В мире

Гарантийное обслуживание транспорта в условиях санкций: ещё один вызов для РФ

Павел Кухмиров о вопросе, который рано или поздно, но придётся решать.

Гарантийное обслуживание транспорта в условиях санкций: ещё один вызов для РФ
Фото:
pxhere.com.

Обсуждая тему отечественного автопрома в условиях санкций, необходимо затронуть вопрос гарантийного обслуживания.

Одним из вызовов для отечественной экономики в условиях санкционной войны является обеспечение бесперебойной работы транспортной сферы. Удельный вес автотранспорта грузового и пассажирского назначения в общем объёме перевозок составляет до 65 процентов.

При этом большинство транспортных средств находятся в лизинге. Это следствие того, что по значительному числу госконтрактов на перевозку пассажиров одним из условий являлось предоставление нового подвижного состава, приобретаемого в лизинг. Из этого лизингового транспорта 52 процента сосредоточено в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и ещё трёх самых крупных субъектах РФ, а во всей остальной России — 48 процентов.

Наличие лизингового транспорта у транспортных компаний предполагает в обязательном порядке гарантийное обслуживание у производителей либо у официальных дилеров, иначе лизинговые договоры расторгаются, а издержки за это возлагаются на перевозчиков, и без того обременённых различными затратами.

В то же время весь производимый в РФ автотранспорт имеет степень локализации от 10 до 60 процентов, при том, что ощутимое количество комплектующих поставляется из стран ЕС, США и Китая. Это означает, что вышедший из строя агрегат любого лизингового автобуса или грузовика самостоятельно заменить нельзя, ибо это нарушение гарантийных и лизинговых обязательств и транспортные компании обязаны обращаться с этим в дилерские центры.

Но нарушение логистических цепочек, введение санкций и запрет поставок запасных частей, проблемы у национальной валюты и полное непонимание внешнеполитических и экономических перспектив привели к сбоям в поставках комплектующих и оборудования, а значит, сделали проблематичным техническое обслуживание транспортных средств и их гарантийный ремонт в ближайшие 4-6 месяцев.

И это вряд ли поможет разрешить Белоруссия, с 2014 года обеспечивавшая снабжение России «белорусским» пармезаном и прочими санкционными товарами, — она сама под санкциями. Автопроизводители и дилеры автотехники подсчитали, что запасов комплектующих и агрегатов хватит на 2-4 месяца, дальнейшие перспективы не ясны.

В то же время лизинговые платежи обязательны к внесению перевозчиками в любом случае, осуществляют они перевозки транспортными средствами или нет. А между тем дефицит комплектующих, необходимых для техобслуживания и техники для ремонта, поимеет следующие последствия:

  1. он приведёт к срывам в перевозках пассажиров и грузов, ибо ни один перевозчик не будет пользоваться лизинговой техникой без планового техобслуживания; 
  2. он приведёт к нагрузке транспортных компаний лизинговыми платежами за технику, фактически не используемую по причине вынужденного простоя, а также за аренду транспорта для выполнения обязательств по перевозкам, особенно по пассажирским государственным и муниципальным контрактам.

А правительство РФ не сообщает о каких-либо мероприятиях по обеспечению бесперебойности пассажирских и грузовых перевозок. То есть фактически оно пока не предложило алгоритм действий по их сохранению лизинговым транспортом в свете нынешних проблем с гарантийным обслуживанием подвижного состава и возмещения потерь добросовестным лизинговым и транспортным компаниям. И из-за этого сам вопрос о мобилизационной готовности транспортной отрасли к санкционной войне повисает в воздухе.

Что ж, будем надеяться, что это временная недоработка, до которой банально не дошли руки. Решать этот вопрос ведь всё равно придётся.

Читайте по теме: Массовую забастовку в Британии назвали сокрушительным ударом по экономике

Павел Кухмиров

437
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Власти Севастополя после долгих поисков нашли вредителей от благоустройства

Закатанные в бетон кипарисы освободили, горе-строителей пожурили.
15:08
7
2809

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
4
1202

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
5
1387

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
36791