Новости Крыма

Почему крымские рыбаки могут остаться без работы

Благие намерения обновить флот ударят по «кораблям-пенсионерам».

Рыбный промысел в Чёрном и Азовском морях имеет важное социальное значение.
Рыбный промысел в Чёрном и Азовском морях имеет важное социальное значение.
Фото:
Арина Розанова|ForPost

Ограничение срока эксплуатации флота в России может оставить без работы всех крымских рыбаков. С таким заявлением выступили во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ). По объективным причинам занятые в этой отрасли крымчане не смогут обновить суда ни по одной государственной программе. В ситуации разбирался ForPost.

Сорокалетних — в утиль

На совещании в Правительстве РФ Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) предоставила предложения о поэтапном введении запрета на использование судов возрастом более 40 лет. Основная задача — полностью обновить флот. С учётом предложенных мер это планируют сделать до 1 января 2030 года, рассказали в ВАРПЭ.

Однако, по данным ассоциации, большинство российских промысловых судов уже почтенного возраста. В случае если инициативу одобрят, многие суда не смогут выйти в море уже через пять лет.

«Согласно Стратегии развития судостроительной промышленности, численность российского морского флота промысловых судов составляет 820-830 единиц. По состоянию на 2025 год, возраст 65% из них превышает 30 лет, 13% — 40 лет», — уточнили в ассоциации.

Чтобы продолжить добывать рыбу, предприятиям придётся вложить в это дело кругленькую сумму.

Таким образом, чтобы добыча рыбы не остановилась, рыбопромышленным компаниям за пять лет нужно приобрести 533 новых рыбопромысловых судна, подсчитали в ВАРПЭ.

Траулер не по карману

Тревожит рыбаков другое: рыбодобывающие предприятия, ведущие промысел в Чёрном и Азовском морях, не смогут обновить флот ни по одной государственной программе. Стоимость судов высокая, а цены на рыбу — самые низкие в стране, рассказал в комментарии ForPost глава ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.

Кроме того, практически весь промысловый флот в Крыму старше 40 лет, так что введение запрета на использование таких судов в первую очередь оставит местных рыбаков без работы.

«Примерно с 2017 года я как руководитель ассоциации участвовал во многих мероприятиях по обсуждению программ обновления флота. Все варианты немыслимо дорогие, просто исключающие совершенно возможность окупить эти проекты», — рассказал Валерий Сивочуб.

Например, по одной из программ государство готово было оплатить 40% от стоимости судна, но даже на таких условиях рыбопромышленные предприятия не могли позволить себе приобрести новый траулер. При таком раскладе процесс окупаемости судна растянулся бы не на один десяток лет, отметил собеседник издания.

В нынешних экономических условиях крымские предприятия не могут купить новые траулеры.

На тот момент рыбаки могли купить траулер б/у за один миллион долларов, а судно по госпрограмме обошлось бы им в 17 миллионов евро, подчеркнул Валерий Сивочуб. При этом обязательное условие госпрограммы — покупка судна российского производства.

«Хотя за пределами Российской Федерации все суда дешевле, даже в Норвегии дешевле судно построить. В Китае — в три раза дешевле, в Турции — в два раза дешевле», — сравнил стоимость глава ассоциации.

Особые крымские условия

По словам Валерия Сивочуба, крымские рыболовецкие предприятия в настоящее время держатся на плаву только благодаря федеральной субсидии. Государственная поддержка необходима представителям отрасли в условиях ограничения на выход в море на фоне СВО. Помимо этого, рыбный промысел в Крыму отличается низкой рентабельностью.

«Мы добываем два основных вида рыбы, на которых приходится около 90% всего вылова — это килька черноморская и хамса. Средняя цена кильки — 45 рублей (за килограмм — Прим.), средняя цена хамсы — около 60 рублей», — рассказал собеседник издания добавив, что крымские рыбаки потеряли рынок сбыта после 2014 года, поскольку в России такая рыба не пользуется особым спросом.

Черноморская рыба – «визитная карточка» Крыма, но в России спросом не пользуется.

По данным Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, Азово-Черноморский бассейн — один из пяти рыбохозяйственных бассейнов России и самый небольшой по объёму улова: в 2024 году здесь было добыто 35,5 тысячи тонн рыбы. Несмотря на незначительный в масштабе всего национального улова объем добычи (менее 1%), промысел в Чёрном и Азовском морях имеет важное социальное значение. В нем занято несколько тысяч рыбаков, а черноморская рыба – «визитная карточка» региона.

Как рассказывал ForPost, в Крыму в прошлом году сократился вылов хамсы, что привело к росту её стоимости. По данным регионального Минсельхоза, в других регионах России хамса не пользуется спросом, россияне не привыкли к этой рыбёшке. Поэтому в Минсельхозе рассматривают альтернативный способ использования хамсы — производить из неё корма для рыб.

В это же время в Крыму успешно занимаются выращиванием товарной форели: за 2024 год объём производства вырос почти в три раза: с 168 до 421 тонны.

Юлия Суконкина

Фото: Арина Розанова|коллаж ForPost, Дмитрий Осипенко|ForPost, Наталия Назарук|ForPost

3349
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (4 голосов)
Обсуждение (15)
Profile picture for user zitramon
5959
zitramon

Следовало бы вообще оставить Черное море на несколько лет в покое.
Выловили всё что можно выловить. 
Вылавливают без ограничений даже молодь всех более менее ценных рыб.
 

Profile picture for user val.prasolov
8444
val.prasolov

zitramon,

Тут может быть ещё проблема и в том, что не только РФ ловит рыбу в Чёрном море. Надо договариваться с другими, чтобы не вылавливать.

Profile picture for user Промптий
19
Промптий

Главный вопрос - почему у нас постройка судна дороже чем где бы то ни было?

PS. Хватить двигать кровати в консерватории.   

Profile picture for user ВладимирЧеркасов
14
ВладимирЧеркасов

Промптий,

Обязали покупать суда российского производства и стоимость подняли.Бизнес однако !

Profile picture for user Верещагин
15564
Верещагин

Промптий,

«Хотя за пределами Российской Федерации все суда дешевле, даже в Норвегии дешевле судно построить. В Китае — в три раза дешевле, в Турции — в два раза дешевле»  - все просто, для того что бы было дешевле у нас, у нас должны быть в достаточном количестве свои заводы которые делают, да еще и из своих комплектующих (тоже заводы), ну и самое главное и самое длительное - кадры которые это умеют, а у нас яхтенные марины и бутик-отели, потому что как сказал главный по судостроению банкир Костин "у нас заказов для завода нет" (себя и свой ближний круг наверное имел ввиду , они яхты тоже за бугром заказывают). Т.е. ему удобно этому Сивочубу кредит под хороший процент дать (а как он будет его отдавать это его проблемы) что бы тот за бугром себе шаланды покупал, а не мучаться с судостроением на которое он поставлен (видимо как могильщик), тем более если оно занимает такие выгодные земельные участки у моря.  И все это при том что чисто с геоэкономической точки зрения судостроение, как метало и энергоемкое производство для России на порядок выгоднее чем тем же Турциям Япониям и т.п. потому что по потенциалу собственных запасов руд, а значит метала и энергии  они и рядом с нами не стояли. Но они строят и получают хорошие деньги, а мы продаем им только исходные полезные ископаемые из недр Родины с минимальной наценкой, что бы потом купить у них готовое изделие. Сырьевой придаток для более развитых стран.

Profile picture for user d dd
10490
d dd

Мантуров опять просил деньги

Костин пока молчит

А СМЗ нет заказов

найдите логические противоречия

ответ,одним словом(на м начинается на и заканчивается)

Profile picture for user Vladdimir
995
Vladdimir

Стоимость судов высокая, а цены на рыбу — самые низкие в стране, рассказал в комментарии ForPost глава ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.

Это у нас самые низкие цены на рыбу??? 

Profile picture for user d dd
10490
d dd

Vladdimir,

ну килька же и хамса рпз

Profile picture for user РобертБоберт
2343
РобертБоберт

Vladdimir,

Вы вырвали из контекста. Там речь о покупке рыбы у рыбаков для дальнейшего распространения. То есть, себестоимость добычи элементарно выше того, что рыбаки могут выручить. Мы же о рыбном промысле как таковом говорим.

Profile picture for user pchelovodnik
26
pchelovodnik

           Насколько я себя помню мама за рубль у рыбаков покупала огромную камбалу, когда мы жили на Северной стороне. Сейчас эта камбала стала не подъемной для моего кошелька. А прошло то всего лет-60. Для моря это мгновения. Для людей, которые готовы мальков вылавливать, только что бы продать -  долгое занятие, побыстрее заработать. Не будет у нас ничего хорошего ни с рыбой, ни с сейнерами ни с людьми. Приготовьтесь есть искусственную рыбу, как сейчас едим крабовые палочки, к стати где они?

Profile picture for user Черное море
11253
Черное море

«Мы добываем два основных вида рыбы, на которых приходится около 90% всего вылова — это килька черноморская и хамса. Средняя цена кильки — 45 рублей (за килограмм — Прим.), средняя цена хамсы — около 60 рублей», — рассказал собеседник издания добавив, что крымские рыбаки потеряли рынок сбыта после 2014 года, поскольку в России такая рыба не пользуется особым спросом.

Полный бред. Где вы видели кильку в магазине за  45 рублей (за килограмм). А хамсу за 60 рублей? Возможно это закупочная цена у рыбаков?

Profile picture for user Черное море
11253
Черное море

В магазине она по 250 -300 рублей. 

Profile picture for user Черное море
11253
Черное море

Рыбы почти нет у крымских берегов. 5-10 ставридок поймать считается удачей. Раньше осенью ловили по 5-10 кг. 

Profile picture for user Черное море
11253
Черное море

Кто и где будет стоить суда? Почему не восстанавливают Севморзавод? В советские времена это было бюджетообразующее предприятие. Строили все: от брига "Меркурий", до крейсера "Очаков". А потом пять видов плавкранов, известных во всем мире. Работало 14.600 человек. Сегодня там около 150 человек. А может и тех нет уже. А вы говорите суда???. 

Profile picture for user Черное море
11253
Черное море

В период СВО даже шаланды не выпускают. Какие уж там сейнеры??? Вы о чем, товарищи??? Спуститесь на грешную землю.

Главное за день

Пятница 16:00. Прямой эфир «На троих». Упавший плавкран/ Элитные квадраты/ Кому крымские здравницы?

Какие новости выделялись в общем информационном пространстве на этой неделе?
16:00
1
641

У крымских рыбаков вырос улов шпрота и хамсы

Как повышение солёности Азовского моря отразится на помысле.
14:26
3
925

Получать больше, просить меньше — как менялся бюджет Республики Крым

С 2015 года объём доходов увеличился больше чем втрое.
11:24
0
210

Безжизненным особнякам на балаклавской набережной обещают вернуть дух эпохи

При Украине три старинных особняка снесли и построили заново.
11:04
3
1138

Когда слова дороже жизни. Севастополь вспоминает начало 2-й обороны и военкоров всех лет

Корреспонденты Лев Иш, Сергей Галышев и Майор Когут передали свои последние материалы за день до окончания обороны.
20:00
5
877

В Севастополе под виноградники рубят дубово-грабовый лес

Участок с деревьями продали с аукциона в 2019 году как сельхозземлю.
19:00
14
2898
Туризм

В России гид бросил туристов на острове без вещей и с детьми на руках

В туркомпании уверены, что действовали правильно — по так называемой инструкции согласия.
11:19
0
929

Каждый третий россиянин чувствует себя уставшим каждый день

Последние годы превратились для нас в «марафон адаптации».
09:15
0
515

Что предлагает необычный пешеходный маршрут по нацпарку «Крымский»

За горную прогулку придётся заплатить круглую сумму.
18:31
0
1892

Туристы игнорируют предупреждения и гуляют по опасному маршруту в Крыму

Обвалившийся участок тропы сейчас восстанавливается.
12:24
0
1311

Местные жители начали сами строить дорогу на популярную достопримечательность

Единственная дорога к Риеккалансаари находится в ужасном состоянии.
10:15
2
2154