Жителю Севастополя, надеявшемуся получить участок для родственника-льготника по соседству со своим домом у моря, придётся искать другое место.
Да, гражданин со статусом «дитя войны» имеет право на бесплатную землю, но только не в нарушение других законов — таков итог судебных тяжб вокруг скромного участка в нескромном месте — на Рубежной улице, между Казачьей и Солёной бухтами.
Эта история отличается от большинства схожих, где владельцами земли оказываются совершенно посторонние детям войны персонажи. Очень немолодым, часто одиноким людям не под силу найти и оформить на себя свободный участок, и уж подавно — в течение двух лет построить на участке дом. «Инициативная сторона» берёт все хлопоты на себя и потом за смешную сумму просто выкупает у льготника право аренды.
Здесь все — настоящие.
Деза от ДИЗО
Основания к конфликту дала довольно частая в Севастополе ошибка — промедление в оформлении прав на землю. А ещё привычка ДИЗО выделять участки вслепую, из-за которой льготные участки возникали поверх дорог, коммуникаций, античных усадеб, игровых и спортивных площадок и даже поверх другого участка с домом.
«Выезд на место не предусмотрен», — совершенно искренне отвечали в ведомстве.
Этим воспользовался предприниматель Владимир Б., в 2018 году поселившийся по соседству с хоздвором СНТ «Пилот». Вот только СНТ не завершило полноценное оформление участка, на котором СНТ устроило капитально огороженную площадку с мусорными контейнерами в том числе.

Такое соседство Владимир приятным не считал, но терпел, пока не узнал о том, что участок под площадкой так и не дооформлен.
Тогда предприимчивый мужчина решил убить сразу двух зайцев — избавиться от прозы жизни под своими стенами и оформить эту землю на своего тестя, ребёнка войны. И статус тестя, и жена — настоящие.
«38 лет в браке», — подчёркивал Владимир в разговоре с ForPost.
Акцент немаловажный: севастопольская земля дорогá, в борьбе за неё и жениться не грех.
Бесплатно не получить
Решениями судов спорщиков мотало из стороны в сторону: дело слушалось в разных инстанциях и отправлялось на пересмотр, хоздвор то опечатывали, то снова открывали, и на второе обращение льготника за участком ДИЗО ответило «нет».
И вот 4-й кассационный суд в Краснодаре вынес вердикт — ДИЗО правомерно отказал льготнику в предварительном согласовании участка.
«Судебная коллегия <кассационного суда> соглашается с выводами суда апелляционной инстанции <городского суда>», — говорится в решении.
Можно, конечно, побороться и на уровне Верховного суда, но перспективным это не выглядит.
Неправы все?
В этой истории правы и не правы обе стороны — и СНТ, по непонятным причинам тянувшее с оформлением земли, но всё же имеющее на неё сегодня как минимум не меньше прав, чем льготники, и предприниматель, решивший «освоить» формально свободную, но по факту давно занятую под общие нужды землю.
Был ли Владимир искренне уверен в своей правоте или делал ставку на свою способность продавливать реальность — знает только он сам. Но его ставка не сыграла.
Сочувствие вызывает ситуация, в которой оказался тесть Владимира. Воспользоваться своим правом, оставить что-то в наследство детям — нормальные человеческие желания, и немолодой мужчина сам ходил в правление СНТ и пытался объяснить, что участок положен ему по закону.
Впрочем, может, он вздохнёт с облегчением от того, что вся эта история закончилась.
Или ещё нет?
***
Недавно губернатор Севастополя Михаил Развожаев потребовал от ДИЗО и муниципалитетов перед выделением земли проверять на месте, где находится участок и не занят ли чем-то. Как это выполняется и выполняется ли — в данный момент неизвестно.
Светлана Косинова