Севастополь

История театра в Севастополе: шекспировские страсти, колоритные персонажи, опасный платок и драка у «Ракушки»

Жизнь смело смешивает жанры, совмещая высокое и комическое.

Оперный фестиваль имени Леонида Собинова, открытие которого в этом году намечено на 10 апреля, проходит в Севастополе не один год. Но вопрос о выборе имени для него и сегодня остается для некоторых севастопольцев спорным. Между тем причина есть: именно Собинову, хотя он и находился в нашем городе всего несколько месяцев, Севастополь обязан появлением (в послереволюционное время!) сразу трех театров.

Да, были люди

С этого факта и начался наш разговор с экскурсоводом, автором канала по истории Севастополя на Яндекс. Дзен Мариной Леоновой.

«В ноябре 1920 года Собинову предложили занять пост руководителя подотдела искусства в Севастопольском отделе народного образования. И начал он с того, что организовал в здании бывшего театра «Ренессанс» на Приморском бульваре новый театр, получивший имя наркома просвещения Анатолия Луначарского. Но на этом Собинов не останавливается: поскольку он оперный певец, в его планах было и создание оперного театра. Под него отводилось помещение в доме Хлудова (этот дом находился там, где сейчас магазин «Черноморочка»). Задумывался и третий советский театр имени Карла Маркса – на этот раз в здании Морского собрания», – рассказывает она.

Но в Севастополе Собинов проработал всего 5 месяцев, поэтому многие планы остались неосуществленными. Оперный театр, по крайней мере, закрылся. А вот драматический радует нас до сих пор.

Истории театрального искусства в Севастополе Марина Леонова несколько лет назад посвятила отдельную экскурсию. Ведь и гостям города, и очень многим севастопольцам трудно представить, где именно когда-то находились театральные залы, заполнявшиеся по вечерам оживленной публикой, где взмывал вверх занавес и звучали крики «браво». 

«Однажды, листая старые газеты, я наткнулась на отзыв одного из посетивших наш город в 1912 году: «Севастополь, претендующий на звание культурного города, на редкость город не театральный…». Меня это удивило, потому что театры в городе были. Я начала заниматься этой темой, и информация на меня буквально полилась. В дореволюционных газетах, воспоминаниях тех лет, театральных журналах (а их в России на рубеже XIX и XX веков издавалось очень много) театральный Севастополь упоминался. И, кстати, у одного из таких журналов в нашем городе было 6 подписчиков – это были совершенно разные люди, объединенные любовью к театру», – рассказывает Марина Леонова.

По ходу нашего разговора о театре и Собинове в него начали «вступать» другие, не менее, а возможно, и более колоритные и яркие персонажи. Например, руководивший одной из выступавших в Севастополе трупп Марк Лукич Кропивницкий. В 1898-м газеты упоминали о его постановках в Севастополе «с гопаком, чарками и потасовками». Кропивницкий был и режиссером, и драматургом, и актером – судя по всему, талантливым и колоритным. Произведения его, по свидетельству современников, отличались знанием народной жизни и сценичностью. Издатель Суворин отзывался о нем как о «бесподобном актёре» и «таком же бесподобном режиссёре», который «нисколько не ниже знаменитого артиста». Но этим вклад Кропивницкого в искусство не исчерпывался: известно, что он позировал Илье Репину во время написания картины «Казаки пишут письмо турецкому султану».

И это лишь один пример.

«Был, например, такой потрясающий человек, который в течение 10 лет руководил всем происходящим в театральной жизни Севастополя, – это Лев Разумный, которому городская дума в 1880-е годы доверила управлять летним театром на Приморском бульваре. Он был юрист, поверенный в делах, но с доверенной ему задачей справился прекрасно. Удивительно, но об этом человеке в Севастополе практически никто не помнит. А ведь он оказался хорошим менеджером: с апреля до глубокой осени в город приезжали гастролеры, между которыми весь этот обширный театральный сезон был четко поделен. Сначала выступали драматические актеры, затем – опера и оперетта, и уже в конце сезона площадку отдавали малороссийским труппам, которые, как писали в афишах, давали спектакли на малороссийском языке», – рассказывает Марина Леонова.

Поскольку антреприза – предприятие чисто коммерческое, пьесы в Севастополь привозили беспроигрышные, преимущественно легкие и веселые. «На ура», по словам собеседницы, шла оперетта, в том числе и на малороссийском языке.

Вообще антреприза, напоминает собеседница, возникла не на пустом месте. Монополия Императорских театров лишала всех оставшихся за «бортом» возможности выступать в столицах, и творческие личности отправлялись искать счастья в провинции. Жизнь актеров вообще редко бывала сладкой: вспомним скитающихся по белу свету Счастливцева и Несчастливцева из пьесы Островского «Лес».

предоставлено Мариной Леоновой

Спектакль по пьесе «Лес» сейчас идет в Севастопольском театре им. Луначарского. Но вернемся в давние времена.

«Самым известным антрепренером в нашем городе был Даниил Жураховский. О том, что площадь Ушакова раньше называлась Театральной, севастопольцы знают. А получила она это название после того, как Жураховский, бывший бердянский купец с явственным малороссийским выговором, но очень талантливый антрепренер, очень быстро завоевавший доверие севастопольской публики, построил на собственные деньги и средства инвесторов первое в Севастополе здание театра. До этого условия для актеров были, мягко говоря, не самыми лучшими. Как пишет в своей посвященной театру в Севастополе книге Инна Островская (главный научный сотрудник Музея обороны Севастополя. – Ред.), один из исполнителей роли шекспировского Полония, привыкший во время выступления широко раскидывать руки, из-за тесноты вынужден был от этой привычки отказаться», – рассказывает Марина Леонова.   

Труппа, с которой Жураховский прибыл в Севастополь в 1840 году, выступала перед публикой в арендованном амбаре на территории Артиллерийской слободки (не путать с Артиллерийской бухтой). Красивое здание с колоннами, появившееся в марте 1842-го и выгодно выделявшееся на фоне соседних построек, безусловно, придало развитию театра в Севастополе новый мощный импульс.

Театром Жураховский руководил долго – представления продолжались и после начала Крымской войны, только репертуар дополнился специально написанными пьесами патриотического содержания. Затем, к сожалению, следы этого человека теряются. На смену ему, по словам Марины Леоновой, пришел некто Зверев.

Не без скандалов

Уже после Крымской войны, в 1870-х, в Севастополе появилась самодеятельная труппа, объединившая членов артистического и музыкального кружков. Помещение этот коллектив арендовал на втором этаже дома Василия Хлудова, первый этаж которого был отдан под магазины.

Дом Хлудова уже после революции (из фондов Музея обороны Севастополя)

Первая часть представления самодеятельной труппы обычно была драматической, а затем начинались танцы.

«Билеты стоили недорого, представления пользовались спросом. Ставили преимущественно что-нибудь легкое – был, например, спектакль об истории мужчины и женщины – по сути, курортном романе, причем действие происходило в Севастополе. Эта постановка имела бешеный успех! Но были и серьезные спектакли. В том числе такие, с которыми были связаны громкие скандалы».

Один из таких случаев, относящийся к 1910 году, можно расценивать скорее как курьез.

«Во время представления пьесы «Настанет час» актер, который играл узнавшего о постигшей его беде старика-еврея, достает платок, чтобы утереть слезы. Платок этот был красного цвета, что вызывает бурную реакцию у присутствующего на представлении начальства. На следующий день актера вызвали в городскую канцелярию и сделали внушение. На следующем показе он достал уже белый платок, и публика, зная о предыстории, встретила его появление оглушительным смехом», – рассказывает собеседница.

А вот постановка пьесы Арцыбашева «Санин» (в сценической версии Трефилова она шла под названием «Как жить») вызвала скандал нешуточный. Ее зрители увидели в Народном доме, который находился на Базарной площади в Артиллерийской бухте. Постановка была оценена как «проповедь грязного и революционного разврата, опозорение лучших чувств и гражданина, где севастопольские солдаты и матросы развращаются лучше всяких прокламаций и митингов».  Поводом для таких оценок послужили метания главного героя и его идеи.

«В то время, когда человечеству становилось уже совсем невмоготу и уже немногого не хватало, чтобы все униженные и обездоленные взялись за ум и одним ударом опрокинули невозможно тяжёлый и несправедливый порядок вещей, просто уничтожив все, что жило чужою кровью, как раз в это время явилось тихое, смиренно мудрое, многообещающее христианство. Оно осудило борьбу, обещало внутреннее блаженство, навеяло сладкий сон, дало религию непротивления злу насилием и, выражаясь коротко, выпустило пар!» – заявлял со сцены главный герой Санин.

Пьеса, подчеркивает Марина Леонова, в целом была слабой, и публики в зале было мало, но слух о крамоле дошел до известного депутата Государственной Думы, черносотенца Пуришкевича (он же, надо отдать ему должное, громил с трибуны и Распутина, но это совсем другая история).  Не факт, впрочем, что и в наши дни на такое гневно не отреагировал бы какой-нибудь народный избранник. По инициативе Пуришкевича председателю Совета Министров Коковцеву была направлена телеграмма об этом возмутительном случае. В итоге распорядителей Народного дома (именно здесь была показана пьеса) привлекли к суду, артистам запретили играть в пределах Севастопольского градоначальства, а содержателя типографии «Прогресс» за напечатание афиш с отступлением от разрешенного текста приговорили к двухнедельному аресту.

И еще о Народном доме: условия в тамошнем театре, надо заметить, были небезупречными: в одной из газет есть описание зала, в котором упоминается об «усовершенствованных сквозняках».

Случались и совсем уж трагикомические происшествия. Когда появилась известная севастопольцам «Ракушка», зрители сидели не на скамейках, как сейчас, а за столиками, параллельно выпивая и закусывая.

«В те годы была традиция проводить своего рода конкурсы на право выступать на «Ракушке» во время летнего сезона. Однажды свои таланты демонстрировали приезжие харьковчане, среди которых был скрипач – видимо, замечательный, потому что один из слушателей, не имея под рукой цветов, решил подарить ему самый лучший помидор, который смог по его просьбе найти официант. Но у оркестрантов при виде помидора возникла другая ассоциация – они восприняли его как оскорбление».

Началась драка, да такая, что на подмогу зрителям пришлось звать полицейских и прохожих. Каким-то образом замять этот скандал сумел владелец гостиницы на ул. Екатерининской господин Ветцель. Но шансов насладиться игрой харьковчан, увы, у горожан после этого не было.

Об этом случае Марина Леонова прочитала даже не в севастопольской, а в центральной прессе. Издававшаяся с 1868 до 1917 года «Новая газета», по ее словам, вообще уделяла Севастополю огромное внимание.

«Не было ни одного номера, в котором бы не рассказывалось о Севастополе. События из жизни флота, автопробеги, авиаполеты – все находило место на страницах газеты».

И они были здесь

Нельзя хотя бы вкратце не упомянуть и о других ярких личностях, оставивших след в истории театра в Севастополе. В здании Городского собрания часто выступала Анастасия Вяльцева – потрясающе красивая актриса и певица, имя которой иногда вспоминают в связи с историей знаменитого Ласточкиного гнезда. Но гораздо важнее, считает Марина Леонова, что Вяльцева была добрым человеком, благотворительницей.

Анастасия Вяльцева

В Ялте Вяльцева жила уже после того, как у нее обнаружили туберкулез. И в 1913 году скончалась в возрасте 41 года.

«В Ялте ее очень любили. А в севастопольской гостинице, где она останавливалась, для нее специально держали номер», – рассказывает собеседница. 

Весной 1920 года свой театр открыл в Севастополе и уроженец города писатель Аркадий Аверченко. В ноябре того же года он вместе с врангелевцами ушел в эмиграцию, но несколько месяцев его театр-кабаре «Гнездо перелетных птиц» работал, причем с большим успехом. Отчасти, считает Марина Леонова, этот успех объяснялся выбором места. Театр находился в полуподвальном помещении дома № 8 на улице Екатерининской (ныне ул. Ленина), в двух шагах от привлекавших большое количество народа правительственных учреждений. Кроме этого, снискавший популярность театр гастролировал в Симферополе и Евпатории.

Напоследок заметим, что не всегда отзывы на спектакли были исключительно положительными. В те годы многие публикации в прессе, в том числе и о театре, были пронизаны сарказмом и иронией. Вот, например, один из отзывов о севастопольских театральных представлениях 1912 года: 

«Нужно отдать должное администратору театра: он храбро и просто подходит и к Шекспиру, и к Грибоедову; труппа облачается в какие-нибудь костюмы, парикмахер надевает парики, прикрепляет бороды, усы, администратор узнает, как дела в кассе, – и начинается исполнение пьесы».

Как видим, севастопольский зритель отдавал должное не только легким опереткам, но и классике. Ну и как после этого можно было написать, что Севастополь – город не театральный?!

Ну а если серьезно – все это лишь малая часть истории театра в нашем городе. Если вы дочитали этот текст до конца – значит, тема вам интересна. Ищите новую информацию, открывайте страницы прошлого и, конечно, почаще ходите на спектакли современных севастопольских театров. Ибо в наши дни даже самые злые языки не могут назвать Севастополь городом не театральным!

Ольга Смирнова

2569
Оцените статью:
5
В среднем: 4.4 (7 голосов)
Теги:

Обсуждение (2)

Profile picture for user gos_linux
812
gos_linux

у Анастасии стул красивый, с подлокотниками и подголовником, с какой то росписью под лаком, изделие мастера, отлично впишется в мой интерьер

Profile picture for user Рекрут
667
Рекрут

Дом Хлудова по адресу ул. Б.Морская, 2 не находился на месте магазина "Черноморочка". Этот дом занимал бОльшую часть нынешней площади Лазарева, она же Площадь без названия, она же Площадь с часовней, она же Площадь Революции.

Главное за день

Песков заявил о стремительном развитии ситуации вокруг Украины

В течение одних суток происходит много изменений.
11:26
1
1127

Обмен заключёнными между Россией и США: экономика решает?

Проще всего, оказывается, мосты наводятся через экономические договорённости.
16:48
0
219

Экс-губернатор Севастополя получил три с лишним года тюрьмы

Брат Овсянникова получил один год условно.
16:00
44
5211

Французы уделяют особое внимание одной местности на случай войны с Россией

Они считают, что РФ может использовать эту территорию.
14:46
1
1345