Россия

Как УК и магазинам запретили наживаться на россиянах

И как наказать тех, кто решил обойти новое ограничение.

Фото:
Алексей Лохвицкий / ForPost
Иллюстративное фото

Закон о прямом запрете навязывать россиянам дополнительные платные товары и услуги принят Госдумой 1 апреля.

Принуждение к невыгодным покупкам бьёт по кошельку, люди несут неоправданные расходы на то, что им не нужно, подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, это очень важный закон для каждого гражданина.

Документ принят с подачи правительства РФ. Оно обратило внимание на «большое общественное и социальное значение» навязывания, часто основанного на «манипулировании, угрозе» потребителю негативными последствиями. Например, отказом в продаже и скидке, взыскании с клиента убытков и неустойки.

Штрафов было мало?

В 2023 году ввели административную ответственность за навязывание — статья 14.8 КоАП РФ, установив штрафы: от двух до четырёх тысяч рублей — для должностных лиц, от 20 до 40 тыс. — для юридических.

Это коснулось прежде всего кредитования, страхования, медуслуг, телекоммуникаций, продажи электроники и бытовой техники, работы турагентств, рассказали в Роспотребнадзоре.

Так, банки навязывают клиентам дорогие кредиты или кредитные карты, хотя у них есть более доступные альтернативы. Врачи назначают дополнительные анализы и процедуры, которые могут быть ненужными или избыточными. Магазины продают товары с обязательным подключением допуслуг или аксессуаров.

Время показало не только сохраняющуюся актуальность проблемы, но и множество вариантов и разнообразие способов активного навязывания допов, подчеркнуло правительство России.

Вот пример «одной из самых распространённых недобросовестных практик». При онлайн-покупке авиа- и железнодорожных билетов продавцы сразу ставят в основном договоре согласие клиента заключить договор о добровольном страховании — отметку «галочку». Она подтверждает намерение заключить дополнительный договор (автоматическое согласие). Такая же проблема была при кредитовании.

Но если в этих двух сферах, по данным правительства РФ, запретили навязывание, то другие «подобных запрещающих правовых норм не содержат».

Так, растёт число жалоб на взимание с жильцов многоквартирных домов платы за услуги, не относящиеся к содержанию и ремонту жилого помещения или коммунальным услугам. Среди них — «телетрансляция», «страхование имущества», «консьерж», «кабельное телевидение».

В платёжки кроме основных услуг ЖКХ включают дополнительные, хотя отдельных договоров на допуслуги и согласия жильцов на их оказание нет.

По данным правительства РФ, люди при оплате по таким квитанциям «добросовестно заблуждаются относительно оплаты исключительно жилищно-коммунальных услуг». А техническая возможность выбора оплаты конкретных услуг (только жилищных или коммунальных, или дополнительных), выбора исполнителей услуг, «как правило, в принципе отсутствует».

Всё это побудило Кабмин инициировать прямой запрет навязывания дополнительных платных товаров/работ/услуг.

Однозначный механизм

Дополнение закона показывает недостаточность одной административной ответственности, сказал ForPost юрист, управляющий партнёр юридической компании «Интеллектуальная защита» Юрий Митин:

«Да, штрафы за навязывание уже предусмотрены — и для юрлиц, и для должностных лиц. Но на практике многие продавцы воспринимали это скорее как формальность. Пока не было прямого запрета, у них сохранялась возможность ссылаться на "согласие клиента", пусть даже полученное автоматически или через неочевидные условия договора».

Теперь механизм однозначный: нет добровольного, осознанного и зафиксированного согласия потребителя — навязанная услуга незаконна, обратил внимание он:

«И в дополнение — потребитель может в течение трёх дней потребовать деньги назад. Это усиливает защиту».

О чём новый закон

Основные положения нового документа:

  • продажа дополнительных товаров, выполнение допработ, оказание допуслуг за отдельную плату — исключительно по согласию клиента;
  • потребитель вправе требовать возврата уплаченных денег за проданные без его согласия допы;
  • запрещено навязывать допы за отдельную плату до заключения договора о приобретении основных товаров/услуг/работ;
  • человек вправе отказаться от оплаты навязанных допов, а если они оплачены — то и требовать возврата уплаченной за них суммы;
  • деньги должны быть возвращены в течение трёх дней со дня предъявления требования;
  • согласие на приобретение допов за плату должно быть оформлено письменно продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора), если иное не предусмотрено законом. Он же должен доказывать наличие согласия или обстоятельства, при котором согласие не нужно;
  • не допускаются автоматические отметки о согласии потребителя приобрести допы; выражение за потребителя такого согласия в другом виде; формирование условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на приобретение допов.

Весомый сдерживающий фактор

Станет ли меньше навязывания с введением прямого запрета на него?

Это зависит от практики применения закона, продолжил юрист, управляющий партнёр ЮК «Интеллектуальная защита» Юрий Митин.

Он уверен, что попытки обойти запрет сохранятся:

«Например, будут маскировать допуслуги под "неотъемлемую часть основной услуги" или встраивать в интерфейсы сайтов такие механизмы, где сложно отличить обязательное от необязательного».

Но наличие чёткого законодательного запрета, особенно в сочетании с возможностью потребителя требовать возврата денег, — уже весомый сдерживающий фактор, полагает наш собеседник.

По его мнению, важно, чтобы и надзорные органы, и суды выработали однозначную практику применения. Тогда вероятность «забыть убрать галочку» или «включить услугу без ведома клиента» станет не просто риском, а реальной ответственностью, пояснил юрист.

Новый закон логично дополняет уже действующие нормы и направлен на превентивную защиту потребителя, а не ожидание нарушения, — это шаг в правильном направлении, заключил Митин.

Алексей Лохвицкий

1493
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user Elsa lebn
2312
Elsa lebn

Первое, что пришло на ум, так это последнее "благодеяние" со стороны "Горгаза" - т.н. рассрочка оплаты грядущего техобслуживания ВДГО.

Да, хочешь плати заранее, не хочешь не плати. Правда, почему-то все объяснения этой "процедуры" звучали весьма невнятно, да и предложение платить вперед ЗА НЕВЫПОЛНЕННЫЕ работы выглядит мутно.

Кто гарантирует, что пришедший к вам, для проведения техобслуживания, спец не сделает всё это спустя рукава, вписав, попутно, в акт выполненных работ все что угодно? С какого бодуна напрягаться, если клиент уже, или почти уже, раскошелился?

Главное за день

Стоит ли ожидать в Крыму подорожания яиц перед Пасхой

Антимонопольная служба пообещала меры реагирования.
17:18
3
534

Севастополь повернулся лицом к неизлечимо больным детям

Тема, о которой тяжело говорить и писать. Но надо.
11:02
3
1386

Трамп положительно оценил ход переговоров по Украине

«Нужно либо смириться, либо заткнуться».
09:50
2
375

Севастопольские продукты можно будет проверить от и до

Радионуклеидам, пестицидам, токсинам и фальсификатам больше не скрыться.
09:00
9
1675