Минэкономразвития и Минфин размышляют о выведении из «серой» зоны бизнеса в легальное поле путём предоставления льгот, в том числе и налоговых. Об этом заявил глава Минэко Максим Решетников.
«Мы продвинулись в контрольно-надзорной сфере, но действенных стимулов для выхода бизнеса и их работников не хватает. У нас есть всё-таки идея дополнительно с Минфином подумать над мероприятиями, которые стимулировали бы легализацию в отраслях с высокой долей теневого сектора и с высокой занятостью», — пояснил чиновник.
Отметим, что сейчас в России действуют льготные налоговые режимы для малого бизнеса. Например, индивидуальным предпринимателям помимо общей системы налогообложения доступны также «упрощёнка», патентная система, налог на профессиональный доход. Предусмотрен льготный налоговый режим и для самозанятых — 4 или 6% полученного дохода.
Иными словами, государство и так уже предоставило преференциальные налоговые режимы для тех, кто занят малым бизнесом и хочет работать легально.
ForPost поинтересовался у экономистов, стоит ли вводить дополнительные поблажки тем, кто до сих пор не легализовал свой бизнес.
Мнение «за»
По словам кандидата экономических наук Константина Селянина, сложно оценить масштабы теневой экономики современной России. В то же время, по некоторым оценкам, «серая» зона бизнеса в РФ может составлять около трети всей экономики страны.
«Сюда входит всё, начиная от так называемого гаражного бизнеса до огромной инфраструктуры, обслуживающей коррупцию. Ведь для дачи взяток нужна наличка, а значит, есть те, кто занимается обналичиванием денег, кто прогоняет их через разные коммерческие структуры под видом оказания каких-то услуг и так далее», — пояснил Селянин.
В то же время экономист считает, что налоговые льготы и другие преференции необходимы для легализации теневого сектора экономики.
«В данном случае речь идёт о пополнении бюджета, поэтому лучше получить что-то, нежели не получить ничего совсем. Иными словами, здесь цель и последствия весьма прагматичны. Можно вспомнить, что в 90-е годы даже в крупных компаниях было в порядке вещей платить зарплаты в конвертах. Тогда ставка НДФЛ была 30%. Однако потом ставку снизили до 13% и усовершенствовали систему администрирования налога. За два года собираемость НДФЛ не только не упала, но даже выросла», — пояснил экономист.
Он отметил в этом ещё и психологический аспект, когда для того, чтобы бизнес что-то делал, ему показывают выгоду, а чтобы не делал, напротив, демонстрируют риски.
Читайте по теме: Власти придумали способ, как обеспечить пенсионеров деньгами
Веское «но» к мнению «за»
В то же время, по словам Селянина, в современной России остро стоит вопрос доверия к государству.
«Я уверен, что сейчас нахождение части бизнеса в тени уже не связано с чрезмерным налоговым давлением. Скорее, это явление связано с недоверием к государственной системе. Поэтому закономерно возникает вопрос: возможна ли в таких условиях легализация теневого бизнеса? Ведь те, кто находятся в «серой» зоне экономики, опасаются, что вслед за этим последуют проверки и изменения правил игры в одностороннем порядке», — пояснил эксперт.
Константин Селянин привёл слова американского экономиста и лауреата Нобелевской премии по экономике Милтона Фридмана.
«Фридман считал, что предприниматели и вообще все граждане как экономические агенты платят государству за оказанные им услуги двумя способами: налогами и голосами на выборах. Обратите внимание, что заказчиками благ тут являются именно граждане, а государство — исполнитель. Иными словами, если люди понимают, на что идут их налоги, если они видят новые школы, хорошие дороги, порядок в стране и так далее, то они с удовольствием платят налоги. В Швеции налоги составляют примерно 60% доходов, но никто не ропщет, потому что шведы понимают, что страна живёт хорошо. А второй вид платежей — голоса на выборах — это тоже не политический фактор, а экономический, потому что голосом на выборах платят тому, кто соответствует ожиданиям. А если действующие власти не устраивают общество, их просто не переизбирают», — отметил Селянин.
Читайте по теме: Мобилизация вызвала необратимые процессы на рынке труда
Мнение «против»
Кандидат экономических наук Михаил Беляев в разговоре с ForPost отметил, что по разным оценкам в теневом секторе экономики России сейчас занято порядка 18 млн человек. Это самые разные представители сферы услуг, от автосервисов в гаражах до парикмахерских, а также педагогов, репетиторов и «бизнесменов» многих других специальностей.
Однако «выманить» их из «серой» зоны экономики путём предоставления налоговых преференций не получится.
«У этих людей психология такова, что даже если бы им установили льготное налогообложение в один рубль в год, они всё равно не вышли бы из «тени». Для этого у нас уже ввели льготные режимы для индивидуальный предпринимателей и самозанятых. Однако после этого легализовалась лишь малая часть из тех, кто оставался в «серой» зоне», — пояснил Беляев.
По его словам, существующие льготные налоговые режимы нужны тем, кто уже легализовался, или тем, кто собирается это сделать.
«Но одновременно стоит думать и об усилении контроля и ответственности за занятие нелегальным предпринимательством. Нужно установить максимальные санкции за работу в тени. Иначе какого-либо существенного эффекта от введённых новых преференций мы не получим», — резюмировал эксперт.
Читайте по теме: Почему пятая часть всех трудоспособных россиян официально нигде не работают?
Андрей Мединский