Крым

Арестанты, иконы, револьверы: о еврейских погромах в крымской столице

Беспорядки унесли жизни десятков людей.

Фото:
нейросеть FreePik|Елена Фокина
Больше всего от погромов пострадали лавки на Екатерининской улице.

Первая русская революция привнесла в историю крымской столицы много памятных дат, среди которых есть и трагические. Так, в 1905 году в Симферополе произошёл жестокий еврейский погром. В канун 119 годовщины этого события ForPost выяснил предысторию еврейских погромов в России и узнал, почему спустя век эти события оказались забыты.

Старая история

Предпосылки погромов, прокатившихся по Российской империи в 1905 году, следует искать в XIX веке. Так, в одной из своих статей в российско-еврейском историко-литературном альманахе «Параллели» инженер Александр Миндлин отмечал, что в конце своего правления Екатерина II ужесточила свою «еврейскую политику».

«Совет во главе с Екатериной II отказал евреям в участии в московском купечестве. Этот запрет был реализован в виде указа от 23 декабря 1791 года. Несмотря на то, что указ открыл для евреев новые обширные южные земли, принято считать именно этот год началом существования "черты постоянной еврейской оседлости"», — написал исследователь.

В рамках так называемой «черты оседлости» евреям запретили записываться в купечество внутренних российских городов и портов и позволили селиться только на территории Белоруссии, Екатеринославского наместничества и Таврической области. Позже перечень разрешённых для проживания евреев губерний был значительно расширен. Со временем «Черта оседлости» стала нарицательным термином и вошла в историю как одна из форм притеснения еврейского народа.


В Черту оседлости вошло 15 губерний Российской Империи.

В Крыму, который вошёл в перечень регионов черты оседлости в составе Таврической губернии, стали селиться представители еврейского народа. По данным краеведа Бориса Берлина, мало кто обрадовался такому положению дел.

«В Российской Империи, в Крыму, евреи и крымчаки были людьми второго сорта. Их облагали дополнительными налогами <…>, был введён особый рекрутский налог», — сообщил краевед в своей научной статье «История крымской трагедии. К вопросу о Холокосте в Крыму».

Кроме того, как отметил Борис Берлин, в рамках екатерининского указа простые евреи не могли селиться в портовых городах Крыма. Право на проживание в Севастополе и Ялте получали лишь купцы первой и второй гильдий, отставные солдаты и военнослужащие.

Оправдание для погрома

Основой для антисемитских реформ практически всегда выступали предрассудки. Так, евреев обвиняли в краже золота на Урале, фальсификации денег и контрабанде товаров, спаивании христианского населения, подрывной деятельности и антихристианских выступлениях в Константинополе. Эти слухи подкреплялись новыми указами и запретами. К концу XIX века социальное напряжение достигло своего первого пика.

«Первый погром в этот период произошёл в Елисаветграде Херсонской губернии: толпа громила еврейские дома и магазины. В ответ на увещевания погромщики кричали: “Да ведь это жидовское, — можно!”», — описал происходившее российский историк Валерий Энгель.


Открытка художника Владимира Табурина, на которой изображён член еврейской партии «Бунд».

Вслед за Елисаветградом погромы вспыхнули в Киеве, Одессе, Жмеринке, Конотопе, Борисполе, Переяславле и Нежине. С разной интенсивностью они продолжались на протяжении следующих 10 месяцев и суммарно охватили 150 населённых пунктов.

Среди объективных причин погромов отмечается торговая конкуренция с евреями, а также революционная активность представителей данного народа, которая не нравилась консервативно настроенным слоям общества. Непосредственным мотивом также выступала возможность безнаказанно грабить, имела место и ненависть на религиозной почве.

С перерывом в полгода  

Вторая волна погромов захлестнула империю уже в 1905 году. Историки в большинстве своём склоняются к тому, что причиной послужило ужесточение антисемитской политики и пропаганды во время правления Николая II. По данным старшего научного сотрудника КФУ им. В.И. Вернадского, доктора исторических наук Дмитрия Прохорова, 22 апреля 1905 года в Симферополе прошёл первый еврейский погром. Усмирить толпу удалось только совместными усилиями войск и еврейской самообороны.

«По слухам, один из младших членов купеческой семьи Бухштаб якобы надругался над православной иконой. Когда об этом узнала общественность, начался погром», — рассказала ForPost директор музея истории Симферополя Ирина Вдовиченко.

История повторилась уже через несколько месяцев. 17 октября Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», ставший поводом для беспорядков по всей Российской Империи. Как писал в своей научной работе историк Андрей Кохан, утром 18 октября в Симферополе началась манифестация с красными флагами.


Чернорабочие и протестующие встретились в переулке Фабра в центре города.

К 11 часам утра толпа подошла к городской тюрьме с целью освободить политического заключённого Нечаева.

«Крики демонстрантов услышали заключённые, которые поломали сначала замки, а потом бревном вышибли тюремные ворота и стали разбегаться через площадь в разные стороны. Ко времени прибытия войск из тюрьмы сбежало 127 человек», — сообщил со ссылкой на республиканский государственный архив Андрей Кохан.

После освобождения арестантов толпа с красными флагами и лозунгом «Да здравствует свобода!» двинулась в центр города по Екатерининской улице. Параллельно с этим, пока полиция и войска пытались усмирить беспорядки в тюрьме, в Симферополе начиналась вторая манифестация. В отличие от первой, она носила так называемый патриотический характер и практически полностью состояла из чернорабочих.

Две толпы встретились в самом центре города, в небольшом переулке Фабра, который позже был переименован в Совнаркомовский. Там произошло первое столкновение. «Патриоты» стали оттеснять протестующих в сторону городского сада и вошли на основную территорию митинга.   

«Еврейская самооборона открыла по ним огонь из револьверов. «Патриоты» стали избивать евреев, участников этого собрания, после чего устремились в город, где начали громить еврейские лавки. Больше всего пострадали лавки и магазины, находящиеся на Екатерининской улице», — объяснил Кохан.

В результате беспорядков, по официальным данным, было убито 46 человек. Как утверждает историк Андрей Кохан, на самом деле в результате погрома погибло 43 еврея и 20 представителей караимов, армян и русских. Общий ущерб имуществу частных лиц составил свыше 206 тысяч рублей.


Сейчас памятная плита хранится в музее истории Симферополя.

Так приходит забвение…

В память о трагических событиях второго еврейского погрома в городском саду была установлена мемориальная плита. Как рассказал ForPost научный сотрудник музея истории Симферополя Алексей Эйлер, она напоминала жителям города о прошлом вплоть до 2001 года.  

«Она стояла в саду на башне кинотеатра «Симферополь» до того, как здание реставрировали в 2001 году. Тогда плиту сняли, чтобы поставить дымоход. С тыльной стороны башни до сих пор осталась прямоугольная выемка, где была эта доска», — поделился работник музея.

После работ по реставрации кинотеатра плита переехала внутрь здания, где бесхозно простояла ещё какое-то время. Позже охранявший кинотеатр сторож от управления культуры связался с музеем истории Симферополя и предложил передать памятную доску в фондовое хранилище.


До 2001 года на месте дымохода была установлена памятная плита.

Сейчас, по словам Алексея Эйлера, в Симферополе не осталось мемориальных досок, которые могли бы напомнить современным жителям города о кровавых страницах прошлого.

К слову, память о минувших днях постепенно стирается и в Севастополе. Ранее ForPost рассказывал, как жители города-героя уже 8 лет борются за возвращение на историческое место памятной доски с барельефом писателя и главы изыскательской партии Николая Гарина-Михайловского. По информации ответственных лиц, в пропаже мемориала был замешан ветер.

Другую памятную табличку, посвящённую 18-летнему защитнику Севастополя, уничтожило солнце.

Елена Фокина

Фото: Еврейская энциклопедия|jewishencyclopedia.com, Пелагея Попова|ForPost, фото автора

3293
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 3 (5 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user Николай Орлов
2723

Блин, ну название. Не сразу поймешь, когда это случилось......

Главное за день

Севастопольцы все чаще выступают "пинком" для активизации коммунальщиков

Последних может разбудить только критика и общественный резонанс.
19:02
4
1475

Больше всего в Севастополе памятник Жириновскому ждут его земляки

Остальные чаще выражают вежливое недоумение.
18:06
30
1641

В Севастополе встала работа транспортной компании СДЭК

Глобальный сбой случился в системе компании по всей стране.
15:04
2
2417

В Севастополе нашли ещё одного виновного в уродливом ремонте «Ракушки»

«Андреевскому дому культуры» не везло с директорами.
10:02
10
3288

Как продавливают строительство новой гостиницы в центре Севастополя

Детали планируемой точечной застройки раскрыл депутат заксобрания города Вячеслав Горелов.
20:02
48
7065

Какому предпринимателю в Севастополе жить хорошо?

Капля позитива в бочке дёгтя тоже есть.
19:00
3
1542