Крым

Как пара крымчан совершила более двух десятков первопрохождений на краю земли

За 43 дня супруги преодолели более 700 км Чукотки.

Фото:
foto-traveller.ru
Анастасия Тарасенко и Сергей Ляховец на одном из перевалов Чукотки.

В апреле крымское отделение Русского географического общества провело лекторий об автономном путешествии по Чукотке, совершённом 45-летним Сергеем Ляховцом и 33-летней Анастасией Тарасенко. Эта супружеская пара из Симферополя за полтора месяца 2023 года преодолела более семи сотен километров по горам и рекам края земли.

ForPost присутствовал на лекции и пообщался с путешественниками.

Неизведанные места

Поход по Чукотке Сергей Ляховец планировал давно, но из-за того, что регион находится на другом конце страны, а билеты туда слишком дорогие, не многие были готовы составить ему компанию. Тем не менее симферополец разработал маршрут по Мэйнгыпильгынскому хребту — это крайние отроги Корякского нагорья. Опытного походника не смутило отсутствие свежих туристических отчётов по этим местам.

«Мы нашли лишь три случая, когда в районе Мэйнгыпильгынского хребта ходили туристические группы. Это было в 1981, 1984 и 1985 годах. Отчётов этих групп в интернете нет, но на их основе написана книга «К ледникам северо-востока СССР». По сути, это единственное туристическое описание этих мест», — объяснила Анастасия Тарасенко.

Девушка добавила, что в 1995 году экспедиция учёных-ботаников сплавилась по рекам Чирынай и Великая: их информация позволила крымчанам рассчитывать на то, что обе водные артерии проходимы даже через 30 лет.


Карта маршрута.

В итоге супруги выбрали такой вариант: дойти из Анадыря до посёлка Беринговский по морю на общественном транспорте, а дальше своим ходом уйти вглубь горного края до верховий реки Чирынай и далее Великой, по которым сплавиться обратно в столицу округа.

Когда в 2023 году объявили о дотации авиабилетов из Москвы в Анадырь, симферопольцы поняли, что это их шанс исполнить мечту. К их грандиозному проекту присоединились двое ребят.

«Вдвоём мы раньше не ходили. Обычно четыре человека всегда набиралось, и это оптимальное число для столь длительных походов», — рассказала ForPost Анастасия Тарасенко.

Однако буквально за несколько дней до отъезда попутчики сообщили, что не могут принять участие в путешествии. После недолгих раздумий супруги решили рискнуть, отправившись вдвоём. Тем более походного опыта по труднодоступным местам у обоих хватало: Сергей и Анастасия не раз участвовали в многодневных экспедициях по Камчатке и в Якутии, а также за рубежом.

В плену ветров и дождя

Покинув 25 июля жаркий Симферополь, путешественники через пару день оказались в промозглом Анадыре. Хоть на календаре была по-прежнему практически середина лета, но погода на улице по ощущениям напоминала крымский ноябрь. Симферопольцы не обладали избытком времени на акклиматизацию в новом регионе, поэтому в столице Чукотки лишь успели купить бензин для походной горелки и небольшой запас продуктов. Основной провиант в сушеном виде они заготовили заранее дома и привезли с собой. При этом у Сергея рюкзак весил 50 кг, у Анастасии — 32 кг.


Вес рюкзаков на старте составлял 50 и 32 кг.

И вот рейсовый теплоход «Капитан Сотников», преодолев за ночь 200 км из Анадыря, доставил крымчан в небольшой посёлок угледобытчиков Беринговский, который считается самым восточным поселением России в Восточном полушарии. Здесь — последний пункт цивилизации и точка старта похода.

«За все 43 дня пути мы не встретили ни одного человека, но зато видели 23 медведя», — со смехом поделилась воспоминаниями Анастасия Тарасенко.

По её словам, поначалу они отнеслись к предупреждениям местных жителей об обилии косолапых скептически, хоть и захватили с собой свистки для отпугивания. Ведь в предыдущих путешествиях по Камчатке и другим медвежьим углам России их также пугали не менее опасными знакомствами, но звери на тропу ни разу не выходили. На Чукотке обстановка оказалась обратной. К счастью, все участники встреч отделались лишь лёгким испугом, никак не пострадав.


За поход крымчане встретили 23 медведя.

Ещё одной неожиданностью оказалась погода. Ветер и дождь беспокоили крымчан почти всю первую треть похода.

«Мыс Наварин известен как самое штормовое место в России, мыс всех ветров. Именно он должен был стать самой южной точкой нашего маршрута, но мы решили срезать эту часть из-за непрекращающегося четыре дня подряд ливня с ветром», — объяснила девушка.

В такие моменты путешественников спасала экипировка, к примеру, опытным путём они давно выбрали для походов высокие болотные сапоги, а не треккинговые ботинки. Таким образом ноги всегда остаются сухими, и можно, не разуваясь, форсировать реки, русла которых на Чукотке приходилось преодолевать несколько раз за день.


Брод одной из рек на пути.

Впрочем, верхняя одежда не всегда спасала крымчан от разгула стихии, и нередко к вечеру намокало даже нижнее бельё, которое — другого выхода не было — выжимали и сушили ночью на себе как на единственном источнике тепла в палатке.

Край неизведанных хребтов и перевалов

Уйдя от побережья вглубь материка, крымские путешественники перестали беспокоиться о погоде — солнце сопровождало их почти всю оставшуюся часть пути. Новой заботой стало прохождение горных хребтов, где до них не ступала нога туриста.

«Шли, доверившись интуиции и походному опыту. Там, где было непонятно, что ждёт за перевалом, Сергей запускал коптер с камерой», — рассказала Анастасия Тарасенко, добавив, что для страховки имели моток верёвки, которую цепляли за каменные выступы и, придерживаясь, спускались.

В целом супруги прошли почти три десятка перевалов и вершин разной категории сложности. Из них 24 перевала и 4 горных пика стали первопрохождением.

Каждому месту, где Сергей Ляховец и Анастасия Тарасенко оказывались первопроходцами, они по туристической традиции присваивали свои названия. Так что теперь на карте Чукотки есть и крымские «топонимы»: перевалы Судакский, Крымский и Симферопольский.


В глуши Корякского нагорья.

Кроме этого, на всех стратегических точках маршрута ребята складывали пирамиду из камней, внутрь которой, по давней туристической традиции, прятали герметичный контейнер с запиской, где указывали свои имена, из какого города приехали и откуда пришли в этот день, куда направляются, а также погоду и настроение.

Эта информация важна для тех, кто в будущем пойдёт по их стопам. Тем более если в следующий раз на этом перевале или вершине новая группа походников окажется через десятки лет. Так, симферопольцы обнаружили записку Рудольфа Седова — известного туриста из Магадана, написавшего много книг про походы по Дальнему Востоку.

«Из записки мы узнали, что Рудольф Владимирович был здесь в 1985 году: скорее всего, после этого здесь никто не бывал. В то время в посёлки на побережье было довольно легко добраться, а также организовать «заброску» на маршрут на лодке. Сейчас попадание в эти посёлки для приезжего слишком дорогое», — подчеркнул Сергей Ляховец.

Анастасия Тарасенко в свою очередь добавила, что в записке Рудольф Седов написал свой полный домашний адрес в Магадане. Вернувшись после похода в Крым, супруги отправили копию его послания по почте, также через знакомых туристов попросили связаться с ныне здравствующим походником, однако он на связь пока не вышел.

Рассекая волны чукотских рек

Третья часть маршрута была посвящена 150-километровому сплаву по рекам Чирынай и Великая. Для этого с собой Сергей и Анастасия несли два пакрафта — надувные лодки весом около полутора килограммов, а также металлические лопасти, к которым по пути подобрали деревянные рукоятки.


Анастасия Тарасенко и Сергей Ляховец на сплаве.

Погрузив вещи на борт, крымчане отправились вниз по течению.

«Река Чирынай не широкая (20-50 м), но довольно глубокая. Скорость течения обычно в районе 0,5-2 м/с. Плывется легко и быстро. Плыть довольно скучно, кроме кустов на берегах ничего не видно», — рассказал Сергей Ляховец.

Великая, в русло которой туристы попали на третий день сплава, оказалось другой. По словам руководителя группы, эта река более широкая, 100-400 метров. При этом течение было настолько медленным, что приходилось почти всё время грести вёслами. Кроме этого, пронизывающий ветер и дождь не позволяли расслабиться.

Ближе к Анадырю ребятам стали чаще попадаться заброшенные или обитаемые базы геологов и оленеводов. Периодически на берегу виднелись развалины строений, ржавые бочки из-под топлива и даже остов речной баржи — исторические свидетельства освоения Чукотки.


Последний походный день — на горизонте Анадырь.

Когда Великая растворилась в заболоченной низменности, крымчане сдули пакрафты и оставшееся до города расстояние дошли пешком. Первым делом в «цивилизации» они посетили продуктовый магазин, где накупили свежей еды.

Всего на путешествие супруги потратили 160 тысяч рублей: по 80 тысяч на человека, из которых 40 тысяч ушло на авиаперелёт.

Крымчане неоднократно предпринимают самостоятельные путешествия, изучая Россию. Так, в 2021 году симферополец Андрей Бобров за 117 дней доехал на велосипеде от дома до Владивостока, преодолев более 11 тысяч километров.

Пелагея Попова

Фото: foto-traveller.ru

Видео: Фотопутешествия|ВКонтакте

566
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
В среднем: 5 (2 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user Andgi
3119

Счастливые ребята, молодцы, можно только позавидовать белой завистью.

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
1544

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1678

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2831

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5402