Курчатов Игорь Васильевич

Курчатов Игорь Васильевич

Советский физик, создатель советской атомной бомбы. Участник героической обороны Севастополя (1941-42 г.г.). Трижды Герой Социалистического Труда

Родился 12 января 1903 года (ск.07.02.1960 г.) в г. Симе (Южный Урал) в семье почётного гражданина города Сим, выпускника Уфимского землемерного училища Василия Алексеевича Курчатова (1869—1941), работавшего помощником лесничего по лесо- и землеустройству в Симской горно-заводской даче, а позже — землемером-землеустроителем в Симбирской и Таврической губерниях. Мать — Мария Васильевна Курчатова (в девичестве — Остроумова) (1875—1942) работала до замужества учительницей в церковно-приходской школе.

После 1908 года семья переехала в Симбирск, где отец служил в землеустроительной комиссии, а Игорь в 1911 году поступил в казённую мужскую гимназию. В 1912 они перебрались в Симферополь. Семья бедствовала, поэтому Игорь одновременно с учёбой в Симферопольской мужской казённой гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на небольшом механическом заводе Тиссена (в настоящее время АО «Завод «Фиолент»). Летом он работал в землеустроительных экспедициях.

В 1920 году «при Врангеле» он окончил гимназию с золотой медалью. Впрочем, медаль ему не выдали: в Симферополе таковой не нашлось. Зато отец, человек сдержанный, расчувствовался душевно, обнял сына: «Ну, молодец, порадовал…».

На Крымском полуострове, осколке исторической России, в годы Гражданской войны собралось большое количество профессоров из крупнейших вузов России. По их ходатайству в Симферополе был открыт Таврический университет. Первым ректором его был академик В.И. Вернадский. Игорь Курчатов избрал для учёбы физико-математический факультет. В его группе было девятнадцать студентов. В ноябре 1920-го Крым стал красным. Университету сразу же, по логике времени, было присвоено имя освободителя Крыма М.В. Фрунзе.

К лету 1923 г., несмотря на голод и нужду, он досрочно и с отличными успехами окончил университет. Летом подрабатывал то на строительстве железной дороги, то сторожем, то воспитателем. Поступил на 3 курс кораблестроительного факультета Петроградского политехнического института.

Летом 1924 года работал в гидрометеорологическом центре в Феодосии. В Павловской магнитно-метеорологической обсерватории под руководством профессора В. Оболенского выполнил первую научную работу.

В 1927—1929 годах читал специальные курсы по физике диэлектриков на кафедре техники высоких напряжений физико-математическом факультете Ленинградского индустриального института. С 1935 года стал работать профессором в Педагогическом институте имени М. Н. Покровского, где читал курсы «Электронная теория» и «Физика атомного ядра» для студентов третьего и четвёртого курсов, также руководил научными семинарами для преподавателей кафедры физики и возглавил работы по созданию ядерного практикума для студентов старших курсов. В 1937 году назначен руководителем кафедры теоретической физики в Педагогическом институте имени М. Н. Покровского.

Одним из первых (в 1932 году) в СССР приступил к изучению физики атомного ядра.

В первый же день войны, 22 июня, на Главной морской базе Черноморского флота от подводного взрыва погиб буксир СП-12, через два дня – 25-тонный плавучий кран, следом — эсминец «Быстрый». Это была «работа» неконтактных донных магнитных мин. Немцы преследовали цель, ставя такие мины на фарватере, закупорить Рейд, а затем уничтожить корабли ударами бомбардировочной авиации.

С началом Великой Отечественной войны И.В. Курчатов с группой своих сотрудников принимал самое активное участие в работе по размагничиванию кораблей. Это было необходимо для того, чтобы предохранить движущееся судно от подрыва на магнитных минах, во множестве установленных фашистами в морских водах СССР, прежде всего в Черном море. Советские ученые использовали метод, предложенный А.П. Александровым.

Вместе с ним И.В. Курчатов 9 сентября 1941 года прибыл в Севастополь. Вскоре Александров уехал в Москву, а затем был откомандирован на Северный флот. Курчатов остался руководить черноморской группой. Метод защиты кораблей был прост и очень эффективен. Он заключался в уменьшении магнитного поля корабля путем обратного намагничивания электрическим током, пропускаемым через электрокабель, специально уложенный вдоль корпуса корабля.

Ученые не только рассчитывали нужные обмотки, организовывали их изготовление в мастерских флота и отлаживали на корабле. Нужно было решить еще множество новых задач: создать трал, который бы взрывал магнитные мины, защитить подводные лодки, не устанавливая на них постоянных обмоток, разработать способы контроля магнитного поля корабля.

Курчатов быстро адаптировался к военной обстановке. Он оказывал на любого человека, попавшего в орбиту его деятельности, - от матроса до адмирала, - огромное влияние. Задачи оперативно решались, вокруг Курчатова царила атмосфера творческого труда. Ни один корабль теперь не уходил в море без размагничивания и проверки.

Проблема противоминной защиты кораблей рассматривалась советским правительством как задача стратегического значения. Выдающийся флотоводец, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов систематически информировал Ставку о ходе масштабных работ. При необходимости он напрямую обращался к И.В. Сталину. Таким образом был, например, «пробит» заказ на изготовление 350 км кабеля на заводе «Москабель» и о закупке 300 км кабеля за границей.

В письмах Курчатова из Крыма жене и родителям, оставшимся в Ленинграде, нет слов о войне. Но чаще: «Здесь бывает иногда изумительно. Вчера, например, я просто глаз не мог оторвать от моря. Заходило солнце, и на зеленой воде переливались яркие, блестящие пятна, а вдали громоздились красные и желтые облака».

В течение ноября-декабря 1941 года Курчатов побывал в различных портах Крыма и Кавказа, где проверял ход работ по защите кораблей, оказывал необходимую помощь. В конце декабря такую же работу он провел в Баку.

Благодаря работе советских ученых за время войны на магнитных минах не подорвалось ни одно судно. Кроме этой главной задачи, группа специалистов под руководством И.В. Курчатова решала еще множество не менее важных задач: создала трал, который взрывал магнитные мины, разработала систему защиты подводных лодок, не устанавливая на них постоянных обмоток, разработала способы контроля магнитного поля корабля.

В 1942 году за работы по размагничиванию кораблей И.В. Курчатов в числе других специалистов был удостоен Сталинской премии.

В 1942 году его по рекомендации ведущих физиков страны привлекают к участию в Урановом проекте - работах по созданию ядерного оружия СССР.

В феврале 1943 года И.В. Курчатов возглавил только что созданную Лабораторию N 2 при АН СССР, став тем самым первым научным руководителем новой отрасли науки и промышленности - атомной.

Все успехи героических лет начала Атомного проекта в СССР связаны с именем И.В. Курчатова. Он руководил постройкой опытного реактора Ф-1, начавшего работу 25 декабря 1946 года в Лаборатории N 2 (будущем Курчатовском институте), затем – возведением промышленного реактора "А" на Комбинате N 817, пуск которого состоялся в июне 1948 года.

В 1948 году Курчатов вступил в ВКП(б). Делегат XX съезда КПСС.

Велика его роль и в создании первого советского атомного заряда РДС-1, которым занималось КБ-11. После успешного испытания РДС-1 (август 1949 года) в стране разворачиваются работы по созданию термоядерного изделия. Ими тоже руководит Игорь Васильевич.

 Испытания РДС-6с успешно прошли 12 августа 1953 года. Уже в это время И.В. Курчатов активно занимался мирными аспектами использования ядерной энергии. Его выступлением в 1956 году в Харуэлле (Великобритания) открылась эра международного мирного сотрудничества ученых-атомщиков.

И.В. Курчатов неоднократно бывал в КБ-11, участвовал в обсуждении работ ядерного центра, любил беседовать с молодыми учеными. Его и Юлия Борисовича Харитона связывала многолетняя дружба.

И.В. Курчатов - трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.

Многие ученики и подчинённые Курчатова стали известными учёными. Это такие специалисты как Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трутнев, Юрий Смирнов, Аркадий Бриш, Амир Амаев.

Сергей Королев, Игорь Курчатов, Мстислав Келдыш

При его участии был создан первый в Европе циклотрон (1937). Под его руководством был сооружён первый в Москве циклотрон (1944), первый в Европе атомный реактор (1946), созданы первая советская атомная бомба (РДС-1, 1949), первая в мире термоядерная бомба (РДС-6с, 1953), первая в мире промышленная атомная электростанция (Обнинская АЭС, 1954), первый в СССР атомный реактор для подводных лодок (1958) и первый в мире для атомных ледоколов (Атомный ледокол «Ленин», 1959), крупнейшая установка для проведения исследований по осуществлению регулируемых термоядерных реакций (1958).

Андрей Туполев и Игорь Курчатов

В феврале 1960 года Курчатов отдыхал в подмосковном санатории Барвиха. 7 февраля 1960 года академик Юлий Харитон приехал навестить своего друга. Прогуливаясь по аллеям санаторского парка, они присели на скамейку. Вдруг во время разговора возникла пауза, и когда Харитон посмотрел на Курчатова, тот был уже мёртв. Смерть наступила в результате тромбоэмболии коронарного сосуда. Ученому было всего 57 лет.

Тело учёного было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В 1976 году в честь подвига ученых и военных инженеров в бухте Голландия в Севастополе был сооружен памятник, который представляет собой гранитную стелу, на лицевой стороне которой изображен силуэт корабля между полюсами магнита. На стеле надпись: «Здесь в 1941 году в сражающемся Севастополе группой ученых под руководством А.П. Александрова и И.В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».

В Севастополе есть улица имени Курчатова в Нахимовском районе (Северная сторона, пос. Голландия. От ул. Богданова до берега Севастопольской бухты). Это единственная улица во всем пос. Голландия. Застроена после Великой Отечественной войны, названа 16 апреля 1968 года.

В 2019 году Указом Президента Российской Федерации от 31.05.2019 № 246 «О присвоении аэропортам имён лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством», международному аэропорту в Челябинске присвоено имя И. В. Курчатова.

Поделитесь с друзьями:
Чтобы добавить или редактировать информацию о человеке, свяжитесь с модератором раздела. Тел. +79787044987 Электронная почта - gorobets70@mail.ru