77-летний Иван Стипиди — необычный человек по нынешним временам, когда люди меняют работу как перчатки. Он уже 54 года трудится на одном месте — конеферме Кубанского государственного аграрного университета в Краснодаре. Начинал на ней конюхом, был помощником жокея и жокеем — стал мастером спорта СССР по конкуру, а сегодня — помощник управляющего.
Лошади навсегда
Верность Ивана Александровича конеферме объясняется просто — лошади. К ним он привязался ещё в детстве — в далёком Казахстане. Туда в 1942-м с Кубани депортировали его родителей, советских греков. Его отец работал табунщиком и часто брал маленького Ивана с собой в степь. Поэтому лошади стали частью детства мальчика.

Когда разрешили власти, семья вернулась в Краснодарский край. Иван прошёл срочную службу в Cоветской армии и получил предложение пойти в милицию.
«Я не согласился. Конеферму <Кубанского государственного сельскохозяйственного института> только начали организовывать в 1971 году — и я сразу ушёл туда», — рассказал ForPost Иван Стипиди.
За всё время работы он никогда не думал сменить род деятельности. Даже в лихие 1990-е, когда на конеферме работали двое — Иван Александрович и его брат Григорий. Один ночью, другой днём.

«Тяжело было, конечно, — было у нас в то время 35 голов лошадей — что убирать, что кормить, поить. Это большая масса на одного человека. Нагрузка была большая, конечно, но не прокисали, как говорится, сутками здесь находились. У меня даже мысли не было, что надо уйти, найти другую работу с зарплатой побольше, поудобнее, получше», — вспомнил Иван Стипиди.
Время от времени выручали местные ребята, которым Иван Александрович благодарен и сейчас. Они никогда не отказывали в помощи по хозяйству, но постоянно просить их о ней было неудобно.

В итоге этими стараниями и усилиями руководства вуза удалось сохранить учебно-опытное хозяйство Кубанского государственного аграрного университета и входящую в него конеферму. И затем заняться уже их развитием.
«А потом пошло дело, наладилось… Уже у нас тренерский состав появился, занимаются со студентами, лошади отрабатываются — те, которые в работе должны быть. Это всё здорово, всё хорошо, дай бог, чтобы было ещё лучше», — отметил он.

Дерзкая молодёжь
Свой путь в конном спорте Иван Стипиди начал с нуля — вместе с ещё тремя любителями лошадей из Ростовской области, приглашёнными работать на конеферме.

Со временем четвёрка начала выезжала на соревнования — вначале Краснодарского края, а затем РСФСР и Советского Союза.
«Молодые тогда были, конечно, дерзали», — отметил Иван Александрович.
Поначалу ездили ребята в товарных вагонах, в которые грузили лошадей, амуницию и корма.

«Неделю в пути до Москвы. Бывает, состав доехал до какого-то определённого места и начинает сворачивать с нашего маршрута, нас отцепляют — <ставят> в тупик, жди следующего попутного. И так по нескольку раз, — объяснил Иван Стипиди. — А потом учебное хозяйство <института> стало давать машину: мы пару лошадей грузим — и поехали. Справлялись хорошо, во все концы ездили».

«Буранный» успех
К званию мастера спорта СССР по конкуру, присвоенному в 1980 году, Иван Александрович пришёл со своим конём Бураном. Простым, непородным — из рабочих лошадей.
«Это был трёхлетний жеребёнок — тощенький, но рослый, хорошо сложенный. Мы поработали два года, на третий стали по маленьким соревнованиям выезжать. Конь был очень хорош, чистый в преодолении препятствий, техничный», — рассказал Иван Александрович.
Постепенно повышая уровень, Иван и Буран дошли до первенства Советского Союза.

«Мне и любому человеку, получившему звание мастера спорта, страна прибавляла к зарплате 25–30 рублей — это большие деньги были по тем временам. Если я получал 90 за жокея и ещё мне 25 добавляли — это почти 130 рублей, инженер получал такие деньги. Вот так внимание уделяли, создавали условия, чтобы люди стремились к результатам — не только для них, но и страны. Потому что лучшие потом выезжали за границу, защищали честь Родины», — отметил Иван Александрович.

Тогда же ему предложили отдать коня в одну из сборных СССР, на что был один ответ — «нет».
Оглядываясь на свою жизнь, Иван Александрович, несмотря на все трудности и крутые виражи, вспоминает только радостные моменты.

«Да, были большие сложности, но это всё равно не перекрывало то, сколько было, наоборот, удовольствия и удовлетворения. Может быть, оттого что были молодыми, нам всё дерзать надо было… Было стремление к тому, что тебе нравилось и чего хотелось. А хотелось достичь большего, дальше увидеть и услышать, понять и кому-то передать это», — рассудил Иван Стипиди.

Алексей Лохвицкий
Фото автора
