Крым

Уж в горы невтерпёж: быть ли пешеходному туризму в Крыму

Пешеходному туризму Крыма хотят вернуть былой масштаб и популярность. Что для этого нужно и готовы ли привыкшие к комфорту россияне к очень простым условиям, узнавал ForPost.

Уж в горы невтерпёж: быть ли пешеходному туризму в Крыму
Фото:
camp.pp.ua

Минкурортов Крыма намерено возродить пешеходный туризм в регионе. Эту работу планируется начать, по словам министра Вадима Волченко, с приведения в порядок и благоустройства самых востребованных и популярных пешеходных троп.

Особенность крымских пешеходных троп, уточнил Волченко, – в том, что большинство из них проходят по особо охраняемым природным территориям и лесхозам, находящихся в ведении минэкологии Крыма.

«Проход по ним, а также веломаршруты и джиппинг попадают под федеральный закон об ООПТ, который и регулирует все отношения в области их использования», – сказал глава Минкурортов Крыма.

Он добавил, что Минкурортов готово стать посредником между министерствами экологии и транспорта РК, чтобы к началу курортного сезона решить проблему загрязнённости самых востребованных пешеходных троп и подходов к ним.

В Минкурортов напомнили, что в 1970–1980–х годах пешеходные туры по горным и степным тропам полуострова были очень модными, а человек с рюкзаком за плечами стал символом Крыма.

«Государство активно поддерживало этот вид туризма, для путешественников прокладывались тропы и повсеместно строились турприюты и стоянки, большинство из которых сейчас нуждаются в восстановлении и дальнейшей поддержке», – отметили в Минкурортов РК.

Читайте также: «Дикий» отдых в Крыму окультурят

К началу туристического сезона–2018 в Крыму приведут в порядок наиболее востребованные пешеходные маршруты в Большом каньоне, тропы к водопадам Учан–Су и Джур–Джур, в Долину приведений, по Ялтинскому горно–лесному заповеднику, Голицынской тропе и другие, сообщили ForPost в министерстве курортов и туризма Республики Крыма.

В ведомстве отметили, что большинством эколого–просветительских троп заведует Минэкологии РК, поэтому его предприятия и будут приводить в порядок пешеходные маршруты (убирать мусор, благоустраивать, обеспечивать предоставление безопасных услуг); к этому привлекут общественность и турбизнес.

 

Нет грамотного обеспечения безопасности

 

По словам руководителя туристических групп Михаила Шабанова из Крыма, в регионе уже четыре года ничего не делается для развития пеших маршрутов.

«Пешеходный туризм – это примерно одна четвертая часть от всего туризма в Крыму. Первое место стабильно держат экскурсии – небольшие вылазки менее чем на один день без питания, когда люди осматривают какие–либо достопримечательности. А пешеходный туризм – это походы, когда люди автономно идут в лес и самой целью такой пешеходной экскурсии являются достопримечательности природного назначения.

Вся проблема в том, что у нас просто нет маркировки троп (специальными горизонтальными цветными полосами для обозначения направления пешеходного маршрута – прим.). Последний раз маркировались тропы в 2014 году контрольно–спасательной службой Крыма за счёт средств Чехии. К сожалению, не успели маркировку закончить – началась Крымская весна – и с того момента ничего не обновлялось и не изменялось», – рассказал он.

Маркировка на тропах нужна прежде всего для обеспечения безопасности отдыхающих, чтобы туристы не заблудились.

«Если посмотреть сводки «Крым–Спаса» (структуры МЧС по РК – прим.), то, например, за прошедшие выходные на Чатыр–Даге заблудились люди. Этого не случилось бы, если бы была маркировка.

Но я думаю, что наши спасательные службы сами не заинтересованы в маркировке троп – они бы остались без работы», – полагает Шабанов.

Несмотря на популярность пешеходного туризма у самих туристов как наименее затратного вида отдыха, достичь уровня его развития времён СССР вряд ли удастся.

«Такого уровня, какой был в 70–80–е годы, уже никогда не будет, хотя бы потому, что раньше путёвки оплачивались профсоюзами. Сейчас эта система разрушена… Есть только остатки профсоюзной системы на крупных предприятиях, но они, как правило, отправляют на какие–то базы отдыха, не больше», – сказал Михаил Шабанов.

По его мнению, после того, как в 2017 году власти Крыма сделали бесплатным проход по экологическим пешеходным тропам, теперь самое важное – грамотно обеспечить безопасность туристов.

«В советское время, уходя в горы, люди оставляли свои координаты, например, позывные или частоты радиосвязи, и через какое–то время с ними связывалась спасательная служба, интересовалась, на каком они этапе находятся. А сейчас туристы регистрируются в спасательной службе и уходят, например, в недельный поход зимой. Если на третий день похода случается ЧП, – допустим, попали люди под камнепад, – то контрольно–спасательная служба дождётся окончания срока похода – это три дня, плюс ещё два дня выждут на случай задержки на маршруте. Я не уверен, что за несколько дней такого промедления люди зимой в горах выживут.

Поэтому надо менять логику работы спасательных служб. В существующем состоянии регистрация в спасслужбах просто не нужна, потому что нет обратной связи, никто не контролирует, когда группа вернулась», – констатировал руководитель тургрупп Михаил Шабанов.

 

Туристов надо приучать

 

По мнению доцента географического факультета Таврической академии Крымского федерального университета Сергея Киселёва, туристов лучше вообще не пускать в крымские горы – природа целее будет.

«Как по мне, лучше бы ни курортников, ни туристов в Крыму не было вообще, потому что наши природные объекты находятся в безобразном состоянии. Лес так загажен, что дальше некуда.

Я бываю практически каждые выходные в горах и с большой болью наблюдаю, как уничтожается наша природа – это касается и памятников археологии, и ландшафтно–природных памятников. Видно, что нахождение на природе людей очень востребовано, но их поведение там сегодня просто безобразное. Я, конечно, понимаю, что природа всё равно своё возьмёт, всё переработает, но дело в том, что это будет продолжаться очень много лет», – сказал он.

А все инициативы и мероприятия «для галочки» руководства Крыма по возрождению пешеходного туризма – бесполезны, полагает Киселёв.

«Надо что–то очень серьёзно и фундаментально менять вообще в самом понятии отдыха. Одно министерство ничего не решит. Да, министерство экологии Крыма убирает свалки, борется с загрязнениями, но это мизерные усилия. Ну, сделают несколько пешеходных троп, пройдёт несколько групп – и всё.

Это должна быть государственная программа, возможно, федерального уровня с привлечением всех отраслей, связанных с развитием Крыма. Это важно, потому что человек, который видит красоту родного края, вырастает не просто патриотом, он вырастает активным патриотом. А просто чиновничий подход на нынешнем этапе останется чиновничьим», – сказал доцент географического факультета Таврической академии КФУ.

И такую программу нужно вводить постепенно, чтобы заново приучать отдыхающих к культуре пешеходного туризма.

«У нас заросшие тропы, развалившиеся туристические стоянки, растрескавшийся бетон там, где раньше стояли столовые, контейнеры для мусора, а все памятники, облепили так называемые предприниматели, которые предлагают свои сомнительного качества услуги.

Надо исследовать, насколько пешеходный туризм нужен людям. Я вот хожу в горы и честно скажу, даже сейчас можно идти целый день где-нибудь в восточном Крыму и не встретить ни одного человека с рюкзаком. Да и требования у людей сейчас выше – это в наше время можно было взять рюкзак, спальник невесть какой. Сейчас же хотят определённого уровня комфорта», – отметил Сергей Киселёв.

 

Масштабы не сравнить

 

Масштабы развития пешеходного туризма в Советском Союзе и того, что предлагается сейчас, даже не сравнить, считает ветеран крымского туризма Владимир Гуркович.

По его словам, с тех пор, как он начал работать инструктором ещё в 1965 году, многое в этой отрасли безвозвратно изменилось.

«Я работал несколько сезонов инструктором туризма на 110–м и 111–м маршрутах, которые назывались «По партизанским тропам Крыма» и «По вершинам крымских гор». Через мои руки, как говорится, прошёл почти весь Советский Союз по путёвкам ВЦСПС, которыми часто награждали передовиков и ударников производства.

В тот период, конечно, была великолепно отработана система всесоюзного туризма. Бесподобные турбазы, стоянки, разработанные маршруты были на всей территории Советского Союза. Вот Крым был одной из таких точек. Сейчас возродить ту систему, которая была – массовую и очень недорогостоящую для тех, кто отдыхал, конечно, будет очень сложно. Допустим, туризм организовать для состоятельных людей – это просто, а вот чтобы сделать массовый туризм, надо разрабатывать новую систему. Этим должны заняться профессионалы в своей сфере», – рассказал Гуркович.

Он добавил, что изменились и сами туристы, которых разбаловал комфорт современной жизни.

«Зеркально восстановить систему пешеходного туризма советской эпохи невозможно – сейчас другое время, другие требования. Если раньше туристы жили в простых перкалиевых или брезентовых палатках, спальных мешках, то сейчас, конечно, требования у них более высокие. Многие туристы были, к примеру, в Польше, Германии, Чехии и видели, на каком уровне там обслуживают даже пешеходный туризм, а ведь это самый дешёвый вид туризма», – отметил ветеран крымского туризма.

 

До Сочи ещё далеко

 

Пешеходный туризм интересен прежде всего самим крымчанам, а популярность его зависит от времени года, отметили в крымской туркомпании «Ариадна–Крым».

«Туристы, которые едут в Крым с материковой части России, заказывают обзорные экскурсии, и походы у них даже не на двадцатом месте. Пешеходный туризм, походы популярны больше у жителей Крыма.

У нас есть даже Клуб путешественников, и каждый год мы с середины сентября и до декабря начинаем путешествовать пешком. Зимой большим спросом пользуются прогулки по южнобережным паркам, а с апреля по май мы снова ставим пешеходные маршруты. Клубу нашему уже 12 лет, мы пешие маршруты уже практически все исходили. Наши экскурсоводы (мы их называем экскурсоводами, а не инструкторами) держат связь с крымскими историками, археологами и осваивают новые маршруты и объекты», – рассказала менеджер компании Валентина.

При этом, отметила она, местные пешеходные тропы зачастую не оборудованы, до уровня развития пешеходного туризма в соседнем Краснодарском крае Крыму ещё далеко.

«Я работаю экскурсоводом на сочинском направлении, и там у нас работает всегда хотя бы два рекреационных маршрута пешеходных. Каждый из них обслуживается определённым лесничеством. Все дорожки усыпаны щебенкой, оборудованы поручнями, есть скамейки и контейнеры для мусора, всё убирается. Даже когда идёт сплошной поток туристов, я ни разу не видела ни одной бумажки, потому что убирают ежедневно. Все пешеходные тропы Сочи собраны на одном сайте, там же описано, как готовиться к походу, есть рекомендации по безопасности. При этом вход на объект стоит всего 100 рублей.

В Крыму, к сожалению, такого нет. Пешеходные тропы практически не оборудованы. Я считаю, что нужно сделать подобный реестр таких объектов, чтобы кто–то занимался ими, ведь по Крыму ходит много даже частных походников, которые самостоятельно занимаются пешеходным туризмом. И пусть это будет даже 100 рублей стоить, я думаю, что каждый согласится такие деньги отдать, если будет знать, за что», – отметила Валентина.

 

Начинать – с рекламы и господдержки

 

Директор московской турфирмы «СВ–Астур» Борис Вислогузов, который с 1981 года занимается организацией пешеходного туризма в Крыму, сегодня российские туристы куда охотнее едут на Кавказ или в Адыгею, чем на Крымский полуостров, где в глаза бросается неблагоустроенность троп.

«В прошлом году туристические пешие тропы в Крыму были заросшие и полузаросшие. Там, где «экскурсионка» проходит, вдоль асфальтовых дорог всё вытоптано, а основные тропы, которые были ещё в Советском Союзе, в основном неухоженные», – сказал Вислогузов.

«Сейчас раз в пять спрос на пешие туры в Крым меньше, чем на Кавказ. Тут две причины. Первая – это ожидание открытия сообщения с материком, а вторая причина – хотя посмотреть много чего можно, но горы в Крыму невысокие, жаркие, нет нивальной зоны – голых скал, вечных льдов и снегов, нет субальпийской зоны высокорослых трав и цветов», – отметил Вислогузов.

Он сказал, что в этом году наблюдается заметный рост интереса к Крыму в связи с перспективой открытия моста через Керченский пролив и благодаря «общему информационному полю».

Вислогузов добавил, что туристов можно привлечь на полуостров, возродив пешеходные тропы и маршруты, которые были популярными в советское время, как это сделали в Адыгее, где восстановили легендарный маршрут №30.

А начинать возрождение пешеходного туризма в Крыму нужно не с благоустройства троп, уверен директор «СВ–Астур», а с рекламы и государственной поддержки этого вида туризма.

«Только вот эти две меры позволят вернуть масштабность пешеходного туризма в Крыму. Всё остальное, в том числе благоустройство троп, – мёртвому припарка, и сколько–нибудь существенно это на количество людей не повлияет», – убеждён Борис Вислогузов.

Полина Ласькова

Использованы фото outwalk.ru, походыпокрыму.рф, krymangup.ru

1495
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (5)

Profile picture for user ХАМмер
919

Первое что нужно - не мешать.

Те, кто под рюкзаком ходит по Крымским горам, были, есть и будут. Вот только механизма _сотрудничества_ лесхозов и спасателей с одной стороны и туристов с другой стороны - нет.

Profile picture for user 1965
7796

   "...быть ли пешеходному туризму в Крыму".

   Да он, слава Богу, был, есть и будет.

   Снимки симпатичные!

Profile picture for user ret
1865

 Губернатор запретил Севастопольцам посещать леса с  9 апреля, типа пожароопасно, подожгут ещё что то , потом  у Президента придётся просить прощения.  По телевизору сказали.

   "...быть ли пешеходному туризму в Крыму".    Да он, слава Богу, был, есть и будет.    Снимки симпатичные!

 

Profile picture for user ulogin_facebook_10200195787895495
1

каждое лето запрещено посещать лес в Крыму - пожароопасный период, но народ-то все равно ходит. и тот, у кого есть желание, все равно пойдет в поход!

Profile picture for user ХАМмер
919

В том-то и дело, что запретить всем - проще, чем организовать работу с сознательными гражданами, которые могут стать помощью лесхозам, спасателям, пожарным. Как в деле профилактики, так и в деле своевременного обнаружения и помощи в устранении ЧП.

Главное за день

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
0
305

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
6
2013

«Корабль-призрак» не могут оторвать от причала Севастополя даже по суду

Простой уникального судна у причала уже обошёлся почти в 11 млн рублей.
10:02
9
2955

Севастопольские власти хотят взять реванш у местной туристической базы

В суде первой инстанции чиновники потерпели фиаско.
09:01
2
1765