На прилавках магазинов и в маркетплейсах появились сладкие подарки. Но цены на них «кусаются»: новогодние наборы по сравнению с прошлым годом подорожали примерно на треть. О том, кто и как зарабатывает на детях, — в материале ForPost.
Кто во что горазд
В этом году кондитерские изделия начали стремительно дорожать в феврале-марте. Сильнее всего цены выросли на торты и пирожные — до 23%, вафли и конфеты подорожали на 18–19%, шоколад — на 9%, жевательная резинка — на 5–6%.
По данным экспертов, всё это условные цифры, так как в кондитерской продукции сотни различных наименований. Отследить точную динамику цен невозможно.
Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Вячеслав Лашманкин февральско-мартовский рост цен объяснил удорожанием сахара: в конце зимы цены на него взлетели на 113%. Подорожали и упаковка, какао-продукты, мука, тропические масла.
Лашманкин подчеркнул: в непростое для страны время производители кондитерских изделий «не безобразничали». Они по минимуму повышали отпускные цены, делали всё возможное, чтобы сладости не стали роскошью.
Учитывая ситуацию на рынке, весной в АСКОНДе сделали «умеренный» прогноз: сладкая инфляция не превысит 8–10%. Он, отметил исполнительный директор, оказался сбыточным.
«С апреля больших колебаний цен мы не наблюдаем», — сказал ForPost Лашманкин.
Тогда почему сладкие подарки подорожали примерно на треть? Дать однозначный ответ сложно — ситуация у всех предприятий разная, объяснил наш собеседник:
«В России работают 4200 предприятий кондитерской промышленности. В сегменте шоколада работают почти 1000 компаний. У каждого завода, цеха свои подходы к ценообразованию. Одна компания покупает дешёвый сахар, другая решает проблемы с дорожающими упаковочными материалами».
Читайте по теме: Россиян решили оставить без вишенки на торте
Сладкий стол
Несмотря на рост цен, россияне не готовы отказываться от сладостей. Около 40% опрошенных граждан ежемесячно тратят от 500 до 1000 рублей на сладости. Самые щедрые — 6,6% респондентов: они покупают шоколад и пирожные на 2000–3000 рублей в месяц, говорится в исследовании аналитического центра университета «Синергия».
Согласно опросу онлайн-панели «Анкетолог», 59% респондентов предпочитают конфеты марки «Бабаевский», 57% — «РотФронт», 56% — «Коркунов», 52% — Raffaelo, 51% — «Красный Октябрь», 48% — «Алёнка». 39% опрошенных покупают конфеты марки «Вдохновение», 36% — Merci, 33% — Ferrero Rocher, а 32% — «Кара-Кум».
Стоит отметить, что купить зарубежный шоколад теперь станет сложнее.
Так, швейцарская компания Lindt & Sprungli сообщила, что до конца года приостановит поставки продукции в РФ и закроет все российские магазины. Американская компания Mondelez International (продукция Oreo, Alpen Gold, Cadbury, Milka, Toblerone, Barny, Halls) также объявила, что ограничивает работу в нашей стране.
Ferrero официально не уходит с российского рынка, однако в некоторых регионах возник дефицит полюбившихся многим шоколадных яиц, Raffaello и другой продукции от итальянского кондитерского гиганта.
«Примерно с апреля этого года наблюдаются некоторые сложности с поставками. Сказать, что поставок совсем нет, нельзя, но частичные перебои есть. Это затрагивает примерно 20–30% ассортимента этого производителя. Поставщик объясняет это проблемами с импортными составляющими их продукции», — сообщил изданию V1.RU директор ООО «Тамерлан» (сеть магазинов «Покупочка») Сергей Савонькин.
Читайте по теме: Россиян предупредили о подорожании ряда продуктов к Новому году
А что с ценами?
Продукцию ушедших брендов ввозят через третьи страны, что ведёт к удорожанию импортных сладких подарков, которые обожают многие дети, объясняет сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин. Но эта причина не единственная.
«Сладости дорожают не только поэтому. Мы попадаем в «диапазон возможностей», который сложно спрогнозировать. Почему? Жадность безгранична. Мы видим совокупный объём жадности перевозчиков, экспортёров сырья, продавцов, посредников. Достаточно большая братия паразитирует на этой цепочке», — сказал ForPost Егармин.
Чтобы согласиться с правотой нашего собеседника, достаточно изучить стоимость сладких подарков.
Так, на Wildberries новогодний набор сладостей Milka весом 240 граммов можно купить за 2099–2197 рублей. На OZON аналогичный подарок стоит на 800 рублей дешевле.
Подарочный набор Kinder из 17 «вкусняшек» на Wildberries продаётся за 1605 рублей. На сладкий подарок установлена скидка в 49%. Стартовая цена — 3148 рублей. Аналогичный подарок на OZON продаётся за 1600 рублей.
«Этот разбег цен кроме как жадностью объяснить невозможно», — отметил Егармин.
Не радуют ценой и отечественные сладости. Новогодний подарок «Бабаевский» весом в 3 килограмма на Wildberries можно купить по скидке в 61% — за 1950 рублей. Стартовая цена — 5000 рублей.
Есть подарки и подешевле. Праздничная упаковка конфет весом в один килограмм на Wildberries стоит 1950 рублей. На OZON чуть дешевле — 1600 рублей.
Пока самые демократичные ценники у «Алёнки». В официальном интернет-магазине производителя можно купить упаковку сладостей весом в килограмм за 1117 рублей.
Больше всех повезло сладкоежкам из приграничных с Казахстаном регионов. Для них конфеты, печенье, вафли казахстанских кондитерских фабрик «Баян-Сулу» и «Рахат» всегда были слаще и дешевле, им они и отдают предпочтение.
Сравним цены. Килограммовый набор «Баян-Сулу» стоит 3930 тенге — 517 рублей (1 рубль = 7,6 тенге).
Дешевле в Казахстане и ушедшие с российского рынка сладости. Новогодний подарок Lindt весом в 200 граммов можно купить за 3950 тенге — 519 рублей.
Разорительны новые цены не только для семейных, но и для муниципальных бюджетов.
Нижегородские власти, например, уже в четыре раза увеличили сумму для закупки 136 тысяч новогодних подарков для детей.
Начальная цена контракта составила 61,2 млн рублей. В прошлом году на закупку новогодних подарков из городской казны было выделено 15,2 млн рублей, хотя изначально закладывалось более 19 млн рублей, сообщает NewsRoom 24.
В мэрии Нижнего Новгорода рост цен на сладкие новогодние подарки объясняют увеличением их объёма. В прошлом году каждый подарок весил 435 граммов, а в этом — свыше килограмма.
Читайте по теме: Как дорожал хлеб, и как цена на него будет расти дальше
Помоги себе сам
«Разброс цен показывает, что делать какие-то прогнозы крайне сложно. Рынок очень разнообразный», — сказал ForPost председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
Он не исключает, что некоторые маркетплейсы обманывают россиян, устанавливая на новогодние сладости фиктивные ценники и скидки. Поэтому Павлов советует гражданам внимательно изучить рынок, прежде чем совершать покупку:
«Если вы станете жертвой маркетинга, то это будут исключительно ваши проблемы. Государство, к сожалению, этот вопрос никак не регулирует. У нас цены могут переписываться».
Вместе с тем, по словам нашего собеседника, серьёзного дефицита «кондитерки» нет, поэтому Павлов сомневается и в массовом обмане россиян, и в том, что они «останутся без штанов в новогодние праздники».
Читайте по теме: Сколько россиянам будет стоить одеться к зиме?
Роберт Вочовский