Крым

Как глава Эрмитажа предложил превратить Крым в Йеллоустоун

Художник называл Судак прекрасной пустыней.

Фото:
коллаж ForPost|Елена Фокина
Александр Бенуа влюбился в юго-восточное побережье Крыма.

За свою долгую жизнь Александр Бенуа успел добиться успеха во многих сферах культуры. Мир признал его как художника, критика, организатора и идеолога объединения «Мир искусства», оформителя балетов и руководителя Эрмитажа.

К 155-летию со дня рождения одного из важнейших творческих деятелей Серебряного века ForPost узнал, почему художник пророчил смерть крымской красоты от рук цивилизации и как в Крыму едва не пропали эскизы к поэме «Медный всадник» Александра Пушкина.

Земля для поправления вкуса

Впервые Александр Бенуа приехал в Крым в разгар Первой мировой войны. На тот момент уже известный в широких кругах петербуржец предпочитал проводить лето вдали от дома, где-нибудь за границей, но политика внесла в его планы свои коррективы.

«По приглашению своей племянницы Камиллы Хорват летом 1915 года художник приехал в Капсель. Как признавался сам Бенуа, в Судаке он появился из-за мировой войны, так как, лишившись возможности традиционно выехать летом за границу, вынужден был принять приглашение родственников», — объяснил старший научный сотрудник Крымского республиканского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М.А. Волошина» Алексей Тимиргазин в книге «Судак: хроника российского периода (1783-1917)».

О своём знакомстве с Крымом весьма красочно рассказывал и сам Александр Бенуа. В статье «После Крыма» для газеты «Речь» критик писал, что никогда не хотел узнавать полуостров поближе. Из рассказов знакомых, у него сложилось мнение, что крымская земля во многом напоминает изнеженные курорты Средиземного моря, вроде Капуи и Монте-Карло.

Роскошным курортом Крым изображали и на фотографиях. Но все эти груды растений и белоснежные террасы, раскинутые на Южном берегу Крыма, скорее отпугнули художника, чем расположили к себе. А вот юго-восточный берег полуострова оказался совершенно другим — всего нескольких месяцев пребывания там оказалось достаточно, чтобы Александр Бенуа бесповоротно влюбился в местные пейзажи.

«Он написал в Судаке более 15 акварелей, в том числе “Долина Тарахташа”, “Окрестности Судака”, “Судакская крепость”, “Дача в Капселе”, “Новый Свет”», — перечислил Алексей Тимиргазин.

«Вид окрестностей Судака», 1915 год.

Художнику так приглянулись окрестности Судака, что летом 1916 года он привёз сюда всё семью: супругу Анну Карловну, дочерей Анну (Атя, 21 год) и Елену (Леля, 18 лет), сына Николая (Кока, 15 лет) и двадцатилетнюю племянницу Надежду.

В своих дневниках Бенуа называет Капсель — Фиваидой, сравнивая с Верхним Египтом, где когда-то стоял город Фивы. Эту местность творец называл прекрасной, чарующей и благородной, радуясь, что «роскошный Крым», как он прозвал Ялту, лишь виднеется вдали узкой полоской гор.

«Наш же Крым скорее строгий, пустынный <…> Это Крым — Фиваида, это Крым, родственный не Ривьере, а Аттике или горным плато Испании. Не мягкий по контурам, а отчётливый, гранёный; не розовый и голубой, а выжженный, жёлтый и серый. <…> Этому клочку земли присуще такое величие и такое благородство, что следовало бы прямо специально ездить туда для “поправления вкуса”, как в другие места ездят для поправления здоровья», — описывал свои впечатления Александр Бенуа.

Позднее искусствоведы, в частности Сергей Эрнст, отмечали, что своё внутреннее ощущение живописец успешно передал в этюдах. В отличие от итальянских зарисовок, исполненных в светлых тонах, крымские наброски оказывались густо-палевыми, тёмно-лиловыми, красными и жёлтыми. Так художник пытался отразить всё великолепие «горькой и прекрасной пустыни», которой виделся ему Крым.

«Горный пейзаж. Крым», 1916 год.

Спасти сокровище

Родственники Александра Бенуа, владевшие частью береговой линии Капселя, по воспоминаниям самого художника не разделяли его восторга. Приглашая его в гости, пишет Сергей Эрнст, они будто просили о «снисхождении», ведь в Капселе нет ни растений, ни тенька — а значит, нет ничего замечательного.

Сам же Бенуа считал этот берег сокровищем и даже высказывал в своих статьях мысли о том, чтобы создать на территории юго-восточного Крыма русский парк Йеллоустоун, чтобы сохранить этот удивительный уголок. Оригинальный Йеллоустоун — первый в мире национальный парк, напомним, был создан на территории США незадолго до описываемых событий, в 1872 году. 

«Если не принять надлежащих мер, в несколько лет и это чудо может быть опошлено всякой “городской культурой”. Не дай Бог вырастут тут отели, дачи с минаретами и пойдёт вся эта красота прахом, не останется от неё ничего, кроме воспоминания да нескольких этюдов художников», — писал он.

Перед глазами у Александра Бенуа был, как он сам выразился, живой пример. Соседствующий с Капселем Судак, по мнению художника, на момент 1916 года уже был бесповоротно испорчен зажиточными обывателями, которые приезжали туда с целью «объесться кефали и форсить вычурами своей виллы».

«На пляже (А.К. Бенуа и Н.А. Бенуа)», 1915 год.

Местная архитектура, сетовал художник, по воле многочисленных заказчиков стала похожа на «дьявольский кошмар». В одном только Судаке, воспоминал он, смешались ампир, модерн, дачная готика и скандинавские коттеджи.

«А что ещё будет, когда застроится всё среднее плато позади гостиницы “Гюль-Тепе”, когда на месте ликвидируемой немецкой колонии у крепости расположатся ещё “коттеджи” <…>, а вместо уютной кирхи вырастет пародия на Василия Блаженного. <…>, — возмущался петербуржец. — Можно ожидать, что как только кончится война, именно сюда хлынет толпа нажившихся толстосумов, и тогда пойдёт вакханалия архитектурного разврата. В какие-нибудь десять лет Судак станет русским Монте-Карло в миниатюре».

В противовес архитектурной эклектике, которая медленно захватывала крымские города, Александр Бенуа приводил спокойное однообразие построек татар. Их скромные домики, обычно располагавшиеся у подножья скал, по мнению художника гармонично вписывались в местные пейзажи. Такие одноэтажные постройки он сравнивал с птичьими гнёздами.

Бенуа полагал, что в отличие от приезжей аристократии, местные жители не гонятся за внешней красотой жилища. Там, где нужно защититься от холодного ветра, они возводят глухую стену, а на солнечной стороне прорезают окна и навешивают балконы.

«Но нет, господа строители и господа заказчики не хотят учиться той практической мудрости, которую как бы родила сама почва Крыма, а предпочитают насаждать в Крыму Парфенон или "спирать” пошлости из специальных увражей, попутно под предлогом оригинальности выкидывая шутовские коленца», — подытожил свою гневную тираду художник.

«Берег в Капселе», 1916 год.

Сокровища и этюды

В конце сентября 1916 года летний отпуск семейства Бенуа подошёл к концу. У сына Николая начинались занятия в гимназии, а главу семьи ждали в Москве для росписи Казанского вокзала. Начинали тяготить и финансовые вопросы — три месяца отпуска «проели» дыру в семейном бюджете. Но, как признавался сам Александр Бенуа, если бы он мог, то уже не уехал бы из Крыма.

«Зато (не обижайтесь, милые мои сограждане) какое горькое разочарование теперь, как всё мне кажется здесь на первых порах чужим, нелепым и ненужным. Поистине, покидая Крым, мне казалось, что я спускаюсь в inferno, и мне, как никогда ещё, представлялась жуткой перспектива зимнего сезона со всей его суетой. Да я бы и не вернулся. Ей-ей, остался бы там ещё, если бы не обстоятельства жизни», — писал художник.

Вместе с собой живописец привёз не только хорошие воспоминания, но и очередную стопку этюдов на крымскую тематику. Кроме того, в Капселе ему удалось создать новый цикл графических иллюстраций к поэме «Медный всадник». Позднее, как писал научный сотрудник заповедника «Киммерия М.А. Волошина» Алексей Тимиргазин, именно последняя редакция рисунков, по мнению многих искусствоведов, была признана самой удачной.

Первый цикл иллюстраций к поэме Александр Бенуа создал в 1902 году в Петербурге и Риме, а второй – в 1905 году в Версале.

«На берегу пустынных волн…», 1916 год.

В своих дневниках художник признаётся, что по нелепой случайности иллюстрации и этюды едва не пропали по пути домой. По вине некого «татарчонка», весь багаж с бумагами застрял в Симферополе, и Александру Бенуа пришлось посылать своей старшей дочери Анне, оставшейся ещё на несколько дней в Капселе, телеграмму.

«Суббота 17/30 сентября. Телеграмма от Атечки. Багаж, слава Богу, нашёлся и уже отправлен из Феодосии пассажирским поездом. Как бы при теперешнем беспределе он не затерялся. Я особенно беспокоюсь за свои альбомы и записные книжки, а также за большую корзину, в которой сложены набранные нами засохшие, прелестные по формам растения, и среди них одно похожее на ёлочку и кажущееся на свет прозрачным, стеклянным», — описал он свои переживания в дневнике.

Городское бюро доставило «пропажу» прямо в квартиру семьи Бенуа спустя две недели. На радостях глава семейства дал носильщикам, как записал сам художник, несоразмерные чаевые.

«Крымский пейзаж около Судака», 1916 год.

Вернуться в обожаемый Крым Александру Бенуа уже не довелось. В 1926 году, под предлогом служебной командировки, художник покинул СССР и поселился в Париже, где и прожил до самого конца. Великий сын своей эпохи умер 9 февраля 1960 года, не дожив несколько месяцев до девяностолетия.

Большинство работ мастера, в том числе посвящённых Крыму, сейчас хранится в Санкт-Петербурге. Познакомиться с ними можно в Государственном Эрмитаже и в Русском музее. Ещё несколько полотен, по данным музея-заповедника «Петергоф», хранятся в Алупкинском музее-дворце.

Напомним, Александр Бенуа был далеко не единственным живописцем, который влюбился в виды Крыма и смог передать это чувство в своих работах. С тем же столкнулся и молодой «художник-репортёр» Карло Боссоли. Его литографии с изображениями полуострова, как рассказывал ForPost, покорили всю Европу и саму английскую королеву.

Елена Фокина

Фото: Государственный Эрмитаж|hermitage.ru, взяты из книги «Александр Бенуа: каталог: к 150-летию со дня рождения: из собрания Русского музея»

В статье была использована информация из следующих книг:

Тимиргазин А. Д. Судак: хроника российского периода (1783-1917) / Алексей Тимиргазин. — Симферополь: СГТ, 2015. — 573 с.

Александр Бенуа: [каталог]: к 150-летию со дня рождения: из собрания Русского музея / Русский музей. — Санкт-Петербург: Русский музей Palace editions, 2020. — 155 с.

Эрнст С. Александр Бенуа / Сергей Эрнст. — М.: Терра-Кн. клуб, 2004 – 253 с.

Бенуа А. Н. Мой дневник, 1916-1917-1918 / А.Н. Бенуа. — М.: Рус. путь, 2003 – 699 с.

2481
Оцените статью:
5
В среднем: 4.5 (8 голосов)

Обсуждение (9)

Profile picture for user Ольга Морская
219
Ольга Морская

"Выжженный, жёлтый и серый. <…> Этому клочку земли присуще такое величие и такое благородство" - ещё более более хрупкий, чем пышная природа южного берега, его так быстро и так легко испортить варварской застройкой.

Есть там ещё место, где кажется, что ты в безлюдной пустыне! Но, может скоро исчезнуть.

Profile picture for user Рыбак7
288
Рыбак7

Крым - настоящая жемчужина! 

Profile picture for user UINSHEDOW
2829
UINSHEDOW

Йелоустоун...своего ума нет, привыкли всё копировать чужое. Как обезьяны у американцев копируем всё: фильмы, дебильные шоу, сериалы. Крым это Крым и тем он ценен. И уникален. Но тупые, привыкшие только "распилом" заниматься чиновники это никак не поймут. Мозг атрофирован. Надо как у американцев! И в рот им с момента развала Союза заглядываем. Потому своего толкового мало. ТВ - вообще калька с их дебильных шоу сплошная. Что вообще не вяжется с пропагандой традиционных ценностей и нормального образа жизни. Смотришь ТВ, а там все инклюзивные такие оригиналы. Идиотизм. Слово с делом расходится.

Profile picture for user UINSHEDOW
2829
UINSHEDOW

Прочитал статью - а это биография неплохого художника...при чём тут Йелоустоунский парк вообще, а "Форпост"? Опять тяжело работается после праздников?))))

Статья интересная, спасибо. Но где Бенуа и при чём тут Йелоустоун?

Profile picture for user кэт
9521
кэт

UINSHEDOW,

Йелоустоун - это первый в мире национальный парк ради сохранения живой природы. В Америке появился приблизительно в то же время, как Бенуа стал часто приезжать в Крым. Художник и предложил сделать здесь свой "Йелоустоун", чтобы здесь не успели застроить всё, до чего дотянутся, - это прямая цитата его слов, в ней он использовал образ, современный и понятный тогдашнему обществу как нечто передовое и доселе не виданное, и очень полезное.

Возможно, вы не распознали прямую цитату, будучи ослеплены лозунгами дня сегодняшнего против всего "чужестранного", особенно американского. Речь, на самом деле - о сохранении первозданной природы в противовес хаотической потребительской застройке.

Если вопросы о содержании вы не будете сопровождать оскорбительными замечаниями - буду признательна. 



 

Profile picture for user UINSHEDOW
2829
UINSHEDOW

Договорились. Сначала подумал что это очередной наш чиновник копировать американцев вздумал. Перечитал статью. По итогу - таки всё же пришёл к выводу что поколения проходят, а мы иностранцам в рот заглядываем.) Может и не всегда это плохо. Пётр 1 отправлял учиться в Европу. На тот момент она передовой была. 

Обидно другое. Сейчас своё уничтожаем. Тот же "Севморзавод" уничтожим, потом аукнется. 

Про Йелоустонский парк при чтении статьи пропустил прямую речь. Виноват. Извините. Думал это вы чУдите.) И да в таком смысле это правильно. 

По факту же  правильно я про Бенуа написал в первом комментарии. Сбежал из страны, типичный либерал по взглялам. Сейчас модно отмывать Колчаков, Петлюр и других "деятелей". К хорошему ничему это не приводит. 

По факту, я сам художник по образованию, меня конкретно в вопросе Бенуа двоит. С одной стороны человек внёс вклад в искусство, невозможно это не признать. С другой стороны он типичный либерал бросивший страну. И сбежавший за границу. 

Мне ей-богу наш Дейнека ближе. Какие сильные произведения он писал! 

А Бенуа - гламурный либерал, сбежавший из нашей страны. Когда настал нелёгкий период. Как и сейчас бежит всякая мразь от нас. (Но потом пытается вернуться, когда их прижимает и там.)

 

Profile picture for user UINSHEDOW
2829
UINSHEDOW

Отдельно хочу принести извинения лично Вам. Буду вежлив впредь в комментариях. Мир? 

Думал забаните. Про себя решил -"Ну и чёрт с ними!" А Вы даже комментарии не подтёрли. Сильно.) Спасибо. Начинаю верить "Форпосту".)

Profile picture for user UINSHEDOW
2829
UINSHEDOW

А Бенуа - лично не люблю.)))

Profile picture for user Patriot1.
4856
Patriot1.

«Если не принять надлежащих мер, в несколько лет и это чудо может быть опошлено всякой “городской культурой”. Не дай Бог вырастут тут отели, дачи с минаретами и пойдёт вся эта красота прахом, не останется от неё ничего, кроме воспоминания да нескольких этюдов художников», — писал он.

«Но нет, господа строители и господа заказчики не хотят учиться той практической мудрости, которую как бы родила сама почва Крыма, а предпочитают насаждать в Крыму Парфенон или "спирать” пошлости из специальных увражей, попутно под предлогом оригинальности выкидывая шутовские коленца», — подытожил свою гневную тираду художник.

Трудно не согласиться с умным и проницательным  художником...Был на днях в Судаке -все так, как  он и предсказал...Идет массовая наляпистая застройка территорий- уже заложено много жилых многоэтажек-высоток, везде практически   где только можно лепятся друг к другу гостевые несколько этажные частные дома, от знаменитого Нового Света осталось совсем ничего, на территории забор, за забор активное строительство многоэтажки...С канализацией явные проблемы, в море это все видно.С водой говорят местные также...И это еще не сезон...Когда хлынет армия туристов миллионная вместо  Краснодарского края, что будет?

Главное за день

Когда в Крым придёт настоящее лето

Погода в выходные не порадует крымчан.
09:16
0
1999

Нужно ли с 1 июня платить налог с переводов на карту

Слух о необходимости уплачивать НДФЛ распространяется в СМИ.
18:30
4
1507

Экс-мэра Керчи задержали за махинации с землёй

В прошлом году чиновник сложил полномочия после получения выговора.
15:19
0
898

Зеленский заявил, что Украина не хочет воевать до 2026 года

Владимир Зеленский уточнил собственное заявление о продолжении боевых действий до июня 2026 года.
18:38
4
1551

Илон Маск уходит из администрации Трампа

Увольнение миллиардера произойдёт без лишних церемоний.
12:50
2
1131