года в Севастополе во время церковного парада по случаю коронования императорских высочеств Николая Александровича и Александры Федоровны (парад проходил у владимирского собора на центральном холме), начальник штаба ЧФ Григорович был тяжело ранен в голову и контужен от бомбы террориста. Местная боевая дружина эсеров предприняла в это время попытку покушения на коменданта крепости генерал-лейтенанта А.Неплюева. В нем принимали участие гимназист Николай Макаров и матрос Иван Фролов. Их прикрывали четверо боевиков, находившихся в толпе. Когда 14 мая, во время церковного парада у Владимирского собора, Фролов попытался метнуть бомбу в коменданта, она взорвалась у него в руках, убив 6 и ранив 37 мирных жителей.

 Это был очень сложный год – историки помнят, после 1905 года последовал год терактов, когда на высших государственных деятелей совершались покушения.

В газете «Крымский вестник» описан этот случай как «Покушение на генерала Неплюева», но есть архивные документы о том, что именно очень сильно пострадал начальник штаба Черноморского флота. Многие исследователи предполагают, что именно эти ранения – он и в Порт-Артуре был ранен в голову – послужили причинами его страшной болезни в будущем.

Он назначается на должность командира порта в Любаве, затем, с 1908 по 1909, занимает пост заместителя морского министра, и 2 апреля 1911 г. при поддержке государственной Думы и многих членов правительства он назначается морским министром.

Это была непростая в те времена должность, т.к. после войны с Японией упал престиж флота, техническое состояние флота было плохим, бюрократия мешала развернуться. Пришлось даже императору Николаю II вмешаться и отправить на его имя телеграмму, которую он приказом от 4 (17) ноября 1911 года обнародовал по флоту: «…1-го сего ноября я удостоился получить от Его Императорского Величества Высокомилостивейшую телеграмму следующего содержания: “Прошу Вас, Иван Константинович, не обращать внимания на нападки на Вас лично и на Морское ведомство. Продолжайте твердо и неуклонно порученное Вам дело воссоздания флота…”».

С этим временем связана новая эра в создании военного флота, именно Григоровичу удалось убедить правительство и Госдуму выделить на строительство флота 500 миллионов рублей золотом, и в этом его поддержал Петр Аркадьевич Столыпин.

19 июня 1912 года на заседании государственной Думы 3 созыва состоялось принятие судостроительной программы по возрождению флота. Программа состояла из 2 больших разделов – по усилению Балтийского флота и спешного усиления Черноморского флота.

Для черноморского флота предстояло построить линейные корабли «Император Николай I», 2 легких крейсера типа «Адмирал Нахимов», 8 эсминцев и 6 подводных лодок типа «Лебедь».

Доброхоты упорно уговаривали министра разместить хотя бы часть заказов за границей. Одна из американских компаний даже предложила Григоровичу взятку в миллион рублей. Но он был убежден в том, что русский флот нужно строить "руками русских рабочих, из русских материалов и на русской территории".

Григоровича волновала проблема кадрового офицерского состава, об этом он очень много писал сам, в своих воспоминаниях, они также хранятся в архиве, исследователи ими занимаются. Удалось расшифровать пока только 1 часть, которую он писал, когда еще был здоров. Почерк очень сложный…

Во время Первой мировой войны благодаря мерам, принятыми министром, Россия была надежно закрыта с моря. Благодаря усилиям нового министра русский флот имел уже 9 линкоров, 14 крейсеров, 71 эсминец, 23 подлодки, а в годы войны пополнился еще 9 линкорами, 29 эсминцами и 35 подлодками. Были созданы лучшие в мире эсминцы типа «Новик» и линкоры типа «Севастополь», первые в мире тральщики.

Более того, 100 % линкоров, 40 % крейсеров и 30 % эсминцев, построенных по приказу Григоровича накануне и в годы Первой мировой войны, участвовали и в Великой Отечественной.

Один из его современников писал: «Энергия и распорядительность Ивана Константиновича творят чудеса… Флот существует, и заслуга в том Григоровича бесспорна».

И.К.Григорович в годы первой мировой войны

В 1913 году в Севастополе по инициативе Григоровича был учрежден новый Морской Корпус, здание которого построилось в 1915 году и располагалось на восточном склоне балки Голландия. К сожалению, в период 1 мировой войны Корпус так и не сделал ни одного выпуска офицеров, хотя кадеты были набраны, и учёба началась.

Морской кадетский корпус в "Голландии". Фото 1915 г.

22 октября 1916 года на экстренном заседании городской севастопольской Думы морскому министру И.К. Григоровичу было присвоено звание почетного гражданина нашего города. Благодаря ему город получил 550 тысяч рублей на строительство отеля-санатория для нижних чинов. Строительство этого санатория было осуществлено при романовском институте физических методов лечения.

Ходатайство было направлено на рассмотрение императору, и император 14 декабря 1916 года  утвердил Григоровича в этом звании. Григорович стал последним почетным гражданином уходящей эпохи, в 1917 году  институт почетного гражданства был упразднен.

После Февральской революции 1 марта 1917 года смещён с должности, уволен от службы приказом А. И. Гучкова от 31 марта 1917 года.

Была создана «Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц». Секретарем комиссии был назначен известный поэт Александр Блок. Он участвовал в допросах, вел протоколы и лично допрашивал подследственных. Начались обыски и аресты членов царского правительства. Пришли и в адмиралтейскую квартиру Григоровича, изъяли служебные и личные документы. Иван Константинович лежал с высокой температурой. Видимо, это и спасло его от ареста…

С июня 1919 года И. К. Григорович работал сотрудником Петроградского отделения Главного управления Единого государственного архивного фонда, его военного научно-издательского отдела. С 1 января 1920 года в связи с реорганизацией архивов переведён в штат Морского архива. В октябре 1921 года уволен из Морского архива в связи с сокращением штатов. В 1920 году И. К. Григорович также числился сотрудником Морской исторической комиссии (Морискома), получая за это скудный паёк.

Работать приходилось в трудных условиях, в неотапливаемом помещении архива. За послереволюционные годы Григорович дважды перенёс крупозное воспаление лёгких. У Григоровича не было дров для отопления квартиры и зимой 1920/1921 года он некоторое время жил на квартире военно-морского инженера и конструктора кораблей А. Н. Крылова, у которого были дрова.

Написал «Воспоминания бывшего морского министра», закончив работу к весне 1919 года. Воспоминания были написаны осторожно, почти не затрагивали политических вопросов и описывали события только до начала Февральской революции. Тем не менее они пролежали в архиве более 70 лет и были впервые опубликованы только в 1993 году.

Выжить ему помогло умение рисовать. Он писал небольшие миниатюры на берегу Невы. Но в это голодное время никто не покупал пейзажи… Тогда он стал рисовать рекламы, например, тортов для кондитерских на Невском проспекте. В это время он был уже тяжело болен (опухоль головного мозга) и, как свидетельствуют его родственники, он падал на улице в обмороки – от голода, от холода… Он зашивал адмиральские пуговицы, чтобы никто не видел звания, что он – адмирал. 

С конца 1923 года Григорович начал оформлять документы на выезд за границу для лечения. 14 апреля 1924 года в Петроградском губотделе НКВД РСФСР ему было отказано в выезде за границу. Однако позднее Григоровичу всё же удалось добиться разрешения на выезд, и осенью 1924 года он уехал во Францию, где и остался.

Жил бедно в небольшом курортном городке Ментона на юге Франции, снимая комнату в пансионе. Зарабатывал на жизнь, продавая свои картины. Григоровичу, как кавалеру ордена Почетного легиона, от французского правительства полагалась пенсия. Но он от нее отказался "по принципиальным соображениям".

Скончался 3 марта 1930 года в возрасте 77 лет. Был похоронен во Франции на русском кладбище в Ментоне.

В 2005 году отряд кораблей Черноморского флота РФ в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва» и сторожевого корабля «Пытливый» совершил заход в порт Ментона на Лазурном берегу Франции, где взял на борт урну с прахом адмирала И. К. Григоровича. Из Ментоны прах адмирала доставили в Новороссийск. Там прах адмирала встречал лично командующий Черноморским флотом, гремел артиллерийский салют; гроб адмирала, когда его перевозили по городу в аэропорт, был установлен на пушечном лафете. Прах адмирала, по традиции, переносили шесть капитанов, но без фуражек. Из Новороссийска самолётом прах переправили в Санкт-Петербург. Там, в соответствии с завещанием Григоровича, его останки были похоронены в сохранившемся семейном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург). На его могильной плите выбита надпись: «Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе…».

И. К. Григорович был женат на Марии Николаевне Шемякиной, троюродной сестре В. И. Ульянова (Ленина).

Когда начались репрессии 30 годов, у него было 2 дочери, одна из них со всей семьей была репрессирована, другая спаслась, так как удалось выехать за границу.

В честь И. К. Григоровича назван боевой корабль Российского флота — сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович», переданный ВМФ России 10 марта 2016 года.

На петербургской станции метро «Адмиралтейская», открытой в 2011 году, среди портретов-барельефов шести выдающихся адмиралов Российской империи есть и портрет Григоровича.

В Севастополе имя Ивана Григоровича увековечено на доске Почетных граждан Севастополя (до 1917 г.) в центре города (возле помещения Поста №1)

См. также Тотлебен Э.И., Кислинский П.И., Перелешин П.А., Кази М.И., Рихтер О.Б., Богданович Е.В.

 

Поделитесь с друзьями:

551

Чтобы добавить или редактировать информацию о человеке, свяжитесь с модератором раздела. Тел. +79787044987 Электронная почта - gorobets70@mail.ru

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

Как яхта Геринга стала главным парусником Черноморского флота

Вокруг яхты «Орион» ходит много слухов и легенд.
20:03
853
5

Лесники благоустраивают маршрут к одному из «мест силы» в Крыму

К началу летнего сезона всё будет готово.
19:15
610
2

Власти Севастополя подтвердили падение военного самолёта, пилот катапультировался

Губернатор города заверил, что жизни лётчика ничего не угрожает.
18:28
7591
9

В Севастополе упал военный самолет

Причины инцидента пока официально не комментировались.
18:17
8146
11

ТОП 5