Жители Крыма, Сибири, Поволжья и Центральной России жалуются на дефицит бензина. На заправках исчезают АИ-95, АИ-92 и дизтопливо. В Минэнерго изучили жалобы и не увидели в ситуации ничего экстраординарного. Между тем фермеры уже предупредили о росте цен на продукцию в среднем на 5%: чем дороже топливо, тем меньше россияне будут есть отечественных помидоров, которые в самый разгар сезона в некоторых овощных киосках на Урале уже подорожали до 300 рублей за килограмм.
Нелогичный рост цен?
Ситуация нелогичная, говорит экономист Виталий Калугин: нефтяники в августе получат рекордный бензиновый демпфер, а биржевые цены на топливо продолжают расти. Одно с другим не вяжется, считает эксперт.
По данным Reuters, демпфер в августе может вырасти до 39,7 тысячи рублей за тонну — на 46% к июльскому показателю; для дизтоплива — до 33,4 тысячи рублей за тонну, что на 55% больше относительно прошлого месяца.
В расчётах сказано, что на внутренний рынок в августе ожидается поставка 3,3 млн тонн бензина и 4,5 млн тонн дизтоплива. Общая сумма налоговой компенсации нефтяникам может вырасти на 95 млрд рублей по сравнению с июлем и превысить 280 млрд рублей. Это рекордный показатель за последние 1,5 года.
«Демпфер платят, а цены продолжают расти. Я затрудняюсь найти концы в этой истории. Учитывая, что цены на бензин формируются на бирже, нужно внимательно изучить политику вертикально интегрированных компаний. Они могут снизить цены на бирже, если предложат дополнительные объёмы [топлива]. Повлиять на них может только фигура уровня вице-премьера, премьер-министра. ФАС в этом случае ничего сделать не сможет. Ситуация не совсем ясная, так как рациональное объяснение происходящему на топливном рынке страны я найти не могу», — сказал ForPost Калугин.
Напомним, этим летом цены на бензин и дизтопливо неоднократно обновляли рекорд. Эксперты отмечали: «они превысили темпы роста инфляции». Так, например, за месяц биржевая стоимость АИ-95 выросла примерно на 4,3%, а с начала лета — на 12,6%, сообщил в своём телеграм-канале губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
В начале недели, 21 августа, АИ-92 стоил около 62,1 тысячи рублей за тонну, АИ-95 — 70,2 тысячи, дизель — 66,6 тысячи за тонну, ссылаются «Известия» на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Средние розничные цены на бензин за период с 8 по 14 августа выросли на 29 копеек — до 53,98 рубля за литр, сообщал Росстат.
«На сегодняшний день все рынки, в том числе и топливный, находятся под диктатом продающих компаний, которые уже давно не работают по классической схеме «спрос рождает предложение». Компания-продавец смотрит, какая цена может быть максимальной, устанавливает её и получает прибыль в зависимости от издержек. Этот механизм ценообразования скрывают за самыми разными предлогами: от санкций и разрыва логистических цепочек до шманкций. Цель конечная одна — повысить цены и найти оправдание, которое под руку подвернётся», — сказал ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Читайте также по теме: Почему в Крыму никак не затормозится рост цен на бензин
Салат с помидорами и подсолнечным маслом
Стремительно дорожает не только бензин, но и дизтопливо. И это «безобразие» происходит в разгар уборки, негодует руководитель фермерского хозяйства Алексей Якушев. Он отметил, что в Центральной полосе России, где расположены его поля с подсолнечником, дефицита дизтоплива не наблюдается, несмотря на это, с начала августа оно подорожало на 10%.
«Это очень существенно, учитывая, что рост цен произошёл в рекордно короткий срок. Безусловно, он негативно скажется на ценообразовании сельхозпродукции — всегда нужно делить на два. Если дизтопливо подорожало на 10%, значит, себестоимость продуктов к салату с помидорами, заправленному подсолнечным маслом, увеличится на 5%. Отмечу: это средняя температура "по больнице"», — сказал ForPost Якушев.
Иные данные у Росстата. Аналитики пока не видят поводов для паники. По их данным, с 1 по 7 августа, когда стало дорожать дизтопливо, снижение цен на плодоовощную продукцию в среднем составило 1,9%, в том числе на картофель — 7,2%, капусту белокочанную — 5,6%, лук репчатый — 5,2%, морковь — 4,2%, свёклу столовую — 3,2%, помидоры — 2,9%, огурцы — 0,9%.
Подорожали только яблоки и бананы — на 1,8% и 0,8% соответственно.
Несмотря на оптимистичные данные Росстата, Якушев стоит на своём: еда станет дороже на фоне резкого скачка цен на дизтопливо.
«Это неизбежно, так как аграрии несут убытки. В зоне риска оказались руководители средних и мелких крестьянских хозяйств. Им сейчас тяжелее всего», — уточнил наш собеседник.
Кстати, в Минсельхозе ситуацию с ценообразованием на дизтопливо держат на контроле. 17 августа было проведено совещание по стабилизации цен на ГСМ, особенно в важных аграрных регионах. По его результатам топливным компаниям рекомендовано принять комплекс мер по сдерживанию цен на ГСМ, сообщают «Известия» со ссылкой на представителя Минсельхоза.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев сомневается, что толк от таких рекомендаций будет. Он считает, что пока ФАС «не будет жёстко вмешиваться в рынок», ничего не изменится.
«Сейчас логика какая: если мы будем вмешиваться в рынок, то вызовем дефицит. Ничего подобного. Это компании, которые увеличивают цены из-за своего безудержного аппетита, ломают рынок и ценовые пропорции. Поэтому ФАС должна ограничивать их аппетиты к получению прибыли, не допускать завышения цены. У нас же антимонопольщики иногда оправдывают действия компаний, потому что те наплетут им сказок, после чего проверяющие разводят руками и говорят: «А что мы можем сделать?». Для того, чтобы ситуация изменилась, нужно наделить ФАС правом проводить собственный аудит, чтобы она не со слов компаний, а сама имела доступ к рынку, имела качественный аналитический аппарат, а не кучку тётенек и девушек, которые сидят в кабинетах», — высказал свою точку зрения наш собеседник.
Читайте также по теме: Как сильно слабый рубль ударит по аппетиту пенсионеров и не только
Виноваты туристы и губернаторы?
На фоне резкого скачка цен на бензин и дизтопливо ряд регионов столкнулись с дефицитом. Он наблюдается в Астраханской, Волгоградской, Новосибирской, Рязанской областях, Калмыкии, Крыму, пишут «Известия» со ссылкой на аналитиков и участников рынка.
«В прошлом месяце не хватало АИ-95, теперь на некоторых заправках нет АИ-92 и дизеля. Это связано с задержками доставки по железной дороге — поезда из Центральной России с нефтепродуктами идут на несколько недель дольше обычных сроков, из-за чего в моменте образуется дефицит», — отметил в интервью изданию генеральный директор ООО «Мосрегионгаз» (сеть, работающая в Крыму) Герман Колотов.
С июля, отмечают аналитики, железная дорога перегружена. По данным экономиста Виталия Калугина, по ней везут на восток страны уголь, на запад — зерно.
«Основная причина дефицита топлива кроется в недостаточности провозных мощностей. Сейчас пытаемся на экспорт отгружать зерно и другой товар. К сожалению, топливо для внутреннего рынка выпало из списка приоритетных товаров. Нельзя разорваться», — сказал Калугин.
По данным Российского топливного союза, примерно треть всего товарного бензина находится в пути. Руководство союза «в постоянном контакте с грузоотправителями и доносят до них необходимую информацию о всех возможностях и проблемах».
Ещё одна причина увеличения сроков доставки — рост средней дальности перевозок, а также простои, не зависящие от РЖД, отмечают в Минэнерго.
Его аналитики в железнодорожном коллапсе косвенно обвинили граждан, которые в высокий туристический сезон едут отдыхать на юг России.
«Были достигнуты договорённости с ОАО «РЖД» и нефтяными компаниями по точечному решению проблемных вопросов, исходя из безусловного приоритета снабжения топливом аграриев в период уборки урожая и сева озимых зерновых культур», — приводят «Известия» позицию министерства.
Минэнерго также рекомендовало нефтяным компаниям изыскать возможности по сдерживанию мелкооптовых цен на дизельное топливо в сельскохозяйственных регионах страны.
Свой взгляд на проблему есть и у кандидата экономических наук Михаила Беляева, который обвинил в нерасторопности губернаторов. Он считает, что главы регионов могли просчитать все риски и подготовиться к коллапсу вместо того, чтобы писать жалобы в ФАС.
Их, в частности, направил минсельхоз Оренбургской области.
«Дефицита топлива нет. Его производится столько, сколько надо. Вопрос в его перераспределении и логистике. Договаривайся с железной дорогой, с логистическими компаниями. Вот как ты, губернатор, должен работать. Ты должен планировать, предвидеть. Если ты этого не делаешь, то зачем тогда занимаешь эту должность? Инертность глав регионов также усугубила ситуацию», — сказал Беляев.
В своём телеграм-канале губернатор Севастополя Михаил Развожаев вступился за коллег. Он объяснил, почему главы регионов в вопросах поставок топлива бессильны:
«Региональные власти не имеют полномочий влиять на стоимость топлива. Поставку топлива в розничные сети АЗС основные нефтетрейдеры Севастополя осуществляют через закупку всех видов топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
По моему поручению ежедневно идёт мониторинг цен и запаса топлива по основным нефтетрейдерам Севастополя ООО «ТД Крым-Оил» (сеть заправок TES) и ООО «Крым Ойл» (сеть заправок ATAN)».
Глава города-героя поручил горхозу отправить ходатайство в ФАС об анализе цен на топливо в Севастополе и о запросе на проведение проверки в пределах компетенции обоснованности роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на сетях АЗС в городе.
«ФАС в данный момент работу такую ведёт, о ходе расследования информация не публикуется, чтобы не повлиять на исход рассмотрений. Ждём», — резюмировал Развожаев.
Подробнее — в материале «Губернатор Севастополя по пунктам объяснил ситуацию с бензином в Крыму»
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
В условиях создаваемого дефицита проще повышать цены на топливо? (
(Жители Крыма, Сибири, Поволжья и Центральной России жалуются на дефицит бензина)
Всё логично, и очень легко "вяжется" - "Состояние российских миллиардеров с начала 2023 года года выросло на $16,35 млрд. Сильнее всего выросло состояние совладельца НК ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова — более чем на $3,7 млрд, до $19,1 млрд." https://www.kommersant.ru/doc/5966309? У нефтянников всё хорошо, они и дальше будут продолжать грабить народ нашей нефтедобывающей, и пока ещё нефтеперерабатывающей страны (
(Ситуация нелогичная, говорит экономист Виталий Калугин: нефтяники в августе получат рекордный бензиновый демпфер, а биржевые цены на топливо продолжают расти. Одно с другим не вяжется...)
ФАС за 10 лет так и не заметила, что в Крыму и Севастополе топливо всегда было дороже на 2-3 руб. за литр? (
(Глава города-героя поручил горхозу отправить ходатайство в ФАС об анализе цен на топливо в Севастополе и о запросе на проведение проверки...)
Может пора все таки государству нефть,газ хотя бы забрать у "своих не бросаем".
Не кажется ли вам что это саботаж и вредительство.
Десять раз Сталина вспомнишь! Вопрос Путину, что бы Сталин сделал с этими ушлёпками? Я давно говорил, несколько "бизнесменов" расстрелять, миллионам жить стало бы легче!!!
Ставьте на авто газогенератор, чтобы ездить на дровах.
Суда класса "лужа - лужа".
А ещё топливом заправляют боевые машины и авиацию.
Попандопулы вы? Это хотели скпзать?