Фиксируется сильное сокращение китайского присутствия в Африке. Это обусловлено двумя основными причинами: внутренними проблемами Китая и изменением отношения африканских стран к инициативе «Один пояс, один путь».
И это при том, что в конце прошлого года Китай выделил на сотрудничество со странами Африки 51 млрд долларов и выдвинул десять новых инициатив в рамках сотрудничества с африканскими государствами. Казалось бы, для стран Чёрного континента это одно сплошное благо. Но не всё так просто.
Чему свидетельство — недавний пример Нигера.
Военное командование данной страны, пришедшее к власти после переворота и провозгласившее национально-освободительный курс, отдало приказ руководству нефтяных компаний из Китая, работающих в стране, покинуть пределы Нигера. Мотив: данные компании не соблюдают нормы горнодобывающего законодательства, введённые недавно.
Представителям этих четырёх компаний, которые на местах отвечали за строительные работы по возведению и использованию трубопроводного комплекса, предназначенного для транспортировки сырой нефти за пределы страны, было дано двое суток для отъезда из Нигера.
Справедливости ради, Нигер делает подобное не впервые. Предыдущий пример: отъём контроля у французских компаний над урановыми рудниками. Но здесь, казалось бы, тема борьбы с постколониальным французским империализмом, на который делают упор нигерские военные. И не только они. В соседнем Мали ровно то же самое произошло с золотодобывающей отраслью, где добытое золото у французов попросту изъяли, а их самих за малым что в эти самые рудники не отправили. И это тоже было борьбой с французским империализмом.
А в Нигере ударили по Китаю. Который, казалось бы, совсем не французские колонизаторы. Да, это происходит в рамках большой кампании по вытеснению иностранных ресурсодобывающих фирм из Западной Африки, ибо там, наконец, озаботились вопросом: где доходы от наших недр? Но всё же — почему с Китаем так же жёстко, как с Францией и другими бывшими колониальными господами?
Ответ прост: по сути, Китай от них ничем не отличается. Ну кроме прошлого, ясное дело. Но по факту нынешний Китай — такой же империалистический хищник, как Америка и Запад. А в ряде вопросов и похлеще. Из того же Нигера его погнали за то, что китайцы навязывали своих смежников, оставляя местных без работы, а экономику — без доходов. Пример китайского империализма — Латинская Америка. О том, что там вытворяли китайцы, я писал несколько лет назад . И уж поверье: поводы у африканцев для жёсткости были весьма солидными.
Так что не надо никого идеализировать, друзья. И Китай — в первую очередь.
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
не знаю,бывал ли автор статьи в Африке,скорее всего нет.
А когда в 2000 году я попал в Африку,в Намибию,я просто охренел от китайских товаров,их уровня и ассортимента. Африка уже давно пала жертвой китайской экспансии.