Проект ЛЭП, жертвами которой могут стать до миллиона деревьев в Крыму и Севастополе, в Севастополе не только не согласовывался - даже запроса на его согласование не поступало. При этом деньги на его строительство уже выделены, а подрядчик получил аванс в размере 750 миллионов рублей. И все-таки надежда остановить масштабное уничтожение лесов еще есть: 11 февраля губернатор Михаил Развожаев вновь подтвердил свое намерение добиваться пересмотра проекта.
Такое же пожелание ранее высказало и Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Окончательное решение, видимо, будет принято по итогам визита в Севастополь делегации Минэнерго РФ во главе с заместителем министра. В преддверии этого события мы решили выяснить, что же думают о проекте и его последствиях севастопольские ученые.
Большая проблема
Людей науки отличает одна важная черта: они предпочитают опираться исключительно на объективные данные. Большинство из тех, с кем удалось сегодня поговорить, сходятся на необходимости увидеть проект или, как минимум, трассу, по которой пройдет ЛЭП. Но официально ни того, ни другого, как уже было сказано, городу никто не предоставил.
На этой карте трасса ЛЭП изображена оранжевым цветом. И проходит она через территорию Байдарского заказника.
Чтобы понять, сколько драгоценных деревьев могут потерять Севастополь и Крым в результате этого строительства, нужно посмотреть, как выглядит трасса, вырубленная под аналогичную ЛЭП на Ангарском перевале, между Симферополем и Алуштой.
В нашем случае длина такой «залысины» составит около 26 километров. И как ни старались собеседники ForPost сохранить хладнокровие, это удавалось не всегда. Главный научный сотрудник Гидрофизического института РАН Юрий Горячкин признается в намерении заняться составлением альбома «Было - стало»: хотя бы так запечатлеть уникальную крымскую и севастопольскую природу на память потомкам!
Почти все собеседники подчеркивают: эта вырубка далеко не первая. Будь она первой, возможно, последствия не были бы столь катастрофичными. Но ведь были еще огромные вырубки под трассу Таврида, медицинский кластер, индустриальный парк и многое, многое другое. Последствия этих разрушительных для природы действий могут быть необратимыми.
При этом существует старая трасса ЛЭП, которую можно модернизировать. Это то, что отличает ситуацию с линией электропередач и, скажем, с трассой Таврида.
Кандидат географических наук, доцент филиала МГУ Ирина Прыгунова уверена: необходимо сделать все возможное, чтобы минимизировать последствия. Такая возможность есть всегда, было бы желание. В качестве примера Ирина Леонидовна приводит строительство Крымского моста: его проект был изменен ради спасения археологических ценностей. Да, это потребовало определенных затрат, но в итоге были спасены настоящие археологические сокровища, достояние всего человечества. Так разве не заслуживают такого же отношения наши леса, в том числе и заповедные?
«Из всех зол нужно пытаться выбрать наименьшее. И обязательно нужно отвести ЛЭП от наших заказников», - говорит Ирина Прыгунова.
Уверена она и в необходимости участия в обсуждении севастопольских ученых - после того, как им будет представлена проектная документация. В большинстве случаев, подчеркивает собеседница, проекты и их экспертизы страдают крайней поверхностностью.
«Это большая проблема, и об этом обязательно нужно говорить», - добавляет она.
Удар, еще удар
В том, что нанесенный природе вред будет огромным, уверена и сотрудник Института биологии южных морей РАН, кандидат географических наук Татьяна Панкеева. Она тоже советует авторам смелых идей не ориентироваться по Яндекс- и Google картам. Происходящее в Байдарской долине сейчас, ее хаотичная застройка и так негативно сказывается на экологии. Строительство ЛЭП станет для нее очередным тяжелым ударом.
«Такого хозяйствования я еще не видела. Что мы оставим будущим поколениям?» - спрашивает Татьяна Панкеева.
Кандидат географических наук Екатерина Каширина (Севастопольский филиал МГУ) комментировать подобный проект не видит особой необходимости: по ее словам, речь идет об очевидных вещах. О ценности Байдарской долины много сказано в ее кандидатской диссертации, посвященной ООПТ Севастополя.
«Ландшафтный заказник «Байдарский» создан в 1990 году с целью сохранения межгорно-долинных и низкогорных лесных местностей в юго-западной части Крымских гор, а также уникальных геологических, биологических и исторических памятников. Основная природоохранная ценность его территории определяется наличием 116 видов растений, занесенных в региональные, национальные красные книги и международный красный список МСОП, сообществами реликтового можжевельника высокого и ландшафтным разнообразием (26 типов местностей)», - напоминает Екатерина Каширина.
Совмещение природоохранных и хозяйственных функций на этой территории неизбежно приводит к формированию геоэкологических проблем, - подчеркивает ученый. И добавляет: если потребуется официальное заключение, она однозначно выскажется против. И ее коллеги, с которыми этот вопрос обсуждался, тоже.
«Я все-таки надеюсь, что мы отобьемся. Кто бы что ни хотел строить, существует законодательство.», - говорит Екатерина Каширина.
И еще одно мнение - кандидата геолого-минералогических наук, доцента Севастопольского филиала МГУ Виталия Лысенко. Любая масштабная вырубка, подчеркивает он, - удар по нашему региону.
«Экологическое состояние Севастополя, наша жизнь во многом зависят от состояния лесов. Если вырубка на склонах произойдет, это приведет к появлению временных водотоков, которые будут разрушать растительность, а могут привести и к оползням. Проблемы будут разными, в зависимости от места. Проведение таких работ требует не только экологической, но и геологической экспертизы», - говорит он.
Нет у ученого и уверенности в том, что расчеты проектировщиков оправдаются:
«Там уже была пробита трасса, и если кто-то считает, что прорубить новую будет дешевле и проще, чем модернизировать старую, я думаю, что это не получится. Местность там сложная».
Не только по Севастополю
И напоследок - выдержка из Википедии, кто бы как к ней не относился. Она называет последствиями обезлесения не только уменьшение биологического разнообразия.
«Обезлесение способствует глобальному потеплению и часто называется одной из главных причин усиления парникового эффекта…По данным межправительственной группы экспертов по изменению климата обезлесение…привносит до трети общих антропогенных выбросов диоксида углерода. В ходе своей жизни деревья и другие растения изымают углекислый газ из атмосферы Земли в процессе фотосинтеза», - утверждает Википедия.
То есть вырубка лесов в Севастополе и Республике Крым ударит не только по нашим двум регионам. Последствия проявятся не завтра, но обязательно проявятся. Как говорил классик, ни одни из нас - не остров, все мы лишь часть материка.
Кроме этого, «обезлесение негативно влияет на круговорот воды, гидроэнергетику и орошаемое земледелие, ухудшая гидрологический режим рек». А дополнительные проблемы с водой - это как раз то, в чем мы нуждаемся, не так ли?
«Деревья через корни питаются подземными водами, причём вода поднимается к их листьям и испаряется. При вырубке леса этот процесс транспирации прекращается, что приводит к тому, что климат становится более сухим. Кроме влаги в атмосфере, обезлесение негативно влияет на подземные воды, снижая способность местности задерживать осадки. Именно леса обеспечивают стабильный перенос влаги от океанов вглубь материков, обеспечивая полноводность рек, грунтовых вод и болот. Без лесов проникновение воды вглубь материков нестабильно и ослаблено», - напоминает Википедия.
О том, что исчезновение лесов приводит к «эрозии почв, разрастанию оврагов, к затоплениям и оползням», мы говорить уже не станем. Будем надеяться, что Севастополю удастся избежать новой большой беды.
Ольга Смирнова
Обсуждение (17)
И все равно сделают так как это нужно материковым и не будут прислушиваться ни к ученым,ни к жителям Крыма.
А были какие-то заявления или обращения по этому поводу в органы власти от наших сенаторов, депутатов ГД, депутатов ЗС?
to love19596: Совершенно с Вами согласен: сделают так, как решили, а все негодующие комментарии "неравнодушные горожане" оставили под предыдущей публикацией "Окрестности Севастополя могут стать лысой горой". Повторяться вряд ли кто-то захочет, а новых "неравнодушных горожан" ни у кого нет...
to Игорь Соловьёв:
Та да. Они уже должны бить во все колокола и стоять на трибуне с плакатом "Руки прочь". Но это не о наших.
Конечно в орлинное.. там 10 подстанция, левый трансформатор идёт на транзитную линию через горы в ялту. Там больше и негде брать. Ближайшая подстанция - через горы в Терновку или на рудоуправление в балаклаву или Инкерман. Всё
Надо всё вернуть в зад.
Это не хозяйствование. Это - хозяйничанье.
Законы никто исполнять не собирается, не царское это дело.
Материться нельзя, а других слов не нахожу.
А Севприроднадзор традиционно отмораживается? На его позорном счету вырубка тысяч дереввьев на Феолентовском шоссе,в б.Казачьей,в Новом Херсонесе.Логично переименоваться в "Севприродразбой.".
Аналогично. Особенно это касается варианта, предложенного здесь на карте. Его автор точно не бывал в наших горах, особенно зимой. Сложный рельеф плюс сильные ветра и морозы на плато, через которое проходит данный вариант трассы. Постоянные обрывы и аварии будут в данном случае обычным делом. Про вред для природы и экологии вообще молчу. Хотелось бы конечно увидеть и второй вариант через Орлиное.
Как-то вот всё менее радуют глаз блага цивилизации.
Эскизная трасса прокладки на карте выглядит для большинства населения аж никак не информативно.
Да главное здесь вообщем-то именно моральная сторона вопроса. И она-то выглядит ... не просто плохо, а очень плохо. Тое, какую бы озабоченность нам тут ни изображал Губернатор , всё это будет иметь лишь фоновое значение. Реалии сложатся ровно как с "отпиливанием" от Севастополя Фороса и Батилимана. С выездными реверансами "научной общественности" и не более того. И Город и Крым просто "нагнут по-хозяйски".
Именно для того, чтобы по проще подать энергоресурс на "почти не освоенные" , вакантные берега Кацивеили - Кастрополь ( условно слева-справа от " Мрии ").
P.S. Достаточно хорошо знакома вся та местность. Райские места и виды для оленей , зайчиков и туристов. "Просека" , хотя и приложена к рельефу почти что "экономно", страшно обезобразит всю " видовую " верхнюю часть гряды. (Она из широкой части ущелья р.Босой , по плечу Кара-дага забирается на оленьи угодья над Гороховой поляной и оттуда правее Бизюк выходит к " ушам "- ретрансляторам ). Далее по яйлам-воронкам почти под Спирады и уже там за Марчекой вниз - условно от " груши ". И вот уж там ,под стеной над Оползневым , будет самый дорогущий сосновый лесоповал .
Это ещё постеснялись слева от Бизюк повдоль Мордвиновской дороги прорисовать трассу за Тарапанами. Больно много заповедного леса там "косить".
Наши могучие ЛЭП царапают глаз даже в бескрайних казахстанских и причерноморских степях. А уж здесь в Крыму они точно "дадут жизни" всем. Возьму на себя смелость загодя огорчиться и за строителей, и за эксплуатационников этого дерзновенного чуда . Тем более за его "созерцателей".
Что-то, смотрю комментаторы впали в пессимизм.
Хочется сказать: Больше оптимизма, друзья! Из квартир же, ещё - не выселяют!
Деньги выделены - их нужно освоить !!!
Не вижу радость от приезжих архитекторов. Историю уничтожают, нужна земля, а люди собрались бы и уехали из Крыма и Севастополя, чтобы не мешали в отзывах негативом. Они же считают что тут до прихода России конь не валялся, а сейчас даже на хлев не похож город, дороги по несколько раз ложили и плитку! А так что бы один раз положить и не переделывать потом!? Федеральные деньги граждане не прверят на что пошли.
Действительно, как кто-то написал выше, что материться нельзя, а других слов не находится...
Может всех этих застройщиков и освоителей бюджета сразу отправить на Марс? И далеко, и хай себе там протягивают свои ЛЭП