После скандальной тирады адвоката Дагира Хасавова, пригрозившего столице судом шариата, и нападения на журналиста Сергея Асланяна, неудачно высказавшегося об исламе в эфире "Маяка", СМИ наперебой вспоминали убийство Тео Ван Гога (голландского режиссера антиисламского фильма "Покорность") и гонения на автора карикатур в датской газете Jyllands-Posten, высмеивающих пророка Мохаммеда.
Общество явно встревожено. Обилие же визуально определяемых мигрантов на столичных улицах коренным москвичам оптимизма не прибавляет. Предвещают ли московские события исламизацию города по европейскому образцу и не превратится ли "третий Рим" во "второй Париж" (или Берлин, или Лондон) — с закрытыми для посторонних кварталами, иноязычными вывесками, беспорядками и жестко контролируемым табу на критику ислама?
Руководитель отдела по работе с общественными организациями Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) Ахмад Макаров в интервью "Росбалту" пояснил, что процессы миграции и исламизации в российской столице не совпадают, а лишь частично дополняют друг друга. Происходящее, по его мнению, точнее можно охарактеризовать как урбанизацию мигрантов с последующим погружением в ислам.
"Миграция этнически мусульманского населения в российские города стала фактическим продолжением урбанизации, охватившей все постсоветское пространство. Только города после краха СССР остались в России, а традиционное "сельское" население — в сопредельных странах", — отметил эксперт.
При этом прирост мусульманской общины в городах центра страны лавиннобразный: от 20% до 40% в год, отметил эксперт. По оценкам Макарова, сегодня в столичном регионе можно насчитать от 2 до 2,5 млн практикующих мусульман. Так что количество верующих, которые выходят к столичным мечетям в праздничные дни, заполоняют улицы и проспекты, — далеко от реального числа приверженцев ислама.
"На самом деле в праздники Москва значительно "пустеет", мусульман становится меньше. Особенно это заметно на Ураза-байрам. Многие стараются уехать домой, чтобы там, согласно традиции, совершить закят (один из пяти столпов ислама, годовой налог в пользу нуждающихся и на распространение религиозного учения — "Росбалт")", — сказал Макаров.
Отток мусульман также отмечается и в направлении области: внутри МКАДа мечетей всего четыре, а в Подмосковье их уже немало, учитывая, что "подсобная" мечеть или молельная комната и есть уже почти на каждой стройке и каждом рынке. При этом "стихийные" мечети ведут бесконтрольную деятельность, и проповедническую в том числе, отметил эксперт. Именно такие религиозные "ячейки" становятся для большинства приезжих "школой ислама". Мигранты, будучи, как правило, носителями светской культуры, интегрируются в мусульманское сообщество, находя в этом, прежде всего, путь преодоления социальной неустроенности.
При этом, если в Европе исламизацию "курировала" развитая сеть мусульманских организаций и центров, что позже вылилось в политическую коалицию исламистов и левых, то в крупных городах России приобщение к исламу неподконтрольно никому. Этот процесс, хотя и является также, как и на Западе, "бегством" от социального неравенства и незащищенности, ощутимых политических рисков за собой не несет. Мусульмане столицы не выйдут на площади с требованиями равенства и толерантности, как в Париже, однако нарастания бытового экстремизма ожидать стоит. По словам эксперта, социальную базу для провокаций создает неофитство — малый религиозный опыт и усердие.
Десекуляризация (усиление влияния института религии на жизнь – "Росбалт") традиционно сопровождается изоляцией мигрантов-мусульман. В Москве, однако, до сих пор не предпринимались масштабные попытки создания интеграционных центров, инициативы в данной области находятся в состоянии планов по пилотным проектам. В этом, впрочем, можно найти и положительные стороны, уверен Макаров.
Приступая к работе над полноценным включением мигрантов в московское общество, есть шанс избежать западного сценария, когда интеграция выливается в еще большее обособление мусульман, сдобренное социальными требованиями, а мечети и культурные центры превращаются в институты защиты мусульманской идентичности в чуждых исламу регионах.
Возможная плоскость решения проблем, связанных с неофитством, лежит в "русификации" ислама в Москве, предположил эксперт. Крупные столичные мечети перешли на русский язык, в том числе и в проповедях, еще в середине девяностых, теперь необходимо работать с малыми мусульманскими сообществами региона, отметил Макаров. При высоких темпах прироста верующих важно избежать практики "импорта" имамов, как это было сделано на западе, и подготовить русскоязычный контингент священнослужителей, добавил он.
Задуматься стоит и об облике мечетей. Новые религиозные сооружения, так необходимые столичным мусульманам, вполне могут вписаться в городской пейзаж, не шокируя коренных жителей своим восточным колоритом, заметил эксперт. Москва должна остаться городом без разделения на этнокварталы, уверен эксперт. "Говорить о территориальных анклавах в Москве некорректно. Конечно, возникают места компактного проживания мигрантов, как, например в Балашихе, однако до сих пор по сравнению с западными мегаполисами Москва остается городом, где неисламское население составляет большинство", — убежден Макаров.
Он также считает, что заказчиков на консолидированный мусульманский протест, на намеренную изоляцию и радикализацию ислама в Москве и России нет. Между тем руководитель пресс-службы ДУМЕР Дильнара Ахметова, комментируя недавние происшествия, сообщила, что в России, видимо, существуют влиятельные силы, готовые внедрять в общественное сознание мысль о том, что "с мусульманами нам не ужиться".
Но реальность свидетельствует, что уживаться все-таки придется. За счет массовой легальной и нелегальной миграции из кавказского региона и бывших светских республик Центральной Азии, высокой рождаемости среди приезжих, а также сокращения численности коренного населения, носителей ислама в столице будет только прибывать. Но ведь и опыт совместного проживания у нас богатый: Российская империя и Советский Союз традиционно отличались значительной долей мусульманских народов, что не создавало для них фатальных проблем.
И сейчас, если власть и лидеры конфессий возьмут на себя обязанность отслеживать негативные процессы и не допускать провокаций, то вполне смогут обеспечить мирное сосуществование людей разных национальностей.
Кирилл Тузов
Обсуждение (27)
А нужна-ли нам такая Россия?
to Antonin (Sevastopol)
зато Дзагоев два гора в ворота Чехов положил
* гола
to Antonin (Sevastopol) А нужна-ли нам такая Россия?
Нам просто нужна Россия. Чтобы и могли влиять на процессы изнутри...
to Lyotya (Севастополь)
Дзагоев осетин, т.е. не мусульманин. Он по моему даже из Беслана...
to За Союз (Крым)
ошибочка вышла
to Antonin (Sevastopol) А нужна-ли нам такая Россия?
Мигрантов что ли не пускать? Для заработков Москва самая привлекательная в России. Там эмигранты живут как вГорьковском на дне. Старые заброшенные цеха заводов разгороженные простынями на клетушки и там за минимальную плату живут эмигранты работники.
to Antonin (Sevastopol) А нужна-ли нам такая Россия?
А это в Севастополе:
На праздновании 100-летия Севастопольской мечети заложен фундамент будущего Университета международной культуры
...
На третий день участники торжеств заложили фундамент Духовно-культурного центра мусульман Севастополя, на базе которого планируется создать Университет международной культуры.
Ссылка
Исламизация Москвы: особый сценарий
Ультрас уже за религию взялись.Ну не выходит у них расшатать Россию,хоть тресни. Америкос скоро будут половину свого бюджета на подрывные дела в Россию спроваживать,а она все держится!!!
to Diareya (Севастопольский городской Форум) .....Москва самая привлекательная в России. Там эмигранты живут как вГорьковском на дне. ....
За всё надо платить. Милые старомосковские купецко-дворянские традиции с экзотическими «казанскими дворниками» плавно перешли в плотную Метростроевскую и ЗИЛовскую «лимиту». Но то, что происходит сейчас, способно затмить достославное «римское рабовладельческое».
Видел вполне сносные московные «дворницкие квартиры», «напряжно целесообразные» общаги и шумноватые, но вполне городские кварталы зиловской «лимитской силы».
Процесс был как бы закономерен и вполне управляем. Издержки ходили где-то по горизонту.
Сегодня Древний Рим «нервно курит» лёжа на лопатках. Его «Эргастерии» меркнут рядом с нашими «бытовочными» хуторами строителей и жилыми гаражами и чуланами-«многосемейками» для малайцев.
И если французы уже расхлёбывают свои африканские причуды со средиземноморскими «садовниками и мойщиками авто», то России ещё предстоит оценить свои заблуждения. Тысячи «доширархов» легко доделают то, что не успели наши аЛЛигархи.
В учебных книгах наших отцов и дедов об этом есть – нарастание процента «привозной» рабочей силы красноречивый признак разрушительного загнивания экономики и социальной структуры.
to gevic (Sevastopol) В учебных книгах наших отцов и дедов об этом есть – нарастание процента «привозной» рабочей силы красноречивый признак разрушительного загнивания экономики и социальной структуры
Именно...
Бегите русские в Россию, спасайте рашку или учите мову.
Уже давно нет никакой России, это не Россия а какой-то зиц-улус. В этой улус-России всем нам будет только хуже.
tо синий иней (Дед Мороз)
Малая Русь и Белая Русь это настоящая Россия-Русь, а РФ это идель-сброд никакого отношения к Руси не имевший.
to Antonin (Sevastopol) tо синий иней (Дед Мороз) Малая Русь и Белая Русь это настоящая Россия-Русь, а РФ это идель-сброд никакого отношения к Руси не имевший.
Вот гнать-то не надо. Новгородский князь Олег сказал про Киев: "Се буде мати гордов руських..."
А Новгород где?
to Antonin (Sevastopol)
А зачем жае вы тогда такие правильные этому улуу дань платите? Официально. А неофициально еще и чеченскому улусу отстегиваете? А, вы добрые....
to Antonin (Sevastopol)
А никто туда и не собирается вступать и присоеденятся, это только на словах, перед выборами и для простаков.
to синий иней (Дед Мороз) Бегите русские в Россию, спасайте рашку или учите мову. Не надо нам тама делать нечего. Тама опасно.
to Antonin (Sevastopol)
Малая Русь и Белая Русь это настоящая Россия-Русь, а РФ это идель-сброд никакого отношения к Руси не имевший.
А к чим ты приляпаешь западно-украинский сброд? Большая часть которого выходцы из Польши, Румынии и Чехословакии...Котри и близко не имеют к малоросам ни какого отношения,но это их почему то не смутило, шо б провозгласить себя в Украине-Руси, элитной нацией...))))))))))
to Тимур (Севастополь)
Они тоже сброд, но не такой проблемный как россиянский (нерусский) и как больше приближенные к Европе они уже более-менее цивилизовались.
Исламизация Москвы[/
Вот тимурам да ставрам работы непочатый край, обсуждай тему! Ан нет!! Давай поговорим о: западенцах, ну о поляках, ну о румынах и т.п.!
Скучно!
to Тимур (Севастополь)
Привет ! Вот Саня харьковский клонов наплодил.Куда не плюнь-попадёшь в Сола...

как только не сделал ВЫСЕР в сторону Украины и тех, кто там живет (вы все, есс-но, живете в России), так сразу и началось: "Саня наплодил клонов и т.д.
ничо нового...
Нужно не мусульман бояться,а самим становиться сильней,они силу уважают...
to Банщик
Привет!
Та ты ж видишь по постам,скорей это дедовы высеры поналезли.)))
to djadja (да, Севастополь)
Успокойся малыш , эта тема меня почему то абсолютно не волнует . А тебя я вижу она беспокоит? Так ты не чеши....
to Antonin (Sevastopol) Уже давно нет никакой России, это не Россия а какой-то зиц-улус. В этой улус-России всем нам будет только хуже.
Нация когда ее територию заселяют инородцы умеет реагировать. Нация умеет защищать свою територию обитания.
Я не завидую инородцам поселяющимся в России.
Это как поселиться у подножия вулкана.
Недовольство инородцами накапливается и любая капля может оказаться последней.