В разных местах Севастополя ждут своего звёздного часа уникальные подводные аппараты, которые вызывают восторг и интерес даже у взрослых мужчин. Глаза и эмоции детей – вообще не поддаются описанию.
В прошлой публикации мы рассказывали о подводной лодке «Бентос», которая долгие годы стоит в отстойнике в окрестностях ГРЭС, ожидая своего постамента в Балаклаве. В этой публикации речь пойдёт о подводном аппарате «Омар», который нашёл своё пристанище в одном из гаражных кооперативов Балаклавы. Там же ForPost обнаружил «утраченную» скульптуру Вячеслава Яковлева – собаку-урну.
Глубоководная сфера
Подводный аппарат «Омар» был сделан по заказу Минрыбхоза СССР в 1986 году.
«Естественно, его планировалось использовать в рыбохозяйственных целях: поиск новых месторождений биоресурсов, геология, экология. Всё, что связано с подводным миром, – это его работа», – рассказал гидронавт и собственник аппарата Юрий Брага.
«Омар» входил в состав Севастопольской базы специального экспериментального флота и подводных аппаратов «Гидронавт» и за время своей работы побывал практически во всех океанах. Всего в составе базы было 14 подводных аппаратов разных размеров и предназначений.

«Это подводный обитаемый аппарат. Батискаф – устаревшее название, к нему он не относится, потому что батискаф обычно привязан к поверхности тросом. А этот аппарат автономный, он свободно передвигается под водой. Можно сказать, что это мини подводная лодка», – подчеркнул собеседник ForPost.
Корпус «Омара» был сделан из высокопрочной стали толщиной 17 миллиметров, которая раньше использовалась и для создания подводных лодок. Предельная глубина, на которой он может сохранять конструктивную целостность, – 800 метров, но рабочая – 530 метров.
Всего было изготовлено шесть таких корпусов. По одной такой сфере разместили на двух подводных лодках «Бентос», два корпуса оставили в резерве и из двух оставшихся сделали «Омара» и его родного брата – «Лангуста».

В зависимости от задач на аппаратах могли размещать различное оборудование – от видеокамер до всевозможных измерительных приборов.
«В передней части аппарата находится гидроманипулятор, которым можно управлять с помощью джойстиков. Он поднимает грузы до 25 кг, может брать инструменты, например, болгарку или дрель, и выполнять работы под водой», – сказал Юрий Брага.
За время своей эксплуатации «Омар» провёл под водой не одну тысячу часов: оценивал запасы креветок на шельфах Приморья и Западного Сахалина, принимал участие в испытаниях торпед (в частности, занимался их поиском на глубине), исследовал затонувшие корабли и подводные лодки, поднимал со дна моря археологические находки и другие артефакты.
«Находили амфоры. Также обнаружили британский парусник Agnes Blaikie, затонувший во время Крымской войны. Он был протаранен другим британским судном. Мы снимали его, даже заглядывали манипулятором в каюту капитана. Ещё на глубине 90 метров у мыса Херсонес осматривали две подводные лодки: немецкую периода Первой мировой войны, которая, вероятно, подорвалась на мине, и нашу – того же времени», – подчеркнул Юрий Брага.
Спасательная операция
Когда Советский Союз распался, аппараты «Гидронавта» остались без хозяина. Украина не могла их содержать – и вскоре уникальные агрегаты стали распродавать за долги.
«Я приобрёл его в 2005 году. Вместе с гидронавтами-ветеранами Севастополя мы привели его в рабочее состояние: купили аккумуляторные батареи, поставили и начали работать. Занимались мы, например, мониторингом несанкционированной добычи песка в районе Балаклавы — оценивали экологический урон, нанесённый Чёрному морю. Также работали по поиску ракет, которые здесь испытывались с подводным стартом. Находили несколько экземпляров, планировали поднять их для музея», – рассказал гидронавт.
После возвращения Севастополя в состав России законодательная база не позволила использовать аппарат – требовалось техническое свидетельство в российском регистре.
«Для меня это оказалось неподъёмной суммой, и я решил передать его в музей гидронавтики», – добавил собеседник ForPost.
Однако организовать музей до сих пор так и не получилось. С того времени аппарат прописан в гаражном кооперативе «Автолюбитель», где он всё ещё надеется быть полезным своему родному городу и стране.
P. S.
После возвращения Севастополя в состав России два аппарата «Гидронавта» – «Лангуст» и «РИФ» находились на территории дельфинария в Казачьей бухте – бывшем секретном научно-исследовательском центре ВМФ СССР. Аппараты приглянулись руководству Министерства обороны России - и вскоре они оказались в Кронштадте, где их отреставрировали и в качестве экспонатов выставили на площадке парка «Патриот». Теперь они радуют жителей и гостей Северной столицы, а не севастопольских туристов и горожан.

Ветераны «Гидронавта» смогли сохранить четыре уникальных подводных аппарата, которые вполне достойны отдельной площадки в Севастополе или Балаклаве. Однако пока это, кроме самих гидронавтов и узкого круга сочувствующих, мало кому интересно.
К севастопольским аппаратам также проявляет интерес руководство музея Мирового океана. Не исключено, что в будущем они станут украшением Калининграда, а не Севастополя.
В следующей публикации мы расскажем о ещё одном интересном аппарате базы «Гидронавт» с названием «Тетис», который пока приютило РГО на территории Константиновской береговой батареи.
Андрей Киреев
Видео и фото: Дмитрий Ларин, Дмитрий Еремеев, Андрей Киреев
Обсуждение (8)
Когда распределение осуществлялось, после института,было пару мест в "Гидронавт", распределился в "Аталантику". Итого один, "деградация и тлен" ®
Да же не верится, что это быль
d dd,
В "Атлантике" всяко повеселей было. У "Гидронавта" 3 БМРТоса было. Куда они ходили на рыбалку - тайна покрытая мраком.
"Атлантику" тупо разворовали. Налево шло всё: морозка, консервы, мука. Умудрялись сплавлять налево даже свежеподнятые тралы с почти живой рыбой. Самовоспламенившийся вагон рыбных консервов в порту не даст соврать. 1998 год.
Умудрялись ввозить из океана на "Фирюзе" и незаметно провозить составы консервов аж до границы!! То есть повязаны были все! Таможня в первых рядах.
Такой наглый грабёж не выдержит ни одно предприятие.
Roz1975,
увы, перефразируя известное литературное произведение
«Все крупные современные капиталистические состояния нажиты самым бесчестным путем».
d dd,
Майчук уничтожил Атлантику и Юг
igorlv,
та у же было пофиг, в 91м переехал вместе с судном в Керчь, а в 93 плюнул за борт и завязал с морями.
А так что майчук,что кравчук жулье компартийное
Всё это конечно интересно, но наверняка места для Бентоса и Омара навряд ли найдётся. Тем более в Балаклаве. Для элитной марины это не интересно.
В СЭКБП было 2 БМРТ и 1 АТЛАНТИК. Это из "больших".
Интересующихся темой гидронавтики, ее историей, и возможными перспективами приглашаем к диалогу посетить телеграм - https://t.me/+DqE75kaoOhkwZTIy
Еще... верстается сайт - МУЗЕЙ ГИДРОНАВТИКИ - https://www.музейгидронавтики.рф/ приглашаем.