При развитии чрезвычайной ситуации на борту самолёта всё решают секунды. Если все службы — как в небе, так и на земле — сработают быстро, жизнь пассажиров и экипажа будет спасена, а промедление означает смерть. И к внештатным ситуациям международный аэропорт Симферополя готов, воздушная гавань оборудована по последнему слову техники.
Накануне в аэропорту «Шереметьево» самолёт, вылетевший из Москвы в Мурманск, совершил аварийную посадку и загорелся. Из 78 человек, находившихся на борту, 41 человек погиб, в том числе житель Крыма Михаил Хрумов. Следком расследует уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ — нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
И в преддверии нынешнего курортного сезона власти Крыма ждут если не повторения, то хотя бы подтверждения прошлогоднего рекорда — шести с «хвостиком» миллионов туристов. До открытия железнодорожного движения по Крымскому мосту большинство гостей из материковой России попадают на полуостров по воздуху.
После авиакатастроф градус аэрофобии в обществе повышается, люди начинают сдавать билеты, отказываются от долгожданного отпуска, зарекаются летать. Безусловно, субъективные факторы могут повлиять на исход той или иной опасной ситуации, но объективное состояние дел — в данном случае готовность аэропорта к возникновению ЧС — вот что нужно брать в расчёт в первую очередь.
Ещё по теме: Остаётся только верить: в Крым летают годные самолёты
В минтрансе Республики Крым готовность международного аэропорта «Симферополь» к возникновению ситуаций, аналогичных той, что произошла 5 мая в Москве, комментировать не стали, пояснив, что такого рода мероприятия в компетенции администрации воздушной гавани. В пресс-службе международного аэропорта «Симферополь» ForPost сказали, что какие-либо комментарии по этому поводу будут противоречить «корпоративной этике», и добавили, что различные учения на территории воздушной гавани проходят регулярно.
Самые масштабные учения в 2019 году — как раз по аварийной посадке и тушению самолёта — в аэропорту столицы Крыма прошли 25 апреля.
«В ходе учений проверена готовность штатных и нештатных формирований аварийно-спасательной команды аэропорта и взаимодействующих ведомств к действиям по ликвидации авиационного происшествия и проведению аварийно-спасательных работ. Учения показали высокую готовность всех подразделений к нештатным ситуациям в аэропорту и подтвердили профессионализм спасателей», — сообщила пресс-служба международного аэропорта «Симферополь».
В этом году аэропорт Симферополя завершил программу по перевооружению аварийно-спасательных служб. Полностью обновлено всё необходимое спасателям оборудование, в том числе на 100% обновлена спецтехника аварийно-спасательного подразделения. Также круглосуточно дежурит служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, состоящая из ста человек. На случай аварийной ситуации привлекаются дополнительные силы МЧС, медиков и других службы, добавила пресс-служба аэропорта.
Где лучше сидеть в самолёте
При возникновении на борту самолёта чрезвычайной ситуации все места в салоне становятся опасными для пассажиров, отметил ForPost заслуженный пилот России Вадим Базыкин. Но сказал, где сидеть безопаснее.
«Топливные баки в основном располагаются в крыльях, поэтому если загораются моторы и двигатели, всё, что за крыльями, выглядит, конечно, более печально. Это всегда задымление. Если пожар перекидывается в салон самолёта, дым уходит в хвостовую часть. Конечно, в подобной ситуации — в случае возгорания — более безопасно находиться в передней части самолёта», — пояснил он.
Ещё по теме: В аэропорту Симферополя воскресли бомбилы
При возгорании или задымлении самолёта, да и в случае других ЧП важно не поддаваться панике и оставаться на своих местах, пока самолёт не приземлится, предупредил эксперт.
«Нужно до касания самолёта не вставать, а каким-то образом терпеть. Надо понимать, что никакие вещи ни в коем случае нельзя хватать, открывать багажники, искать там свой паспорт. Паспорт всегда должен быть при себе в самолёте! Лишней суетой мы тормозим жизнь, тормозим спасение людей. Это очень хорошо понимают в Европе, но почему-то не понимают в России. Готовиться к эвакуации через передние двери необходимо только после того, как самолёт уже рулит», — предупредил Вадим Базыкин.
Трагедия в Шереметьеве
То, что произошло в аэропорту «Шереметьево», у заслуженного пилота России вызвало вопросы. Хорошо или плохо отработали аварийные службы и экипаж, по его словам, покажет проверка — ни промедление, ни ошибки скрыть невозможно. Но уже сейчас в глаза опытному пилоту бросилось то, что при потере радиосвязи было принято решение производить экстренную посадку.
«Потеря радиосвязи ещё не говорит о том, что нужно немедленно производить экстренную посадку. А значит, у них был отказ за отказом, о котором они не могли сообщить. Но если вы не можете сообщить, у вас есть возможность набрать всё в цифре: в одном коде — захват воздушного судна, в другом — потеря радиосвязи. И диспетчер поймёт, что происходит», — пояснил он.
Вадим Базыкин обратил внимание ещё на несколько роковых совпадений: посадочная масса самолёта при снижении была максимальная, а значит, по какой-то причине не удалось слить топливо, а погодные условия, в которых развивалась ЧС, лишь способствовали развитию негативного сценария.
«При кучевой облачности посадка очень сложная. Кучевые облака — это облака вертикального развития, когда перемещение воздушных потоков идёт не горизонтально, а вертикально. И если поток воздуха идёт снизу, самолёт не снижается и автомат тяги двигателей уменьшает мощность двигателей — это очень опасно, нужно переходить на ручной режим. А если наоборот — поток идёт сверху, то увеличивается вертикальная скорость и получается грубая посадка, и шасси могут проткнуть крылья. Они могут просто сложиться. А крылья — это топливные баки. Сразу образуется большая пробоина, откуда вылетает огромное количество керосина. Он воспламеняется. Если стойка сложилась, в любом случае будут трение металла об бетон и искры, возгорание. В этой ситуации должны работать не только стюардессы, в этой ситуации должны работать аварийные службы аэропорта», — подчеркнул эксперт.
Всё решают секунды
Ещё со времён Экзюпери, продолжил Вадим Базыкин, любая авиакатастрофа приводит к пересмотру отношения к технике безопасности в любом аэропорту, она качественно улучшается. Аэропорт «Симферополь», напомнил он, построен по новейшим технологиям, а значит, аварийные службы должны сработать в критические 30 секунд.
«В течение 30 секунд машины уже должны тушить самолёт. Чисто теоретически, если у нас что-то подобное произойдёт, можно будет спасти людей. Но на практике всё зависит от того, когда начнут тушить пожар: если все службы сработают мгновенно, в течение 30 секунд, можно будет всё загасить. Но если температура поднимется до уровня горения без кислорода, — титановые пожары, — потушить будет очень сложно, потому что в самолёте очень много титановых частей. Секунды решают — жить или не жить пассажирам», — пояснил заслуженный пилот России.
Власта Пидпалая
Фото Власты Пидпалой, Алексея Лохвицкого
Обсуждение (1)
Что-то не нашел подтверждения заголовка в статье...
Шереметьево тоже не африканский аэропорт и там что, аварийные службы не были "должны сработать в течении 30 секунд"?