К охоте силовиков на блогеров, зарабатывающих сотни миллионов рублей, присоединился спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его мнению, «инфоцыгане» мошенничают, чтобы не платить налоги — это могут быть «огромные суммы».
Но, добавил он, вопрос об этом — «на особом контроле» налоговой службы, у которой есть всё для выявления таких преступлений.
«Каждый на своём участке должен делать всё для развития страны», — отметил председатель Госдумы.
За последнее время фигурантами уголовных дел стали топовые блогеры России:
Елена Блиновская — ей вменено уклонение налогов на сумму 918 миллионов рублей, а также «отмывание» денег преступным путём;
Александра Митрошина — ею силовики заинтересовались, полагая, что она уклонилась от уплаты налогов на сумму порядка 120 миллионов рублей. Вскоре после обыска в её доме Митрошина сама закрыла этот долг перед государством;
супруги Валерия и Артём Чекалины — обвинены в уклонении от уплаты налогов на сумму 300 миллионов рублей и «отмывании» денег.
Читайте также: Кому из россиян усложнят жизнь повышением налога на доходы
Деньги пропадают в «чёрной дыре»
С одной стороны, нельзя не согласиться с последними словами Володина. С другой — насколько качественно в государственной системе распределяются и расходуются собранные со всей страны деньги в виде многочисленных налогов?
Ведь, вероятно, что-то в ней подтолкнуло тех же блогеров к тому, чтобы не делиться своими доходами с государством.
Случаев того, что эти средства, во-первых, идут, мягко говоря, на халтуру, а во-вторых, тратятся впустую на управленцев, — множество.
В Севастополе огромные деньги вложены в медицинский кластер и канализационные очистные сооружения «Южные», о строительстве которых власти говорят годами. Но объекты никто из местных жителей не видел.
В других городах бюджетные рубли выкинуты чиновниками на новогодние ужасы, уродующие города, возмущающие жителей и создающие скандалы на ровном месте.
В Госдуме, содержание которой обходится в баснословные суммы, поспособствовали как тому, чтобы стыдиться рождённых там инициатив, так и тому, чтобы прямо спрашивать: на что идут деньги? Некоторые депутаты прогуливают заседания, становятся «звёздами» громких скандалов, обратил внимание политобозреватель Андрей Гусий.
«Возможно, пришло время изменений?» — такой вопрос наверняка возникал у многих россиян.
По их мнению, нужно честно оценить эффективность трат денег, собранных с налогоплательщиков.
Потом — сократить до минимума налоговые ставки и число налогов, оставив только необходимые для страны: на оборону и содержание аскетичного госаппарата, например.
А дальше — принимать решение о поднятии ставок или вводе нового налога исключительно по результатам референдума.
Такой способ, кстати, в ходу в Швейцарии. Там граждане в прошлом году поддержали, например, установление для стриминговых сервисов уплаты денег на развитие национальной киноиндустрии, писало РИА Новости.
Читайте по теме: «Военный налог»: как помочь участникам СВО, не отбирая деньги у всех без разбора
Больше налоги — меньше их платят
На подобное решение вопроса весьма сдержанно отреагировал Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики.
Он предложил оценивать расходование бюджетных денег, собранных с налогоплательщиков, по динамике уровня жизни всех слоёв российского общества.
«Если динамика положительная — эффективное расходование и управленческий аппарат выполняет возложенные на него функции, нет динамики или она отрицательная — требуется вмешательство», — уточнил собеседник ForPost.
По его мнению, в РФ давно назрели реформа налогообложения и переход к прогрессивной шкале вместо нынешней «плоской»:
«Беднейшие слои населения надо освободить от уплаты налогов, а высокие доходы облагать высокой ставкой. А систему мотивации управленческих кадров «привязать» к системе выполнения ключевых показателей результативности деятельности».
Что касается референдумов для определения ставок и числа налогов, то у «прямой» демократии есть преимущества перед представительской, полагает Гатауллин. Посредством этого инструмента в некоторых странах могут решаться социокультурные и стратегические государственные вопросы, а не только фискальная политика, уточнил он.
Для появления такого инструмента в России нужно историческое принятие подобного волеизъявления граждан, которого в нашей стране нет и вряд ли будет, заключил Сергей Гатауллин.
Читайте также: Бой с тенью: выманят ли нелегалов из бизнеса налоговыми льготами?
Для определения эффективности налоговой системы необходимо отталкиваться от исследований экономиста Артура Лаффера, добавил Антон Лысков, руководитель международной компании «АРС-Практик».
Он пояснил, что учёный создал концепцию прямой зависимости между величиной налога и объёмом налоговых поступлений:
«При увеличении налогового бремени на душу населения свыше 40–50% можно наблюдать тенденцию, направленную на уклонение от уплаты налогов. Иными словами — при увеличении ставок итогом является уменьшение сумм фактического поступления налогов в бюджет. Одновременно с этим можно наблюдать формирование групп людей и кластеров — профессионалов теневой экономики».
Говоря о ситуации в России, Лысков привёл примеры уровня налогообложения.
У граждан изымают в виде налогов и сборов 43% их зарплат, они должны доплачивать 20% цены товаров или услуг — налог на добавленную стоимость. Те, кто занялись бизнесом, — получили обязанность отдавать государству 20% от размера своей прибыли. И так далее.
Читайте ещё: Олигархи просят поднять для них налоги, а пострадает простой народ
Нечего на государство пенять
Налоговая система должна выступать инструментом, который в большей мере обеспечивает решение государством ключевых задач, отметила Татьяна Марцева, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.
«В развитых странах объём налоговых поступлений составляет минимум 70% доходов бюджета. Европейские страны довольно жёстко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. В России налоговая нагрузка намного ниже, к тому же российские налоги на доходы физлиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы. К тому же незначительная ответственность за налоговые правонарушения приводит к тому, что большая масса граждан, мелких предпринимателей либо вообще не платят налоги, либо платят не в полной мере», — рассказала собеседница ForPost.
Она привела такие данные: в 2022 году было собрано налоговых доходов в объёме, составляющем 47% всех доходов федерального бюджета.
«Отсюда вопрос: какие государственные задачи могут быть реализованы успешно при такой нездоровой пропорции?» — поинтересовалась Марцева.
К тому же не стоит забывать, что на региональные и местные проекты власти должны изыскивать деньги сами, привлекая инвесторов и определяя иные источники финансирования, кроме помощи из вышестоящего бюджета, напомнила экономист.
«Поэтому нельзя говорить, что все плохо работают или все — сплошь коррупционеры и растратчики бюджетных средств. Сами граждане не всегда исполняют в полной мере свои финансовые обязательства», — отметила Татьяна Марцева.
Читайте также: В Госдуме призвали увеличить налоги на доходы одной категории россиян
Что можно изменить
Главная проблема российской налоговой политики — низкая степень ответственности за налоговые правонарушения, особенно среди физических лиц, полагает ведущий научный сотрудник Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.
Она уверена в необходимости прививать культуру гражданской ответственности и налоговой грамотности, чтобы человек не изыскивал поводы уклонения от уплаты налогов, а осуществлял налоговый менеджмент, чтобы нагрузка была посильной и равномерно распределённой.
«Требует внимания и сама схема налогообложения, переход в прогрессивной шкале налогообложения смог бы частично решить вопрос наполнения бюджета. Также изменения пропорции распределения нагрузки между предпринимателями и гражданами требует проработки.
В России большая масса налогов возложена на плечи компаний, те в свою очередь активно ищут пути сокращения затрат. И чем больше их налоговая нагрузка, тем меньше зарплаты работников, сокращаются рабочие места, удешевляется технология, порой даже в ущерб производимому продукту. В итоге мы видим на рынке низкое качество товара при высокой цене и армию безработных либо работающих без оформления и, соответственно, не платящих налоги. Если бы нагрузка была перераспределена частично на граждан, при ужесточении контроля за компаниями, это позволило бы высвободить средства для роста зарплат, создания новых рабочих мест и увеличения объёма продаж», — обратила внимание Татьяна Марцева.
В современной ситуации государству требуется приличная сумма для решения разнообразных задач, в том числе ведение СВО, возросшие военные расходы, армии беженцев также должны за счёт чего-то покрываться, добавила экономист.
И возможно, нефтегазовые доходы не смогут решить обеспечение столь масштабных проектов — потребуется введение новых налоговых инструментов, считает Марцева.
«Проведение референдума <по налоговым вопросам> в масштабах нашей страны, во-первых, повлечёт новые расходы, а во-вторых, не приведёт к должному результату при низкой культуре ответственности в рамках налогового законодательства», — заключила она.
Читайте ещё: Севастопольских «упрощенцев» уравняли с крымскими
Алексей Лохвицкий