Ограничение срока эксплуатации флота в России может оставить без работы всех крымских рыбаков. С таким заявлением выступили во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ). По объективным причинам занятые в этой отрасли крымчане не смогут обновить суда ни по одной государственной программе. В ситуации разбирался ForPost.
Сорокалетних — в утиль
На совещании в Правительстве РФ Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) предоставила предложения о поэтапном введении запрета на использование судов возрастом более 40 лет. Основная задача — полностью обновить флот. С учётом предложенных мер это планируют сделать до 1 января 2030 года, рассказали в ВАРПЭ.
Однако, по данным ассоциации, большинство российских промысловых судов уже почтенного возраста. В случае если инициативу одобрят, многие суда не смогут выйти в море уже через пять лет.
«Согласно Стратегии развития судостроительной промышленности, численность российского морского флота промысловых судов составляет 820-830 единиц. По состоянию на 2025 год, возраст 65% из них превышает 30 лет, 13% — 40 лет», — уточнили в ассоциации.

Таким образом, чтобы добыча рыбы не остановилась, рыбопромышленным компаниям за пять лет нужно приобрести 533 новых рыбопромысловых судна, подсчитали в ВАРПЭ.
Траулер не по карману
Тревожит рыбаков другое: рыбодобывающие предприятия, ведущие промысел в Чёрном и Азовском морях, не смогут обновить флот ни по одной государственной программе. Стоимость судов высокая, а цены на рыбу — самые низкие в стране, рассказал в комментарии ForPost глава ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.
Кроме того, практически весь промысловый флот в Крыму старше 40 лет, так что введение запрета на использование таких судов в первую очередь оставит местных рыбаков без работы.
«Примерно с 2017 года я как руководитель ассоциации участвовал во многих мероприятиях по обсуждению программ обновления флота. Все варианты немыслимо дорогие, просто исключающие совершенно возможность окупить эти проекты», — рассказал Валерий Сивочуб.
Например, по одной из программ государство готово было оплатить 40% от стоимости судна, но даже на таких условиях рыбопромышленные предприятия не могли позволить себе приобрести новый траулер. При таком раскладе процесс окупаемости судна растянулся бы не на один десяток лет, отметил собеседник издания.

На тот момент рыбаки могли купить траулер б/у за один миллион долларов, а судно по госпрограмме обошлось бы им в 17 миллионов евро, подчеркнул Валерий Сивочуб. При этом обязательное условие госпрограммы — покупка судна российского производства.
«Хотя за пределами Российской Федерации все суда дешевле, даже в Норвегии дешевле судно построить. В Китае — в три раза дешевле, в Турции — в два раза дешевле», — сравнил стоимость глава ассоциации.
Особые крымские условия
По словам Валерия Сивочуба, крымские рыболовецкие предприятия в настоящее время держатся на плаву только благодаря федеральной субсидии. Государственная поддержка необходима представителям отрасли в условиях ограничения на выход в море на фоне СВО. Помимо этого, рыбный промысел в Крыму отличается низкой рентабельностью.
«Мы добываем два основных вида рыбы, на которых приходится около 90% всего вылова — это килька черноморская и хамса. Средняя цена кильки — 45 рублей (за килограмм — Прим.), средняя цена хамсы — около 60 рублей», — рассказал собеседник издания добавив, что крымские рыбаки потеряли рынок сбыта после 2014 года, поскольку в России такая рыба не пользуется особым спросом.

По данным Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, Азово-Черноморский бассейн — один из пяти рыбохозяйственных бассейнов России и самый небольшой по объёму улова: в 2024 году здесь было добыто 35,5 тысячи тонн рыбы. Несмотря на незначительный в масштабе всего национального улова объем добычи (менее 1%), промысел в Чёрном и Азовском морях имеет важное социальное значение. В нем занято несколько тысяч рыбаков, а черноморская рыба – «визитная карточка» региона.
Как рассказывал ForPost, в Крыму в прошлом году сократился вылов хамсы, что привело к росту её стоимости. По данным регионального Минсельхоза, в других регионах России хамса не пользуется спросом, россияне не привыкли к этой рыбёшке. Поэтому в Минсельхозе рассматривают альтернативный способ использования хамсы — производить из неё корма для рыб.
В это же время в Крыму успешно занимаются выращиванием товарной форели: за 2024 год объём производства вырос почти в три раза: с 168 до 421 тонны.
Юлия Суконкина
Фото: Арина Розанова|коллаж ForPost, Дмитрий Осипенко|ForPost, Наталия Назарук|ForPost
Обсуждение (6)
Следовало бы вообще оставить Черное море на несколько лет в покое.
Выловили всё что можно выловить.
Вылавливают без ограничений даже молодь всех более менее ценных рыб.
Главный вопрос - почему у нас постройка судна дороже чем где бы то ни было?
PS. Хватить двигать кровати в консерватории.
Промптий,
Обязали покупать суда российского производства и стоимость подняли.Бизнес однако !
Промптий,
«Хотя за пределами Российской Федерации все суда дешевле, даже в Норвегии дешевле судно построить. В Китае — в три раза дешевле, в Турции — в два раза дешевле» - все просто, для того что бы было дешевле у нас, у нас должны быть в достаточном количестве свои заводы которые делают, да еще и из своих комплектующих (тоже заводы), ну и самое главное и самое длительное - кадры которые это умеют, а у нас яхтенные марины и бутик-отели, потому что как сказал главный по судостроению банкир Костин "у нас заказов для завода нет" (себя и свой ближний круг наверное имел ввиду , они яхты тоже за бугром заказывают). Т.е. ему удобно этому Сивочубу кредит под хороший процент дать (а как он будет его отдавать это его проблемы) что бы тот за бугром себе шаланды покупал, а не мучаться с судостроением на которое он поставлен (видимо как могильщик), тем более если оно занимает такие выгодные земельные участки у моря. И все это при том что чисто с геоэкономической точки зрения судостроение, как метало и энергоемкое производство для России на порядок выгоднее чем тем же Турциям Япониям и т.п. потому что по потенциалу собственных запасов руд, а значит метала и энергии они и рядом с нами не стояли. Но они строят и получают хорошие деньги, а мы продаем им только исходные полезные ископаемые из недр Родины с минимальной наценкой, что бы потом купить у них готовое изделие. Сырьевой придаток для более развитых стран.
Мантуров опять просил деньги
Костин пока молчит
А СМЗ нет заказов
найдите логические противоречия
ответ,одним словом(на м начинается на и заканчивается)
Стоимость судов высокая, а цены на рыбу — самые низкие в стране, рассказал в комментарии ForPost глава ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.
Это у нас самые низкие цены на рыбу???