Лица города

Арцеулов Константин Константинович

Русский и советский лётчик, планерист, художник-иллюстратор, внук художника Айвазовского.

Родился в Ялте 17 мая 1891 года (ск. 18.03.1980 г.).

Из дворян, православного вероисповедания, сын служившего в Севастополе потомственного моряка, генерал-майора Корпуса корабельных инженеров Константина Арцеулова (сына Николая Арцеулова), и дочери знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского — Жанны Арцеуловой. Его отец был главным судостроителем севастопольского порта, основателем 57 яхт-клуба Черноморского флота.

Детство провёл в Феодосии, в доме своего дедушки Ивана Айвазовского, проявив незаурядные способности к рисованию и живописи.

Константин Арцеулов на руках у своего отца. В центре его дед - Иван Айвазовский.

В своей автобиографический книге Константин Арцеулов писал: «Я родился и вырос в Крыму, детство провёл в доме моего деда художника Айвазовского, до его смерти в 1900 году». Исторически доказано, что маленький Костя был единственным человеком, которого художник Айвазовский пускал в свою мастерскую; Иван Константинович даже вносил изменения в работы по совету маленького внука. От деда Константин Константинович получил дар к художеству, став впоследствии ярким представителем Киммерийской школы живописи. Но, имея талант к рисованию, Константин Арцеулов с раннего детства мечтал о небе.

Закончил Севастопольское реальное училище, затем три года учился в Санкт-Петербурге в Морском кадетском корпусе, однако по состоянию здоровья одногодичную учебную практику корабельным гардемарином на кораблях Флота проходить не стал, — учёбу закончил в 1908 году без производства в офицерские чины.

В Севастопольском реальном училище юный Константин Арцеулов получил среднее образование. Там он впервые начал учиться рисованию, и там же в возрасте 13 лет он построил свой первый планёр. Сам Арцеулов признавался, что тогда даже сомневался в своей нормальности — настолько сильна была страсть познавать небо, поэтому свои планёры строил тайком от родных и близких: после учёбы забирался в сарай и по собственным чертежам клеил из бумаги крылья.

После неудачной попытки поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, в 1908—1909 годах обучался в студиях известных художников: К.Ф. Юона, Е.Н. Званцевой (в её петербургской студии «Школа Бакста и Добужинского»).

С 1910 года работал слесарем-сборщиком на авиационном заводе С. Щетинина в Санкт-Петербурге, одновременно учился в платной лётной школе «Гамаюн» и занимался планеризмом, которым увлекался с юных лет (первый планёр собственной конструкции построил в 1904 году и поднимался на нём в воздух). В 1910 году научился летать на аэропланах и уже в сентябре 1911 года получил международный диплом пилота-авиатора.

Летом 1912 года Арцеулов устраивается работать пилотом-инструктором в Севастопольский аэроклуб. Там, кроме него самого, был только один ученик — и один аэроплан.

Но уже в сентябре 1912 г. Арцеулова призвали в армию и определили в кавалерию — в Крымский конный полк, который базировался под Симферополем, недалеко от места, где сейчас стоит новый международный аэропорт имени его деда И.К.Айвазовского.  Одногодичную действительную службу в нижних чинах проходил в Симферополе. В октябре 1913 года, в унтер-офицерском звании, уволен в запас армии с производством в офицерский чин прапорщика запаса армейской кавалерии. Имел право на ношение юбилейной медали «В память 300-летия царствования дома Романовых», учреждённой в феврале 1913 года.

После увольнения в запас продолжал работать пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе.

В июле 1914 года, по всеобщей мобилизации, призван из запаса армейской кавалерии на действительную службу и назначен в 12-й уланский Белгородский полк 12-й кавалерийской дивизии (г. Проскуров) на должность младшего офицера эскадрона. В составе полка принимал участие в Галицийской битве, затем в наступлении в Карпатах, командовал взводом. За отличия в боях награждён орденом Святой Анны 4-й степени («Аннинским оружием») с надписью «За храбрость».

Был ранен. Находясь в госпитале, обратился к командованию о переводе его, как имеющего диплом пилота-авиатора, в авиационную часть. В марте 1915 года командирован на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу, 04.07.1915 получил квалификацию «военный лётчик» и с 13.07.1915 прикомандирован к 18-му корпусному авиационному отряду (18-му КАО) 11-й Армии Юго-Западного фронта.

За время службы в 18-м КАО совершил 21 разведывательный полёт общей продолжительностью 42 часа 4 минуты. Летал на аэроплане «Фарман». В воздушном бою подбил немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос С.III»  (англ.)рус.. Немецкий лётчик был пленён, трофейный самолёт отремонтирован и на нём Арцеулов совершал разведывательные полёты с фотографированием военных объектов противника. Был награждён двумя орденами: Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (утв. ВП от 24.11.1916) и Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (утв. ВП от 01.06.1917).

С 21.05.1916 по 08.07.1916 был в командировке на московском авиазаводе «Дукс», на испытании самолётов-истребителей отечественной сборки и определении их лётных и боевых качеств; одновременно обучался в авиационной школе «Парасоль» управлению истребителем «Ньюпор-11».

С 12.07.1916 — лётчик-истребитель, прикомандированный к 8-му авиационному отряду истребителей 8-го авиационного дивизиона 8-й Армии Юго-Западного фронта. Летал на истребителе «Ньюпор-11». В условиях подавляющего численного превосходства авиации противника совершил в районе Луцка и Ковеля, во время второго этапа Брусиловского наступления, 17 полётов общей продолжительностью 17 часов и 5 минут и провёл 7 воздушных боёв с аэропланами противника. В конце июля 1916 года был представлен командованием 8-й Армии к награждению Георгиевским оружием.

26—29 августа 1916 года отечественные и зарубежные газеты сообщили о гибели лётчика-истребителя Арцеулова, — художника, внука Айвазовского. Фактически 24.08.1916 на большой высоте был сбит и погиб прапорщик Шарапов (подшефный Арцеулова), вначале ошибочно принятый командованием за Арцеулова. Весь авиационным мир, как пишет в своей книге «Жизнь Арцеулова» Марк Галлай, погрузился в траур — настолько знаковой и уважаемой для авиации того времени была фигура Константина Арцеулова.

По преданию, в семье Арцеуловых хранится дощечка с трудноразличимой надписью «24/VIII.1916. Прапорщик Арцеулов». Сам он рассказывал дочери о случившемся тогда: «Был у меня подшефный лётчик. В тот самый день я решил ему впервые доверить дежурство – мы охраняли штаб в Луцке. Он прямо-таки умчался на радостях, а я, воспользовавшись тем, что объявилась замена, лёг спать. Просыпаюсь будто от землетрясения. Немцы бомбят аэродром. А мой подшефный (прапорщик Шарапов) в воздухе – и все убеждены, что это я. До этого дня летал только я один… Он был сбит на высоте. От самолёта почти ничего не осталось. Когда, наконец, добрался до места гибели, там уже стояла эта самая дощечка…»

С 30 августа 1916 года прапорщик Арцеулов переведён из авиационного отряда Действующей армии в постоянный состав Севастопольской военной авиационной школы на должность обучающего офицера. Вскоре был назначен заведующим истребительным отделением.

СПРАВКА: Летную школу основал в 1910 г. великий князь Александр Михайлович Романов. Первоначально она располагалась под Севастополем, на Куликовом поле. Где-то в районе проспекта Острякова есть такая памятная доска.

Великий князь пишет в "Воспоминаниях", что осенью 1909 г. он приобрел значительный участок земли к западу от Севастополя и "основал первую русскую авиационную школу, которая в 1914 г. стала снабжать нашу армию летчиками и наблюдателями".

Первый выпуск состоялся в 1911 г. 11-й год - и 11 выпускников...

На торжестве присутствовал Император Николай II, подаривший по этому случаю школе часы.

Торжественный прием у государя 1911 года проходил в Ливадийском дворце.

В 1912 г. правительство выделило авиашколе 1,5 миллиона рублей на приобретение земли под аэродром. На эти средства был приобретён участок пригодной земли размером 658 десятин (7,1 кв.км) возле речки Качи, в 20 километрах от Севастополя. Летом 1912 года школа совершила свой первый переезд к новому аэродрому и прилегающему хутору Александро-Михайловка. Развитие инфраструктуры школы дало импульс развитию поселка Кача, в который был переименован бывший хутор, а лётная школа получила название Качинская.

Здание авиационной школы в Каче. 1912 г.

Позднее из стен училища вышли 369 Героев Советского Союза и России. 13 боевых летчиков были удостоены этого звания дважды, а маршал авиации Александр Покрышкин – трижды. Среди выпускников училища послевоенных лет восемь летчиков-космонавтов.

С Качинской школой связаны имена многих летчиков. Здесь преподавали лучшие мастера пилотажа, в том числе мастер-классы давал знаменитый автор «мертвой петли» Петр Нестеров.

Здесь учились летать сын «вождя народов» Василий Сталин, три сына Анастаса Микояна, будущий Герой Советского Союза Тимур Фрунзе.  Еще до войны прославились выпускницы Полина Осипенко и Вера Ломако.  Первая военная летчица СССР Кокорина Зинаида Петровна. Полярные летчики лётчики и штурманы Леваневский, Ляпидовский, Молоков, Доронин. Лётчик Амет-Хан Султан, подполковник, дважды герой Советского Союза. И многие многие другие....

24 сентября 1916 года Арцеулов совершил свой знаменитый экспериментальный полёт: намеренно ввёл самолёт «Ньюпор-21» в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

На заре становления российской и мировой авиации существовала аксиома, что штопор — это неминуемая смерть. Каждый лётчик, который попадал в штопор, разбивался. И эта мысль не давала покоя Константину Арцеулову, который знал, что выход из штопора есть, его только нужно найти.

В то ясное осеннее утро 1916 года учебные полёты на аэродроме Севастопольской школы были закончены рано, пишет биограф Арцеулова Марк Галлай. Лётчик-инструктор Арцеулов сел в свой «Ньюпор-XXI», осмотрелся в кабине, надел привязные ремни и дал команду: «К запуску». Так в небе над Севастополем, над Крымском полуостровом начался полёт, навсегда изменивший всю мировую авиацию.

В фильме Юлия Файта 1987 года Арцеулов рассказывает, как самолёт легко поднимался и набрал около двух тысяч метров высоты. Затем Константин Константинович сделал вираж, сбавил газ, чтобы потерять скорость, задрал самолёт, выключил мотор — и самолёт закачался. Достаточно было даже легонько тронуть самолёт ногой или рукой, как он свалился на крыло и завертелся в штопоре. Теперь или предположения лётчика оправдаются — или смерть, вспоминал Арцеулов.

«Конечно, впечатление, первый раз попав в штопор, было не особенно приятное, и поэтому, как только я убедился, что это действительно штопор, я сейчас же применил свои предложенные приёмы, чтобы вывести самолёт: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. Я почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха, — самолёт я остановил», — рассказывал Арцеулов в фильме Файта.

Казалось, что всё — штопор побеждён. Но Арцеулов решил исключить случайность и тут же повторно «загнул» самолёт в штопор: проделал те же действия и снова вывел машину в нормальное рабочее состояние.

«Не могу сказать, что, приняв такое решение, я оставался спокоен. Ведь парашютов тогда не было, и в случае ошибки полёт стал бы для меня последним. Но закалка нервов в недавних боях помогла быть твёрдым в своём решении», — напишет потом Арцеулов.

К сожалению, точной даты этого исторического полёта Арцеулова не известно. Одни источники говорят, что победа над штопором была 24 сентября, а другие — 20 октября 1916 года. Но штопор был побеждён навсегда. Достижение Арцеулова сразу же стали внедрять на фронтах и в армии: число гибнущих от штопора резко сократилось, а потом и очень быстро сошло на нет.

В августе 1917 года произведён в корнеты со старшинством.

Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму, в постоянном составе Севастопольской военной авиационной школы. Во время гражданской войны 1918—1922 годов участия в боевых действиях не принимал.

В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета, формировал на базе расформированной Севастопольской военной школы авиации «царской» армии «1-й Красный социалистический авиационный отряд».

При занятии Крыма белогвардейцами, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был мобилизован в «белую» армию, фактически оставаясь на должности лётчика-инструктора Севастопольской (Качинской) авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С прибытием командования был официально зачислен в РККА и оставлен на прежней должности.

В декабре 1920 года Арцеулов получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов (на Ходынке). Одним из его учеников был Валерий Чкалов.

В 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1 («Либерти ИЛ-400») конструкции Н. Н. Поликарпова (ввиду грубой ошибки в конструкции, пилотируемый Арцеуловым самолёт разбился в первом полёте).

Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году.

В 1927 году переведён в гражданскую авиацию (Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба. Осенью 1929 года на лётном поле VI Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле испытывал планер конструкции Королёва и Люшина.

В 1933 году был репрессирован: по ложному обвинению в шпионаже в пользу Германии и в краже рулона шёлка, был осуждён к высылке в Архангельск. В ссылке работал мотористом на катере.

В 1937 году у Арцеулова закончился срок ссылки, но на 10 лет он оставался «пораженным в правах». До 1942 года не мог выезжать за пределы Архангельской области, затем ему разрешили поселиться в Можайске и только в 1947 году — в Москве. А реабилитировали лишь в 1956 году.

По причине большого перерыва в лётном стаже, в авиацию не вернулся. Занялся художественным творчеством: работал художником-иллюстратором. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника — молодёжи», в редакции которого работал ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Был членом Союза журналистов СССР. Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе.

Умер 18 марта 1980 года в Москве.

Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

В Севастополе есть улица Арцеулова (возле Балаклавского шоссе). Название присвоено в 1990 году.

Улица Константина Арцеулова есть также в поселке Кача.

Поделитесь с друзьями:
Чтобы добавить или редактировать информацию о человеке, свяжитесь с модератором раздела. Тел. +79787044987 Электронная почта - gorobets70@mail.ru
1165