Россия

Беги, хватай: как паника разгоняет цены и как избежать ажиотажных покупок

«Ты купил, я купил, мы его не любим — он тоже купил. Все купили». М. Жванецкий

Самый серьёзный ажиотажный спрос на продукты и товары, повлекший увеличение цен на них, в 2022 году Россия пережила в феврале-марте. В это время руководство страны решило провести специальную военную операцию, а Запад — радикально усилить санкционное давление на РФ. Даже частичная мобилизация осенью не вызвала на потребительском рынке того эффекта, что возник полугодом ранее.

Резкое и постоянное увеличение розничных покупок в первые «шоковые» месяцы СВО показали данные Росстата. Граждане выбирали из магазинов продукты и товары, использующиеся вдолгую: бакалею, одежду, обувь, бытовую технику и лекарства.

продажи товары продукты ажиотажный спрос

Это, соответственно, повлекло рост цен на розничном рынке.

цены продукты ажиотажный спрос

А вот в сентябре и октябре, когда шла частичная мобилизация, «потребительская» реакция оказалась сдержанной: или незначительный рост спроса, или его увеличение с последующим уменьшением.

продажа продукты спрос

Отражалось это и на ценовой политике розничной торговли.

цены продукты спрос

Это можно связать с мерами, принятыми федеральным центром для стабилизации ситуации в стране с весны 2022 года. Например, введение валютных ограничений, оказание помощи гражданам и бизнесу, запуск параллельного импорта.

Читайте также: Экономика России не рухнула в 2022-м, значит, рухнет в 2023-м?

Политика и психология

Экономисты, следившие за ситуацией в начале года, отметили особо повысившийся спрос на непродовольственные товары: мебель, электро- и бытовую технику, автомобили. А также на бакалею, большая часть которой делается из отечественного сырья в России, хотя запас этих продуктов был достаточным и их производство продолжалось.

Ажиотажный спрос был вызван опасением людей, что предложение и доступность товаров будут сильно ограничены из-за санкций, ухода ряда зарубежных компаний из РФ и ослабления рубля. А главной проблемой тогда были масштабы логистических недостатков в экономике и способности цепочек поставок быстро адаптироваться к новой реальности [1].

Причина повышенного спроса на продукты — исключительно политико-психологический момент, реальных экономических предпосылок для ажиотажа не было, считают другие исследователи. И если ажиотажный спрос на одни продукты сбили дополнительными поставками, то на другие этим инструментом повлиять не удалось, помогло включение рыночного механизма — повышения цен на них [2].

Читайте по теме: Как дорожал хлеб, и как цена на него будет расти дальше

Так что делать-то?

Наличие необходимых населению продуктов в магазинах — важный вопрос обеспечения одной из основных потребностей людей и правопорядка внутри страны. Так как увеличение позиций ажиотажного спроса может привести к росту протестных настроений населения, отметили исследователи [2].

Одни эксперты считают, что для противодействия ему необходимо вмешательство государства в рыночное распределение продуктов первой необходимости. В частности, законодательное закрепление как возможности временного ограничения продажи таких продуктов в одни руки, так и распределения продуктов в зависимости от количества членов семьи [2].

Чем оборачивается вмешательство властей, ранее рассказал исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Он напомнил, как федеральные чиновники и представители продуктового рынка договорились заморозить цены на растительное масло и сахар, когда на них возник ажиотажный спрос:

«Для покупателя это — суровый сигнал, что действительно проблема, наверное, на этих рынках. У меня убеждение: если бы не было соглашений, если бы государство не акцентировало внимание на этом, всё прошло бы абсолютно незамеченным. Потому что потом хоть комментировали, что баланс сахарной свёклы нормальный, сахара проведём нормально и цены опустятся, это уже не успокаивало никак. Потому что госрегулирование, наверное, на уровне генетической памяти приводит к тревожности населения».

Другие эксперты увидели возможности в обеспечении россиян товарами в сложных условиях именно рыночными способами. Например, в подборе новых поставщиков товаров и стран, которые станут посредниками между европейскими поставщиками и российскими покупателями, а также в увеличении импорта из Китая [1].

При этом необходимо, по всей видимости, установление ответственности бизнеса, извлекающего прибыль из россиян, за «игры» с потребительским спросом. Исследователи обратили внимание, что людям психологически легче и спокойнее, когда они скупают товары, чем активно пользуются все торговцы, особенно сетевая розница. Они для «подогрева» покупателей управляют распространением слухов, в том числе через СМИ.

Ещё один инструмент манипулирования покупателями — использование их страхов и потребительского сознания за счёт создания ограниченного предложения. Например, предприниматели ставят на полки меньше товаров или с задержками, размещают эмоциональные объявления типа «В запасе осталось ограниченное количество продуктов, успейте купить» — и при этом увеличивают цены на них [3].

Покупатели, кстати, должны иметь голову на плечах. При ажиотажном спросе человек часто ведёт себя безрассудно, не принимая во внимание цены на товары, тратя имеющиеся деньги на продукты, средства ухода или гигиены, отметила Ирина Батуева, ассистент кафедры финансов устойчивого развития Российского экономического университета имени Плеханова.

Читайте ещё: ФАС выяснила, кто стоял за подорожанием сахара в России

Холодная голова плюс интернет

В маркетинге существует приём starving crowd («голодающая толпа»): покупателям вбрасывают идею, что товар ограничен в ассортименте, невероятно важен для них и его можно купить прямо сейчас. Люди утрачивают разум и на «стадном» инстинкте в ажиотаже расхватывают всё, что есть на прилавках у продавцов, не глядя на цену, лишь бы были деньги, рассказал Артур Хакунов, операционный директор фулфилмент-оператора TEAM DEEM.

«Этот приём показал великий режиссёр Гай Ричи в «Картах, деньгах, двух стволах» — в сцене, где герой Джейсона Стейтема торгует с прибаутками товарами прямо из чемодана на улице. А привлечённая толпа после того, как сообщник Стейтема громогласно покупает первую единицу товара, вслед за ним начинает в ажиотаже расхватывать товар в страхе, что он закончится. Подобного рода приём работает и на распродажах, а также в иных ситуациях, когда нужно создать экстренный спрос», — отметил собеседник ForPost.

Он дал простую рекомендацию, как отличить описанную выше ситуацию от катаклизма, когда действительно выдался неурожай и продукции нет.

«Нужно понимать, что живём мы при капитализме и, как правило, предложение всегда превышает спрос, а значит, определённый товар либо его аналог всегда можно найти на рынке. Значит, проблема может быть во многом надуманна и нужно жить с холодной головой. И тогда, как говорят философы, добрая половина проблем будет отменена.

В случае, если вам этот товар действительно нужен и вы без него никак не можете обойтись в силу психологических, бизнесовых, репутационных или иных причин, нужно обратиться к интернету. Там есть масса сервисов, позволяющих сравнить стоимость данного товара в разных маркетплейсах, либо интернет-магазинах, либо в розничных сетях. Также многие из них интегрированы в специальные разрешения, которые можно добавить в браузер. Пара кликов, указываем товар и проверяем, есть ли на него скидка либо вы стали жертвой нездорового ажиотажа. Если скидка имеется, то приобретайте на здоровье, благо, что почти все товары в стране можно сдать обратно в течение 14 дней, даже при нарушении упаковки», — рассказал Хакунов.

Читайте также: «"Жадность безгранична": кто и как паразитирует на новогодних сладостях для детей

Ажиотажный спрос зависит от каждого

Ассистент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ имени Плеханова Ирина Батуева рассказала, как её знакомая парикмахер-стилист с дочкой во время одного из ажиотажных спросов купили огромное количество консервов и гречки. Они через несколько месяцев не то что смотреть не могли, даже слышать не хотели слышать об этих продуктах. Эта знакомая заверила: больше никогда не будет поддаваться панике.

Чтобы не попасть под «влияние толпы», нужно «включить» собственное критическое мышление, постараться составить своё собственное мнение о происходящем, считает Батуева.

Она добавила, что в периоды нестабильной информационной обстановки, когда люди чаще прокручивают новостные ленты в интернете или не отрываются от телевизора, можно поговорить с работниками различных торговых сетей.

Наверняка недалеко от дома есть два-три продовольственных магазина, попробуйте зайти в них и поговорить с персоналом — при вашем доброжелательном настрое сотрудники всё расскажут, отметила Ирина Батуева.

«В марте 2022 года я задала в «Пятёрочке» несколько вопросов кассиру. Спросила, действительно ли заканчивается сахарный песок и гречка, как народ себя ведёт, много ли набирают. Кассир с возмущением рассказала, как один очень благопристойный многодетный отец привёл четверых детей в магазин и они все вместе купили почти 100 килограммов сахара. После серии семейных набегов и «атак» бабушек в магазине были вынуждены ввести ограничения на покупки.

В той же «Пятёрочке» на какое-то время пропал с прилавков картофель. Я решила посмотреть, что происходит в соседней «Ленте». В этом магазине овощи и фрукты были представлены как обычно. Значит, сделала я вывод, это не системная ситуация», — привела примеры сотрудница РЭУ имени Плеханова.

Она напомнила, что все потребители — разные, со своими характерами и привычками. Кому-то для спокойствия необходим запас базовых продуктов и бытовой химии на одну или две недели. А кто-то прекрасно себя чувствует без запасов.

«Но всегда нужно помнить, что от поступков каждого конкретного человека зависит, как долго будет продолжаться ажиотаж, как будет раскручиваться инфляция спроса, а вслед за этим и цены», — подытожила Батуева.

Читайте по теме: Почему 2023 год в России станет годом «магазинов для бедных»?

Алексей Лохвицкий

  1. Сапунова Т.А., Сапунов А.В. Анализ инфляционных процессов в России в условиях экономических санкций // Естественно-гуманитарные исследования № 40 (2), 2022.
  2. Елисеев В. С. Проблемы правового обеспечения продовольственной безопасности России в свете санкционной политики недружественных государств // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022; (5).
  3. Ким К. М. Инструмента манипуляции потребительским поведением в период ажиотажного спроса // Вопросы студенческой науки. Выпуск №4 (44), апрель 2020.
1215
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Главное за день

Древний Херсонес продолжает одаривать Севастополь золотом

На этот раз найден статер Митридата VI Евпатора.
15:08
8
11299

Енот-беглец пугает крымчан и заглядывает в окна

Напуганный зверёк не сможет выжить в крымском климате.
18:16
7
1856

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
1
933

Как пережить всё то, что сейчас происходит, и не потерять рассудок?

Как россиянам сохранить ментальное здоровье на фоне постоянных разговоров об угрозе применения ядерного оружия?
15:24
10
1384