Россия

Ситуация с топливом в России близится к катастрофе — Минсельхоз и депутаты Госдумы

«У нас что, нет управы на этих монополистов? Нет ФАС, министерства энергетики? Во все концы гоним, а для себя что?»

Ситуация с топливом в России близится к катастрофе — Минсельхоз и депутаты Госдумы
Фото:
ForPost

В России нужно запретить вывоз горючего за рубеж, предложили министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев и депутаты Госдумы. Они вместе с первым заместителем министра энергетики РФ Павлов Сорокиным открыто признали давно обсуждаемые проблемы нехватки топлива и его подорожания.

О ситуации на рынке ГСМ, которая близится к катастрофе, — в материале ForPost.

«Кричащая проблема»

На рынке горюче-смазочных материалов сильно увеличились цены, констатировал глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев.

Федеральные власти отрабатывают вопрос и пытаются нормализовать ситуацию, сказал он на совместном заседании комитетов Госдумы по аграрным вопросам и по контролю в среду, 6 июня.

Но потом Патрушев признал, что если неделю назад аграриям нужно было топливо по «какой-то сниженной цене», то сейчас — чтобы ГСМ просто были в наличии, и это стало «кричащей проблемой».

Минсельхоз уже работает с Минэнерго и будет общаться с нефтеперерабатывающими заводами и искать для регионов горючее, чтобы его получила именно сельскохозяйственная отрасль, заверил Патрушев.

«Нужно эту задачу решить — чтобы в наличии появилось. Потому что у нас проблемы с наличием. Сейчас остановим уборочную и не отсеемся по озимым — это будет катастрофа. И второе, — но это мысли вслух, наверное, — может, вообще сейчас временно экспорт нефтепродуктов закрыть, пока мы не стабилизируем ситуацию на внутреннем рынке?», — предложил министр.

Он поинтересовался у первого замглавы Минэнерго Павла Сорокина о наличии балансов топлива:

«Вот у нас по зерну есть чёткие совершенно балансы. Если у нас хватает на внутреннем рынке, мы даём квоту — и у нас зерно вывозят на экспорт во второй части сельхозгода. Я, может, не понимаю, как устроен ваш рынок, но нужно же всё-таки в приоритете обеспечивать внутренний рынок».

Читайте также: Как рост цен на бензин отразился на карманах горожан? – опрос в Севастополе 

«Беспредельные» цены

Не остались в стороне депутаты Госдумы. Первым не выдержал глава комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин, который недавно встретился с аграриями. Он озвучил их вопрос к властям: «Вы куда вздули цены на горючее?!»

«И сидишь в роли дурака или мальчика для битья», — передал Кашин ощущения от встречи.

Ситуация с ценами на горючее — «большая провокация» против политики президента России, считает парламентарий.

«У нас что, нет управы на этих монополистов? Нет ФАС? Нет министерства энергетики? Во все концы гоним, а для себя что? Я пять лет был в комиссии по топливно-энергетическому комплексу. Все заседания ведёт сам президент. Каждый квартал было заседание, и всё время пытались или нефтяники, или газовики в рамках Всемирной торговой организации поднять цены, чтобы прибыль была в соответствии с решением ВТО. Я всегда выступал жёстко против, и всегда президент поддерживал нашу позицию — ни разу не дал за эти пять лет двинуться в сторону, о которой галдели одни и те же люди», — возмутился Кашин, потребовав наведения порядка.

Оценки Патрушева и Кашина поддержал депутат Госдумы Николай Панков.

Он рассказал, что в Саратовской области цена дизельного топлива увеличилась с 55 до 74 рублей за литр в течение трёх недель. И обратил внимание на то, что ежегодно перед посевной и уборочной кампаниями цены на ГСМ повышаются, но «в этом году они вообще беспредельные».

При этом в с/х отрасли уже не говорят про цены на горючее — они просят обеспечить просто его наличие, отметил Панков:

«Нет в наличии дизтоплива. Давайте пригласим на заседание Государственной думы тех, кто от правительства отвечает за энергетический комплекс, и за контроль, и за распределение. Потому что мы не обойдём эти вопросы от депутатов. Они встают по всем территориям. Нам сегодня никто не ответил, что будем делать с ценообразованием? Вышли из отпусков и теперь начали решать, что дальше делать? Коллеги, это всё — плановые решения. Но нет понимания у аграриев, что кто-то озаботился этой проблематикой или нет».

Читайте по теме: Губернатор Севастополя по пунктам объяснил ситуацию с бензином в Крыму

«Нет понимания»

На Юге России цена солярки — 85-87 тысяч рублей за тонну, а не 70 тысяч рублей, о чём говорят некоторые чиновники, посетовал депутат Госдумы Алексей Лавриненко.

«И предлагают уже, если солярка есть, — 100-120 <тысяч> рублей за тонну. Солярки вообще нет. И нет понимания, что дальше делать. Мы сегодня в пропасть летим», — констатировал он.

«Красиво делается» ситуация на топливном рынке: сначала его участники поднимают цены, а потом формируют дефицит, чтобы люди были согласны приобретать ГСМ хоть по какой-нибудь цене, добавил парламентарий Владимир Кашин.

На это глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев ответил, что его ведомство знает, какие цены называют в южных регионах, но это «определённое лукавство»:

«Такие цены есть, но топливо с этих <нефтеперерабатывающих> заводов никогда не использовалось нашими аграриями. Нам нужно сейчас справиться не с ценой, а с наличием. На мой взгляд, надо, пока такая ситуация на внутреннем рынке, прекращать экспорт».

Таких серьёзных вопросов обеспечения топливом, когда его просто нет, «не было в последнее время», отметил первый заместитель главы комитета по аграрным вопросам Владимир Плотников.

Он опасается возникновения перебоев в поставках ГСМ, которые могут вот-вот начаться, и привёл пример Оренбургской области, где «сегодня нет горючего»:

«Поэтому надо чётко сказать: экспорт запрещаем, пока не обеспечим своих. Это будет сигнал, который все услышат. Этого люди ждут, по-другому нельзя».

Читайте ещё: Власти Севастополя обратились в ФАС из-за роста цен на бензин 

Позиция Минэнерго

Все претензии принял первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин.

Он согласился с тем, что цены на топливо выросли. И сказал, что один из факторов, которые «никак не относятся» к нефтяным компаниям и субъектам экономики, — девальвация рубля: его курс относительно доллара упал с 70 до 95 рублей.

«Это автоматическая трансляция в цену всех экспортноориентированных товаров или товаров, которые имеют экспортную привязку. Почему внутренний рынок должен привязываться к экспортной альтернативе — потому что у нас налоги привязаны к валютной цене нефти. У нас в секторе налоги взимаются не от прибыли, они взимаются от выручки и достигают 55-70% для большей части добычи. Это невозможно изменить, поэтому себестоимость <нефтепродуктов> во многом формируется налогом на добычу полезных ископаемых. Этот налог формирует около 40% федерального бюджета, которому, поскольку мы живём в условиях тяжёлых, условиях военного времени, эти доходы крайне нужны. И на этот пункт мы не покушаемся. Поэтому почти 50-процентная девальвация <рубля>, естественно, влияет на цены», — пояснил Сорокин.

Другой фактор — рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, продолжил замглавы Минэнерго.

«В Европе возвращается достаточно тяжёлая ситуация на рынке нефтепродуктов, что цены в целом на дизель толкнуло вверх. Но мы понимаем: это не может являться основанием для того, чтобы всё перекладывать на потребителя. Здесь существуют такие фискальные механизмы как демпфер. Данный показатель был изменён (в июле этого года уменьшен в два раза — до конца 2026 года — прим.). Но мы ведём переговоры с Минфином о том, чтобы донастроить фискальную систему с компенсацией за счёт сверхдоходов нефтяников, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке. Надеюсь, нам удастся достичь консенсуса без потерь для бюджета, но с плюсом для всех потребителей в стране», — отметил он.

Третий фактор — погоня отдельных компаний за доходами от продажи нефтепродуктов за границу в условиях сдерживания цен на внутреннем рынке, продолжил Сорокин.

«Если жить по экспортной альтернативе — без тех мер, которые предпринимаются, — то цена <тонны топлива> сейчас на бирже должна была бы быть не 65 тысяч, а в районе 90 тысяч рублей. Это означает, что экспортная альтернатива существенно выше, чем внутренняя цена. Поэтому очень многие недобросовестные игроки на рынке, — это и различные нефтебазы, и мелкие трейдеры, и хозяйствующие субъекты, — покупают по внутренней цене и перепродают на экспорт, вымывая продукцию с внутреннего рынка. Мы называем это серым экспортом. И это я про биржевую цену только говорю, а дальше на неё накрутки были», — пояснил он.

По его словам, принято принципиальное решение запретить серый экспорт: проект необходимой документации подготовлен и проходит «финальную оценку»:

«Надеюсь, что в ближайшие дни, максимум — наверное, неделя, мы сможем выйти уже с указанием запрета на данный серый экспорт. И право экспортировать будут иметь только заводы. Это тоже очень большая поддержка будет ценам на внутреннем рынке».

Читайте также: Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?

Топливо в стране есть

Минэнерго работает с нефтяными компаниями для обеспечения сельскохозяйственных структур необходимыми объёмами топлива, заверил Павел Сорокин:

«По доведению ресурса до потребителей — я надеюсь, что это вопрос, условно, недели».

Он сказал, что в стране есть положительный баланс ГСМ. Так как сейчас «по бензину экспорт почти обнулён», ведь он — «дефицитный товар в пиковые сезоны», а дизельного топлива производят в 1,8 раза больше, чем потребляют.

На наличии горючего могла сказаться летняя остановка нефтеперерабатывающих заводов на плановый ремонт, перенести который на осень нельзя, считает первый замглавы Минэнерго:

«Потому что осенью выводить НПЗ из ремонта чревато катастрофой очень большой. Есть период, — где-то полгода, семь месяцев, — когда надо сделать по регламенту ремонты. Плюс сейчас, к сожалению, случились две неплановые остановки... И это очень сильно повлияло на ситуацию».

Читайте по теме: Россиян ждёт скачок цен на бензин — но почему? 

А что ФАС?

Черту под обсуждением подвела заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Карина Таукенова.

ФАС еженедельно напоминает основным участникам топливного рынка о необходимости приоритетно наполнять внутренний рынок, сказала она.

«Из специальных мер, которые необходимо сейчас прорабатывать, — есть совместный приказ ФАС и Минэнерго. По нему на бирже <нефтеперерабатывающие заводы> должны реализовывать и автомобильный бензин, и дизель. На сегодня эти объёмы есть, но они, на наш взгляд, недостаточные — это 9,5 и 13% <от объёмов произведённых ДТ и бензина>. Мы считаем, что нужно как минимум на процент увеличивать объёмы», — добавила Таукенова.

А во избежание проблем с топливом из-за ремонтов нефтеперерабатывающих заводов следует создать рабочую группу для тщательного планирования процесса. И, возможно, в это время завозить топливо из Белоруссии, чтобы наполнить рынок в период высокого спроса, заключила замруководителя ФАС.

Читайте ещё: Грядёт рост цен и возможный дефицит бензина, а мы будем «кряхтеть и платить»

Алексей Лохвицкий

3705
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (8)

Profile picture for user Дмитрий_Кузнецов
476

Странно, что никто не приводит в доводы фактор СВО, сколько горючего расходует армия...

Profile picture for user еще одна мама школьников
3090

"...РФ начала сокращение нефтяного экспорта в рамках сделки ОПЕК+. В середине лета поставки морем нефти из России снизились почти на 20 процентов .

На данном фоне куда более устойчиво смотрится экспорт нефтепродуктов. Их поставки танкерами из России в середине лета 2023 года превысили 2,5 миллиона баррелей в сутки (б/с), сохранив ровно тот же уровень, что и до этого. Главным импортёром здесь остаётся Турция, нарастившая импортные показатели на 2 тысячи б/с. Также в первую пятёрку импортёров входят КНР (более 250 тысяч б/с), Объединённые Арабские Эмираты, Индия и Бразилия (по более 230 тысяч б/с соответственно). 

То, что экспорт нефтепродуктов остался на том же уровне, стабилизирует нефтедобычу...".

https://sevastopol.su/news/kak-obstoyat-dela-s-neftyanym-eksportom-rossii-na-fone-sankciy

Вчера.  

 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3816

Сходил бы к папе, поделился бы опасениями, безопасность таки, в тч режима.

Profile picture for user foryud
97

 

Странно, что никто не приводит в доводы фактор СВО, сколько горючего расходует армия...

 Если бы это повышение цен и нехватка были связаны с СВО, я бы понял и согласился платить. Но тут идёт обогащение отдельных личностей.

 

Profile picture for user Верещагин
11664

to d dd:  Безопасность режима кроется в первую очередь в здравомыслии режима, а с этим , как показывает практика, все сложно. То "партнеры кидают" регулярно двадцать лет, то бомбу Ленина приходится разминировать, а там вообще печенеги с половцами..., а своих то бросать (оставлять без прибыли) нельзя.

Profile picture for user Александр Царицын
8303

Национализировать не пробовали? Помогает. На мой взгляд, нефтяники подохренели чутка.

Profile picture for user Andgi
3113

Весь топливный бизнес в стране в руках олигархов, а им плевать на всех. Поэтому как не крути выход один - национализация, гос регулирование экспорта и цен. Для сельхозпроизводителей цена должна быть вообще минимальная, они своей продукцией восполнят с лихвой. За 32 года дикого капитализма народ наелся этим беспределом с полна и всё больше понимает, что социалистическая модель развития общества на много справедливей и прогрессивней.

Profile picture for user И снова здравствуйте
4689

Оценки Патрушева и Кашина поддержал депутат Госдумы Николай Панков.

Прямо как бывшие иностранные политики, которые "прозревают" после своей каденции... Сначала "нарулили" все дружно, а теперь осуждают монополистов....Слов нет, одни выражения ......

Главное за день

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2446

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
14
4880

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1834

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2842