АвтоВАЗ на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который начал свою работу 18 июня, презентовал новые автомобили «Лада», в том числе и для такси. Новая линейка авто оборудована по последнему слову техники и адаптирована под российские дороги, заверили представители автозавода.
Однако есть один нюанс, о котором они умолчали, считает один из авторов закона о роскошных автомобилях, депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков. Из-за него, уверен эксперт, в упадок придёт отрасль такси, а новые машины так и останутся невостребованными.
Кроссовер с «мозгами» Сбера
АвтоВАЗ на ПМЭФ с помпой презентовал автомобиль Lada Azimut, созданный на базе Lada Vesta. Кроссовер с объёмом двигателя стартовой линейки 1,6 и 1,8 л, мощностью 120 и 132 л. с., идеально подходит для езды как по городским улицам, так и по умеренному бездорожью.
В салоне Lada Azimut встроенный искусственный интеллект — GigaChat от Сбера: теперь при помощи голосовой команды можно припарковать автомобиль, приводит РБК слова первого зампреда правления Сбера Александра Ведяхина.
Видео: Mash / VK Видео
Навигация кроссовера основана на 2ГИС — сервисе, также входящем в экосистему Сбера. Карты работают как в онлайн, так и в офлайн-режиме — важный момент для поездок по загородным трассам и регионам с нестабильным интернетом.
За работу «фиксиков» отвечает операционная система «Аврора автомобильная», разработанная «Ростелекомом». Ей подвластны мультимедиа, навигация и, вероятно, будущая интеграция с «Госуслугами» и «Умными дорогами».
«Для Lada Azimut была создана почти 1 тыс. оригинальных узлов и деталей (996 новых и усовершенствованных компонентов), включая кузовные панели, светотехнику и элементы интерьера, а также новую заднюю подвеску», — рассказали на АвтоВАЗе.
Видео: Mash / VK Видео
По данным Telegram-канала Mash, новый автомобиль будет стоить в районе 2,5 млн рублей.
Автомобиль для такси
Также на ПМЭФ презентован автомобиль для такси — Lada Aura. Он белого цвета, с жёлтой линией по периметру кузова и чёрными «шашечками». Ранее предполагалось, что АвтоВАЗ отправит в таксопарки упрощённую модификацию седана, но в Санкт-Петербурге показали всё же «богатую» версию, сообщает интернет-журнал Auto.ru.
Видео: телеканал 360 / VK Видео
Салон автомобиля для такси оформлен стёганой кожей и укомплектован подушками для задних пассажиров. Кроме того, для них предусмотрен собственный пульт управления подогревами и USB-порты.
«Судя по двум подголовникам заднего дивана, Aura для такси выполнена на базе максимальной комплектации Status ценой 2 799 000 рублей», — сказано в сообщении.
Общественности презентовали версию Lada Aura, которая два года назад не завелась с первого раза на ПМЭФ.
Видео: Новости дня / VK Видео
На этот раз всё обошлось: автомобиль загудел, пассажиры такси остались довольны.
Ложка дёгтя, которая «угробит такси»
Один из авторов закона о роскошных автомобилях, депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков не удивлён, что на ПМЭФ представлена широкая линейка автомобилей АвтоВАЗа. Он не исключает, что автозавод готовится ко вступлению в силу нового закона «О такси» — он с 1 марта 2026 года допускает использование в таксопарках автомобилей только с высоким уровнем локализации.
«Принят закон, который обяжет таксистов оказывать таксомоторные услуги только на машинах, которые локализуются здесь, в том числе Lada, которую показали на ПМЭФ. У людей есть иномарки — надёжные машины: ДВС, электрокары, гибриды. Машины на любой вкус. Всё было хорошо. И тут закон. Возникает вопрос: «А зачем мне покупать Lada, когда у меня есть Haval? Мне что, свою машину продавать? Или мне надо ещё вторую машину покупать, чтобы кормить семью?». Ну бред бредовый, придуманный правительством. Цель закона — разгрузить АвтоВАЗ от залежалой продукции, которой забиты склады. Найден прекрасный способ угробить наше такси», — высказал своё мнение ForPost Лысаков.
По его мнению, ситуация после 1 марта 2026 года будет развиваться следующим образом: часть водителей такси уйдут в «тень», часть агрегаторов повысят цены на услуги в 2-3 раза из-за сокращения таксопарка.
«Такси в нашей стране работает намного лучше, чем в других странах, где автомобили всё ещё вызывают по телефону, по рации. У нас система заказа автомобиля онлайн: нажал на кнопку — через пять минут машина подана — оплатил поездку картой. Всё это разработано людьми, которых я лично знаю. Государство не вкладывало ни копейки. Действующая система такси была создана частным бизнесом. Однако государство делает всё, чтобы угробить отрасль ради одной цели — поддержать АвтоВАЗ с их автомобилями, у которых руль заклинивает», — возмущается Лысаков.
Позиция Мантурова
Первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью РБК не скрывал, что цель нового закона — поддержать АвтоВАЗ.
«Этот закон призван поддержать российского автомобильного производителя. И в рамках этого закона попадает не только АвтоВАЗ под соответствующую протекцию. Это и «Москвич», и те компании, которые подписали СПИКи и взяли на себя дополнительные обязательства по уровню локализации. В прошлом году спрос со стороны отрасли такси составил порядка 100 тысяч новых автомобилей. Это около 13% от объёма производства легковых автомобилей в стране за соответствующий период. Мощности наших площадок достаточно развиты, есть возможности для наращивания объёмов, которые позволят закрыть потребности этого сегмента. Большую роль сыграет сформированный со стороны таксопарков спрос и динамика обновления действующих парков», — сказал Мантуров.
По его данным, автомобили АвтоВАЗа отличного качества — заводятся с первого раза, безопасные. Поэтому вице-премьер уверен: автомобильная отрасль останется в выигрыше:
«Это стимулирует продажи произведённых автомобилей в России. <…> есть переходный период — никто не говорит о том, что сегодня ты эксплуатируешь автомобиль, завтра у тебя отберут лицензию и ты останешься ни с чем. Во-вторых, в такси большой пробег, автомобили эксплуатируются ежедневно, и за переходный период точно они выработают свой ресурс».
А что водители?
Вячеслав Лысаков сомневается, что люди кинутся покупать представленные на ПМЭФ автомобили по 2-3 млн рублей. Лучше подкопить и купить того же «китайца», который «более безопасен, более комфортен, а технически на голову выше Lada», считает Лысаков.
«Покупает тот, кто слаще пряника ничего не пробовал. Запчастей много, значит, ты можешь ремонтировать, — берём. Получается, ты не ездить можешь, а ты можешь ремонтировать. Люди с такой психологией и берут», — сказал Лысаков.
Он не поддерживает отечественного производителя. Ездит на китайских автомобилях с электромотором.
«Меня спрашивают: мол, где сервис? А зачем он мне нужен? Ну как зачем? Запчасти и т. д. Я говорю, что в автомобиле мне нечего обслуживать. Электромоторы не обслуживаются. Не надо ничего менять, смазывать. Единственное, раз в 40 тысяч километров — раз в 2-4 года — нужно менять масло в редукторах: 2 литра там и там — всё, больше ничего не надо делать. А если ДТП? Закажи бампер, дверь — тебе привезут через неделю-две. Преимущества перед продукцией АвтоВАЗа налицо. Отечественные Lada будут брать только те, кто считает, что раз запчасти дешёвые, значит, проще обслуживать авто. Это не так. Однако такси заставляют жить по такой психологии. Повторюсь: ни к чему хорошему это не приведёт», — подытожил наш собеседник.
Робверт Вочовский
Обсуждение (4)
Депутат Лысаков не знает о необходимости поддержки отечественного производителя?
Гнать таких депутатов!
Рыбак7,
Это не поддержка, а ее имитация, причем устроенная так что бы псевдоэффективные менагеры продолжали гробить, а не развивать производство и да, кстати, реальный уровень локализации современных моделей ВАЗа после "Гранты", так и не дотянулся до 50%.
Да сколько можно поддерживать АвтоВаз? Уже и напрямую вливают, и налог на утилизацию в несколько раз подняли. Цены на авто выросли а им всë мало. Подавай им рынок такси. А люди которые на своих машинах работают - им что делать?
Ох, не знаю. По трассе много китайских машин в крупных ДТП. Видел как у "китайца" было оторвано заднее колесо вместе с подвеской. Ранее такие виды не встречались.