Туристам — традиционным «виновникам» разных проблем в туристских регионах России, как считают местные жители, — вменили нехватку топлива на заправках Черноморского побережья.
Из-за наплыва отдыхающих, как полагают жители Сочи, на автозаправочных станциях не хватает бензина. Например, в Лазаревском микрорайоне возник «оил-аут» на АЗС операторов «Лукойл», «Роснефть» и «ТНК», написал BFM вечером четверга, 18 июля.
Уже несколько дней «наблюдается дефицит Аи-95, накануне израсходован оказался и Аи-92», а сочинцы жалуются на невозможность заправить свои машины, уточнило издание.
По информации мэрии, перебоев с поставками и продажей бензина в городе нет. Но мониторинговая группа администрации Сочи побывает в Лазаревском, о результатах проведённой ею проверки сообщат, уточнил ТАСС.
Как это можно объяснить
Экономист, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева, допустив нынешнюю нехватку бензина в Сочи, предположила: ситуация немного «подогрета» страхами и опасениями о возможном истощении ценного сырья.
«В большей степени налицо действие нерыночных законов. Поскольку бензин — это продукт, подвергающийся государственному регулированию цен и объёмов, то в случае роста спроса на нефтепродукт предприниматели лишены возможности сбалансировать рынок ростом цены. Поэтому на отдельно взятых заправках может возникнуть кратковременный дефицит», — считает она.
Собеседница ForPost напомнила, что такая проблема была осенью прошлого года.
Логистические процессы играют не последнюю роль в этом вопросе, подчеркнула Татьяна Марцева.
По её мнению, дело не только в том, что вырос поток туристов в сторону Сочи, но осталась нерешённой и проблема трафика отдыхающих.
Авиаперевозки возможны как раз в аэропорту Адлера — интенсивность использования машин в эту воздушную гавань способствует росту потребления бензина, обратила внимание она.
«К тому же альтернативный вариант — железная дорога ― загружена на максимум своих мощностей. Тем самым туристы, которые хотя бы за месяц, а то и два не купили железнодорожные билеты, вынуждены использовать лишь автоперевозки. А закрытые аэропорты Анапы и Геленджика явно не упрощают проблему перемещения туристов. И возникает следующая дилемма: загруженность дорог снижает скорость движения, а значит, в том числе нужное для заправок сырьё может приезжать с опозданием», — полагает наша собеседница.
Ещё одна проблема, предположила экономист, находится в области макроэкономики — растущие цены на бензин на международной бирже, что делает привлекательным именно вывоз топлива из России за рубеж, а не его реализацию на местах.
«Возможно, правительству, как и в прошлый раз, стоит рассмотреть вопрос временного ограничения вывоза бензина для восполнения внутреннего дефицита», — заключила Татьяна Марцева.
В первый раз, что ли?
Нехватка и подорожание топлива возникли на Кубани и в августе прошлого года. Тогда некоторые АЗС ограничили продажу горючего.
Это было связано с загруженностью железных дорог, по которым доставляют топливо на места, и искусственным ажиотажем, создаваемым в том числе туристами в соцсетях, рассказывали «Вести-Сочи» со ссылкой на региональные власти.
Как писал ForPost, тогда дефицит бензина и дизельного топлива, а также рост цен на них возникли не только в Краснодарском крае. Об этом сообщали жители Крымского полуострова, Сибири, Поволжья и Центральной России. Эксперты назвали вероятные причины произошедшего.
Дмитрий Патрушев, который на тот момент был министром сельского хозяйства РФ, оценил ситуацию как «кричащую проблему». В Госдуме высказали мнение, что на топливном рынке «красиво делается» ситуация: сначала его участники поднимают цены, а потом формируют дефицит, чтобы люди соглашались приобретать ГСМ по любой цене.
В Минэнерго России связали проблему с плановыми и внеплановыми остановками нефтеперерабатывающих заводов и заверили: в стране есть положительный запас ГСМ.
В итоге: федеральные власти ограничили экспорт горючего, чтобы остановить «вымывание» из РФ, и возбудили административные дела о нарушении антимонопольного законодательства торговцами бензином и дизелем.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (2)
неужели они? Те кто и воду?
хотя не похоже ,скорее рука рынка краном руководит и с потоком не справляется
Хочется сказать словами классика, На сколько подорожает бензин, есле нефть станет бесплатной