Категория невозвратных товаров, которые реализуются на маркетплейсах, может быть введена в России. Вопрос об этом федеральные власти проработают до конца текущего года, анонсировал министр экономического развития РФ Максим Решетников в Совете Федерации 23 сентября.
По его словам, онлайн-торговцы страдают из-за недобросовестных конкурентов и потребителей, которые заказывают много товаров и возвращают их. Так многие хитрецы делают перед праздниками: если вещь можно вернуть, её приобретают и используют, а потом отправляют обратно, написала «Комсомольская правда».
И это никак не контролируется сегодня, сказал чиновник. А бизнесу приходится завышать стоимость товаров.
Возможно, по каким-то товарам следует сделать «предпринимательский запрос на невозвратный, например, тариф», как с авиабилетами, считает Решетников.
Кстати, чаще всего жители РФ возвращают платья и сарафаны, солнцезащитные очки и детскую обувь, уточнила «Газета.Ru». Это связано с проблемами выбора материала, размера и фасона вещей, несоответствия товаров их изображениям онлайн, и покупатели для подстраховки часто заказывают, например, несколько размеров, но забирают только один, пояснили в аналитическом сервисе Moneyplace.
Подробно об этой головной боли онлайн-торговцев читайте в нашем материале.
Кто рад ограничению возврата заказанного товара
Представители маркетплейсов сообщили, что готовы обсуждать ограничение возврата товаров, написали «Ведомости».
Такая мера не должна быть жёстко закреплена законом — нужно сохранять гибкий механизм, учитывая позиции властей, и приоритетом является соблюдение баланса прав покупателей и интересов продавца, уточнили в Wildberries. А в Ozon напомнили, что в оффлайн-торговле уже есть невозвратные категории товаров.
В маркетплейсовских кругах положительно отреагировали на эту идею.
«Возможно, нас ждут хорошие новости, — написал телеграм-канал "На маркетплейсах с Лео Шевченко". — В Совфеде предложили ограничить возврат некоторых категорий: одежда, техника и прочее, где покупатели любят "поиграть в примерку" или "попользоваться и вернуть"».
История, когда человек берёт платье под фотосессию или телевизор на финал Лиги чемпионов, может стать более дорогой или вообще невозможной, полагает медиа.
Невозвратные товары — это логичная практика
Введение категории невозвратных товаров является логическим продолжением процесса превращения маркетплейсов в полноценные альтернативы физическим магазинам, сказал в беседе с ForPost кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Установление этой нормы позволит бороться с нежеланием некоторых покупателей принимать решение о том, подходит товар или нет, в момент его получения в ПВЗ или от курьера, считает он.
«И если с одеждой, электроникой, бытовыми приборами и иными сложными техническими и требующими предварительной примерки и оценки товарами схема с возможностью возврата единственно возможная, то в отношении продуктов питания, предметов гигиены и так далее это превращается просто в игру нравится-не нравится. Это создаёт дополнительную нагрузку на каналы товародвижения», — отметил наш собеседник.
Очевидно, что в категорию невозвратных, если она будет введена, попадут прежде всего предметы личной гигиены: мыло, шампуни, гели для душа, маски для волос, краски для волос, лаки для волос, средства для укладки и так далее, предположил экономист. А также средства для стирки и посудомоечных машин, продукты питания, напитки, добавил Михаил Хачатурян.
«Такие товары обычно возвращают ввиду того, что не нравятся вкус, внешний вид, состав», — уточнил он.
В целом практика ограничения возврата покупателями товаров, приобретённых в онлайн-магазинах, вполне логична, ведь в физическом магазине такие товары тоже, как правило, обмену и возврату не подлежат, заключил собеседник ForPost.
Перечень товаров, не подлежащих возврату, должен быть чётким и обоснованным во избежание нарушений прав потребителей и перекоса на рынке, сказали «Ведомостям» в совете по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты РФ. Там считают, что в список можно внести товары личной гигиены, нижнее бельё и косметику — то, что теряет товарный вид после использования.
Возможное нововведение противоречит закону, в частности, основополагающему праву граждан на отказ от вещей ненадлежащего качества, купленных в оффлайн- и онлайн-магазинах, уверены в организации «Общественная потребительская инициатива».
Там отметили, что интересы бизнеса уже защищены законодательно: покупатели не имеют права возвращать товары с утратой товарного вида, следами эксплуатации, загрязнениями, а также после установленного срока.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (2)
Заказ одежды-обуви на маркетплейсах - действительно схож с "Русской рулеткой" - только фото и красивые описания... Немножко помогают комментарии, но это тоже "так себе"...
Не понимаю значение слова"поиграть в товар".В магазине Всегда выбираю из 5-7 нужных товаров .Тот который -подошёл -беру.Остальные отдаю продавцу..Ребята .,но если я купил обувь и она расползлась через 2 дня......Имею., пока еще ,законное право вернуть ..Я не хочу, своим честным Трудом-оплачивать -жизнь Прохиндеев.
Надо браться не за -Покупателя.а за Изготовителя..Если одежду и обувь шьют и делают в Гаражах и качество таких товаров-равно нулю.То эта -вина изготовителя..
Раньше -был -Его Величество-Гост .В такое "плохое" время Российской Империи- был -Знак "Поставщик Двора Его Императорского Величества" И в Качестве -этих товаров-сомнения -не было..
А сейчас -втюхивают всякое ...И -оплата этого ... -должна ложится на покупателя..Может бы министрам -позаботиться о КАЧЕСТВЕ выпускаемых товаров .И Качестве выставляемых на рынок-товаров..Их Проверки..Как -Изделий -легкой промышленности .Так и Пищевой..(я -люблю -сыр .🙂...Но я знаю из чего его ,сегодня,делают ).И все же-иногда-покупаю