Севастополь

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.

Специальная военная операция показала уязвимость военно-морского флота перед современными средствами поражения — высокоточными ракетами и всевозможными дронами. Впрочем, существуют корабли, которые не так сильно подвержены этим рискам. Речь идёт о подводных лодках (если они, конечно, в момент удара не находятся в доках). О роли подводных лодок в условиях современных войн ForPost побеседовал с Александром Романовым — первым командиром подводной лодки Б-871 «Алроса» (проект 877 "Палтус"), которая долгие годы была единственной боеспособной единицей такого типа на Черноморском флоте. У этой подводной лодки вообще удивительная история, о чём мы также не могли не поговорить с героем интервью.

О том, как после распада СССР подводную лодку хотели захватить представители ВМС Украины, почему начальник штаба ВМС Великобритании принял командира Б-871 в состав Королевских военно-морских сил, как Джеки Чан хотел с  вертолёта «оседлать» подлодку при всплытии и о роли подводных лодок в условиях современной войны Александр Романов рассказал в интервью ForPost.

Без винта

— Б-871. Что это была за подводная лодка на момент вхождения в состав Черноморского флота? В чём её уникальность?

— Подводная лодка была построена на заводе «Красное Сормово» в городе Нижнем Новгороде, и уникальность её состояла в том, что на ней была другая движительная установка — в отличие от всех серийных подводных лодок этого проекта. Если на других подводных лодках стоял винт, то у меня — водомётная установка, которая и приводила её в движение. По сравнению с подобными подводными лодками она имела наименьшую шумность. Вот это было одним из преимуществ Б-871.


Подводная лодка Б-871 ("Алроса")/портал Министерства обороны РФ

— Сейчас подобные системы используются на подводных лодках?

— Не используются. Потому что, в принципе, это очень дорого. Если оснащать такой системой базовые подводные лодки, это будет очень накладно. Поэтому на остальных подводных лодках используется штатный винт.

— В плане вооружения — насколько это была мощная подводная лодка на момент вхождения в состав флота?

— Это был чисто торпедный вариант. Проект предусматривал только торпеды в первом отсеке. На этом всё.

— Как вы стали командиром Б-871?

— Я всю свою службу до этого проходил в районах Крайнего Севера. Была такая, почему говорю была, потому что она загублена, военно-морская база — порт Лиинахамари, где базировалась 42-я бригада подводных лодок Северного флота. Она включала в состав подводные лодки 641-го проекта. Вот на этих подводных лодках я прослужил порядка 13 лет и уже в 1989 году был назначен на подводную лодку Б-871 командиром.

Командовал я с 1989 года по 1996 год. Ну, дальше был назначен преподавателем Военно-морского политехнического института, там дорос до должности доцента кафедры управления подразделением и боевой подготовки. И в 2000 году по сокращению штатов уволился из состава Вооружённых Сил.


Статья об Александре Романове и его подводной лодке в газете "Красная звезда".

— Вы, новоназначенный командир, приезжаете, смотрите лодку. Это лодка нового проекта. Какие у вас ощущения, впечатления от этого корабля были?

— Поймите правильно: лодка, когда она ещё в зародыше, будем так говорить, — впечатления, конечно, большие. Это всё-таки не 41-й проект, где скучено, где всё сжато, — здесь гораздо больше пространства. Подводная лодка ещё не прошла отделочные работы. А именно: некоторые механизмы находятся в открытом состоянии, не произведена отделка ни кают, ни других помещений. И когда подводную лодку окончательно доводили, целая бригада приехала из города Горького — малярши, плотники, отделочники. Вот они тогда уже полностью отделали подводную лодку так, как она должна быть.

— Вскоре после вашего назначения происходит развал Советского Союза. Как этот момент переживали вы, экипаж, что происходило с подводной лодкой?

— Знаете, это очень страшный момент. Как раз тогда начались масштабные учения Черноморского флота. Мы вышли в море с боевой задачей по уничтожению отряда боевых кораблей. И уже непосредственно при переходе в заданную точку, где я должен был погрузиться и начать свои действия, я получаю радиограмму о том, что подводной лодке немедленно всплыть, минуя все рекомендованные курсы, прибыть обратно в базу для выполнения каких-то других задач. Зайдя в базу, я увидел, что идёт массовая погрузка торпед на остальные подводные лодки. Но кран один. Чтобы мне загрузить мои торпеды, необходимо было найти кран. В итоге нашли нештатный кран, которым мне пришлось загрузить весь боекомплект. Ну а дальше уже действовать согласно тем указаниям, которые мы получали.

Причина всего этого оказалась очень проста. Флоту было приказано перейти в состояние повышенной боеготовности в связи с теми событиями, которые проходили. Здесь у нас дача Горбачёва (первого и единственного Президента СССР), на которой он тогда находился, ГКЧП в городе Москве.

В целом в то время подвешенного состояния не было, а было одно — приказ командующего флотом Касатонова: никакой присяги не принимать (период формирования независимой Украины). Кораблям оставаться в состоянии той готовности, которая для них обозначена, ждать указаний, чем мы будем заниматься и как мы будем действовать. Но вот здесь возникает момент, что очень ретивые, будем так говорить, головы решили на этом поживиться. А именно: из Донузлава, не знаю, чем там купили командира, был угнан СКР-112, передан в состав ВМС Украины.

И у меня произошёл подобный эпизод с участием заместителя командира дивизии, такого капитана 1 ранга Лупакова. Чем он купил офицеров некоторых на моей подводной лодке, я представить не могу. Он убыл на мою подводную лодку, собираясь привести часть экипажа к украинской присяге. Узнал я об этом крайне случайно. Выхожу с ужина, ко мне подходит матрос и говорит: «Товарищ командир, а чего украинцев повели присягу принимать?». Я говорю: «Каких украинцев? А ты кто?». Он говорит: «Украинец». Я говорю: «А ты почему не пошёл?» Ответ: «А вы же не пошли». Пришлось быстро послать старпома вниз на подводную лодку, потому что штаб и базирование команды находятся вверху, а сам причал внизу. И когда я построил экипаж, я понял, что украинцы-то — все здесь, на месте. То есть на подводную лодку убыло всего 4 человека — матросов-украинцев. Остальные были те офицеры, которых пытались купить — квартиры, ещё что-то, звание и так далее. Хотя вот все, кто там участвовал, насколько мне известно, остались ни с чем.

Когда вся эта делегация прибыла на подводную лодку, два матроса — моторист Заец и трюмный машинист Абдуллин — забаррикадировались в четвёртом отсеке, остановили систему вентиляции и по трансляции передали, что до прибытия командира или старшего помощника система вентиляции батареи работать не будет. Не будет работать система вентиляции — значит, будет газовать аккумуляторная батарея — выделяться водород. Выделение водорода ведёт к чему? Взрыву! Достаточно лёгкой искры — и может произойти, так сказать, нештатная ситуация. Ну вот, прибыв на лодку, мне пришлось объявить: в командование кораблём вступил командир. Те люди, которые там пытались что-то сделать, они так быстро с подводной лодки ретировались, что я даже не успел опомниться, где они.

— Это были офицеры, которые служили на этой подводной лодке?

— Да, это были офицеры, которые служили на подводной лодке. Но здесь надо понимать одно. Средний возраст моих офицеров был порядка 25 лет. Мальчишки, которые ничего не видели и которые ничего не прошли. Нахватались каких-то знаний сверху, поверхностно, и решили, что они царь-бог и воинские начальники.

Я даже не успел опомниться, их мгновенно куда-то списали. Я был доукомплектован другими офицерами, с других подводных лодок. Ну и, опять же, пришлось начинать с начала, потому что, ну, тех хотя бы как-то обкатал и они что-то понимали. Новых пришлось фактически заново учить.

— Как-то на вашу подводную лодку явился крупный британский военачальник. Что это была за история?

— На ЧФ прибыл начальник штаба ВМС Великобритании. Ему показывали корабли, которые базировались в Севастополе, начиная от надводных кораблей, малых, больших, в том числе мою подводную лодку. Когда он прибыл непосредственно ко мне, попросил: «хочу посмотреть, как действует экипаж подводной лодки непосредственно в бою. Вы можете мне продемонстрировать?» На что я ответил: «Такие вещи без разрешения своих начальников не могу демонстрировать». Но его сопровождали из штаба флота, мне было сказано «можете показать». В общем, пришлось показать ему выход в торпедную атаку.

У этого начальника штаба ВМС Великобритании глаза полезли на лоб, он заявил, что такой слаженности, таких действий он нигде не видел. Снял с одного из своих сопровождавших нагрудный знак офицера подводных сил ВМС Великобритании, вручил его мне со словами, что отныне я принят в состав Королевских военно-морских сил ВМС Великобритании. После чего он убыл обратно в Москву, дальше непосредственно в Великобританию. И где-то через две недели я получаю большой конверт. Открываю его, вижу там бумагу на английском языке. Чуть ниже — перевод на русский язык.

Там написано, что этот начальник штаба ВМС Великобритании воодушевлён и шокирован отработкой экипажа. Ему всё понравилось. Он выражает надежду, что им не придётся встретиться с нами в бою.

— Также на вашей подводной лодке снимался Джеки Чан. Как так получилось?

— (Китайцы работали над фильмом «Первый удар». Часть сцен снимали в Крыму и Севастополе. Согласно сценарию Джеки Чан, который сам выполнял все трюки, должен был прыгнуть с вертолёта на российскую подводную лодку). В Севастополь приехала продюсер Джеки Чана Барбара Ли. Мне было приказано встретить её по высшему разряду. Что такое по высшему разряду? Это значит накрыть стол в кают-компании, показать подводную лодку и так далее. Мы её встретили по первому разряду. Обратно её уже поднимали через люк шестого отсека, потому что она не в состоянии была подняться. Я думаю: ну, приехали и приехали, больше, наверное, ничего не будет. Где-то через недели две меня вызывает штаб флота. Там сидит Барбара Ли. Она, как меня увидела, сразу ко мне. Ну, что-то говорит по-китайски, я понять пока ничего не могу. Там же и Джеки Чан, который говорит, что будет прыгать на подводную лодку с вертолёта во время всплытия. Рядом со мной сидит полковник-вертолётчик и говорит мне: «Может, мы его свезём? Пусть посмотрит <на подводную лодку>». Взяли уазик, поехали на причал. Говорю Джеки Чану: «Куда вы собираетесь прыгать?». Он мне показывает на кормовую оконечность корабля. Я говорю: «Ну вы представьте: подводная лодка всплывает, там видимости фиг вам (волны, ветер), вы не увидите ничего». Вертолётчик также спрашивает у Джеки Чана: «Я вас как с вертолёта вытолкну?». А я ещё говорю: «Ну давайте я вам просто проверну водомётную установку, и вы увидите, что с вами будет, если вы промахнётесь». Ну, коротким провернули. На что Джеки Чан сказал: «Нет, я прыгать не буду». Как вариант предложили спустить его на подводную лодку в беседке (специальном контейнере).

Съёмку с вертолётом и подводной лодкой делали в районе пляжа Учкуевка. Миль 5 от этого пляжа. Сюжет был простой — один из офицеров наших был завербованным агентом, а Джеки Чан этого офицера преследовал. У меня даже в этом фильме есть два слова. Когда мы стоим с Джеки Чаном около рубки, этого офицера к нам подводят, я говорю: «Уведите его!»


Джеки Чан на подводной лодке Б-871 во время съемок. Александр Романов слева от него.

— Как экипаж встретил Джеки Чана во время съёмок?

— Эмоций была масса. Он также побывал и в кают-компании, и на подводной лодке непосредственно, и беседовал с матросами. И в последний момент я смотрю, а у меня моей шинели-то нету. А мне домой ехать. Хорошо, что у меня была старая шинель. Надеваю эту шинель, едем домой, рядом со мной сидит мой сын. Говорит: «Папа, у нас деньги есть?». Это 90-е годы. Я ему отвечаю: «Сынуля, какие деньги? Ты о чём говоришь?». Он: «Ну, на тебе $5». Спрашиваю: «Откуда?» Он говорит: «Да мы с Ванькой-торпедистом китайцу твою старую пилотку продали». Я говорю: «И что вы ещё продали?». Он говорит: «Хотели торпеду, но не удалось, потому что их надо выгружать».

На следующий день прихожу на службу в старой шинели. А Джеки Чана сопровождала из Москвы целая делегация. Курировал один из офицеров, генерал. Приезжает этот генерал и говорит мне: «Тут Джеки Чан тебе просил передать пакетик». Я говорю: «Какой пакетик?» «Ну, ты раскрой, — говорит, — и посмотришь». Я раскрываю этот пакетик, а в нём оказывается пуховик и куртка — дождевик. Когда проходила эта съёмка, все китайцы были как раз в этих пуховиках, «Норд-ост», и в таких куртках.

— Получается, китайцы увели вашу шинель. И в качестве извинения прислали куртку.

— Да. Она до сих пор у меня жива. До сих пор я её ношу, когда на даче копаюсь. Куртка очень тёплая, почти невесомая.

— Подводная лодка «Алроса» не так давно прошла модернизацию. На неё установили пусковые установки для ракет «Калибр». Хотел спросить в контексте специальной военной операции: сейчас роль подводных лодок значительно увеличилась, потому что корабли оказались уязвимы перед современными средствами поражения, в частности различного вида беспилотниками. Подводные лодки более защищены в этом плане: могут уйти на дно, всплыть и стрельнуть. Как вы оцениваете роль подводного флота в условиях современного конфликта?

— Это, конечно, очень сложный вопрос, но при этом надо исходить из того, чего мы хотим: первое — добиться, второе — каким образом мы хотим этого добиться. И третье, это самое главное — какое вооружение и сколько этого вооружения на данный момент имеется на флоте. Вот если все эти составляющие сложить, то, в принципе, конечно, подводные силы Черноморского флота в состоянии обеспечить определённый урон нашему, так сказать, противнику.

Если вы внимательно посмотрите новости — что вообще происходит в нашем ВМФ, — строятся новые подводные лодки, оснащаются новые подводные лодки. После меня входили в серию лодки 636-го проекта. Примерно те же самые характеристики, как у моей. То есть развитие подводного флота есть. И оно будет, потому что без этого мы с вами не выиграем ни одну специальную военную операцию, ни одни военные действия. Потому что — скрытность, возможность нанести тот или иной удар.

Даже имея на борту подводной лодки минное вооружение, можно блокировать пролив Босфор, а значит, ни один военный корабль туда уже не войдёт. Минное оружие, скажу так, самое противное.

Потому что где ты их выставил, как, в какой последовательности, знаешь только ты или это отмечено на каких-то специальных устройствах или картах. А подрыв может произойти в любую минуту. Есть контактный прорыв, есть мина-торпеда, мина-ракета. Она просто опускается на дно либо ждёт своего часа. Две цели прошло, три цели, а потом она всплывает, включается и торпедирует цель.

— То есть роль ещё больше возросла подводного флота?

— Она и была большой, но на данный момент она ещё больше возросла.

— Сегодня «Алроса»грозная лодка или её время прошло?

— Она же прошла модернизацию, перевооружение. Она в таком же состоянии, как те, что пришли в последнее десятилетие. А чем больше лодок, тем быстрее и лучше выполнится любая задача.

Беседовал Андрей Киреев

39015
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.8 (14 голосов)

Обсуждение (3)

Profile picture for user Игорь Сыроежкин
1115
Игорь Сыроежкин

Без Касатонова И В ничего бы не было ! Кто этого не понимает- понаехавший! Не было бы никакой русской весны , ничего бы не было ! Бладоря Касатонову И В мы имеем Российский Крым! Вопреки придурку  еЛьцину запретившему поднять Андреевские флаги в своё время….

Profile picture for user Тина Севастополь
9365
Тина Севастополь

Игорь Сыроежкин,

Касатонову респект, но дальше в истории у каждого своя роль.  Он свою  главную роль сыграл в 1991 году. 
А в 2014 году  Витко сыграл свою.  Сегодня командующий ЧФ играет свою.  И от него зависит многое и мы это увидим в ближайшее время.  История ведь не закончилась...

Profile picture for user Верещагин
13341
Верещагин

Тина Севастополь,

Это да, некоторые играют главные роли да еще экспромтом, некоторые роли второго плана по указанию режиссёра с поддержкой суфлеров, но "Show Must Go On".

Главное за день

Кто стоит за подрывом автомобиля военнослужащего в Севастополе

И какие выводы можно сделать из случившегося.
20:00
52
9762

Взрыв автомобиля с военнослужащим в Севастополе может быть диверсией

Об этой вероятности сообщил губернатор Севастополя.
11:08
22
6703

Чем грозит севастопольцам новшество с объемами электропотребления

Наш город внезапно оказался примером для всей страны.
20:02
47
9581

В плену лени и стереотипов: почему крымчане не хотят работать в сельском хозяйстве

Специалистам готовы хорошо платить, но рабочих приходится привозить из других регионов.
17:16
4
1548