Всё больше жителей Крыма сокращают время походов по магазинам и отдают предпочтение онлайн-покупкам. Во-первых, ассортимент в интернете уже давно не хуже, а местами и лучше реального, во-вторых, пункт выдачи может быть прямо под домом. Однако крымские производители, напротив, уверяют, что сотрудничать с интернет-магазинами становится всё сложнее.
Почему крымчане отдают предпочтение онлайн-покупкам, как маркетплейсы «отбирают хлеб» у стационарных магазинов и какие подводные камни в Сети есть для тех, кто не покупает, а продаёт, узнавал ForPost.
От реального шопинга к виртуальному
Оборот онлайн-продаж в Крыму за четвёртый квартал 2024 года вырос на 94% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составил 9,8 миллиарда рублей. Такие данные озвучили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
«Такой динамике способствовали оживлённая работа крупного распределительного центра в Симферополе и увеличение количества пунктов выдачи заказов», — считают специалисты.
Региональные магазины также отмечают растущий уровень конкуренции с маркетплейсами. Всё чаще крымчане покупают онлайн и мебель, и товары для дома, и даже бытовую технику и электронику. Средний чек интернет-покупок жителей республики в четвёртом квартале прошлого года составил почти 4000 рублей, в то время как за аналогичный период 2023 года — 3651 рубль, рассказали в пресс-службе Отделения Банка России по Республике Крым.
Сами крымчане отдают предпочтение маркетплейсам, желая сэкономить время и средства.
«Последние два года я покупаю онлайн практически всё: бытовую химию, косметику, одежду, подарки родным на праздники, продукты питания длительного хранения. Всё можно заказать и забрать в ближайшем к дому пункте выдачи, а не бегать по магазинам. Некоторые товары на маркетплейсах ещё и дешевле», — рассказала жительница Симферополя Оксана Цветкова.

Среди плюсов маркетплейсов также возможность сравнить стоимость товаров у различных продавцов. Это большое преимущество с точки зрения экономии, отметил в комментарии ForPost экономист, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Института экономики и управления КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Вершицкий.
«Потребитель может положить в корзину пять товаров одного производителя, понаблюдать за изменениями их стоимости и выбрать лучшую цену. А чтобы сравнивать цены по магазинам, нужно по ним ходить и тратить время», — пояснил собеседник издания.
Помимо этого, по словам экономиста, маркетплейсы проводят активную маркетинговую политику: различные акции и розыгрыши для привлечения покупателей. При этом, как обратил внимание Андрей Вершицкий, нередко товары в интернет-магазинах дешевле, чем в стационарных точках продажи, у которых растут расходы на аренду помещений и зарплату сотрудникам.
Вторая сторона торговли
Активно осваивают торговые интернет-площадки и крымские производители. Правда, их не всегда устраивают условия сотрудничества с крупными российскими площадками. Например, агрофирма «Тургеневская» уже почти четыре года реализует свою косметическую продукцию и эфирные масла через один из крупнейших интернет-магазинов и уже не понаслышке знает о плюсах и минусах такой альтернативы.
«Для покупателей удобно, когда товар доставляют прямо домой или его надо забрать из ближайшего пункта выдачи. Но аппетиты маркетплейсов постоянно растут, условия для продавцов становятся всё кабальнее», — поделился с ForPost своими наблюдениями директор агрофирмы Алексей Мишин.
По его словам, были случаи, когда интернет-магазины могли самостоятельно снизить стоимость продукции или включить её в акцию без согласия производителя. Но при этом комиссию они брали от полной цены товара.
Кроме того, по мнению предпринимателя, назрела необходимость на законодательном уровне запретить покупателям вскрывать флаконы с косметикой или эфирными маслами в пунктах выдачи. Некоторые заказчики отказываются от товара, он возвращается на склад, а оттуда попадает к новому покупателю, который впоследствии предъявляет претензии по поводу нарушенной упаковки и уже якобы использованной продукции. Маркетплейсы списывают такой товар, а производители несут убытки.
«Ты либо берёшь товар, либо не берёшь, но не открываешь его. Для нашей продукции это недопустимо. Но одни маркетплейсы выполняют эти правила, а другие позволяют покупателям открывать флаконы и возвращать их обратно. Это неправильно», — говорит Алексей Мишин.
У малого бизнеса интерес к маркетплейсам вырос после запрета в России некоторых соцсетей, через которые раньше можно было продавать и рекламировать свою продукцию. Такую тенденцию в беседе с ForPost отметила уроженка Ялты Анна Водка, которая занимается пошивом и продажей вещей из натуральных тканей. При этом среди минусов продаж через интернет-магазины девушка назвала рост комиссий площадок на фоне подорожания логистики.
«Маржинальность товара падает, соответственно, возможности для развития бизнеса в целом падают», — отметила предприниматель.
Напомним, блокировка некоторых соцсетей вынудила крымский бизнес искать новые способы продаж своих услуг и товаров. Но, как оказалось, небольшим монобрендам в лидеры продаж на российских маркетплейсах пробиться сложно, поскольку платформы завалены предложениями перекупщиков из Китая и Турции, которые могут позволить себе более низкие цены.
Юлия Суконкина
Фото:Татьяна Воробьёва|ForPost
Обсуждение (8)
Да потому что здесь продавцы совсем охренели продают в 2-3 раза дороже все чем в том же Краснодаре, поэтому даже через маркетплейс намного дешевле, чем у местных торгашей.
Иван92,
Дело не в этом, а в том, что тут отсутствует даже минимальная гарантия качества товаров. Если на маркеплейсе выставить фильтр "оригинальный товар", можно надеяться, что он там будет и оригинальный.
Тут надеяться не на что вообще.
доступность площадок выросла, раньше только Валберис в открытую, Озон скрывался под нонейм, Яндекс кстати до сих пор не пришёл хотя там уже и не тот Яндекс что был до 22 года, мозги уехали почти в полном составе...ну и доступность, через новые регионы дорога, и налоги, торгующие через маркеплейсы, зачастую не платят те налоги которые платят обычные магазины, и соц нагрузка, чтобы все понимали 35 % где то налогов и сборов от каждой зарплаты государству отдаёт предприятие, магазин ( если по ТК оформление)
факты и аргументы,
озон и сейчас не официально у нас работает
факты и аргументы,
Я на Яндекс-маркете заказывала очень много. Привозили курьером до подъезда. А сейчас, да, сюда не возят.
Маркетплейсы это очень удобно и доступно. Уже не помню когда последний раз что то в магазине брал. Открываешь Wildberries, ищешь нужное тебе по акционной цене и через два дня забираешь рядом с домом...
Мохнатый,
Совершенно верно. Включая продукты, вплоть до сахара и круп.
Не забываем, что скоро сети пообещали. двойной удар по торговцам. Двоечку они точно не выдержат. А тут чуть выше статья, как они еще должны своим работника на пенсию откладывать. Улю-лю)) Не знаю сколько семей торговлей занимается, но жизнь у них испорчена навсегда.