Этим летом все желающие могут своими глазами увидеть, каким образом учёные добывают исторические артефакты. Впервые в Крыму археологическая экспедиция приглашает всех желающих посетить раскопки и полевой лагерь. ForPost присоединился к группе туристов из Севастополя, которые мужественно прикоснулись к прошлому полуострова, несмотря на ливень.
История длиною пять столетий
Учёные, работающие в Опушкинской археологической экспедиции, стали первыми в Крыму, кто разрешил посещать место раскопок. Туристы из Севастополя решили воспользоваться такой возможностью и на днях прибыли в село Опушки Симферопольского района.
Дождь стеной не стал преградой для стремящихся ближе узнать историю Крымского полуострова: севастопольцы настояли на экскурсии по раскопу. Такая любознательность подкупает, и, предупредив о технике безопасности, замначальника экспедиции, старший научный сотрудник Отдела античной археологии ФГБУН Института археологии Крыма РАН Анастасия Стоянова знакомит гостей с уникальным памятником, каким является исследуемый некрополь I в. до н.э. — IV в. н.э.
«Поселение первых жителей, которые стали хоронить здесь своих покойных, мы ещё не нашли, — предупреждает историк, окидывая взглядом окружающее нас северное предгорье Долгоруковской яйлы. — Это было оседлое племя так называемых поздних скифов. Они совершали захоронения в огромных склепах».
В первом веке нашей эры Крым наводнили кочевые племена сарматов, которые также стали оседать на полуострове. Археологи прослеживают это по разным погребальным обрядам: если поздние скифы в крупной камере одного склепа могли буквально накапливать тела сотен умерших, то «новые крымчане» предпочитали единичные захоронения в так называемых подбойных могилах — грунтовых ямах в стене существующего склепа.
В конце II века нашей эры в Крым приходит ещё одно племя, теперь предположительно с Северного Кавказа. Согласно письменным источникам, продолжает Анастасия Стоянова, это были аланы, предки современных осетин. Для своих покойников новые жители также выбирают склоны холма близ современных Опушек.
«Здесь всё чересполосно (вперемешку — Прим.): склеп, подбой, ещё один склеп. Вот видите ту яму, где пакет с костями стоит, — показывает рукой экскурсовод. — Это уникальная ситуация, потому что изначально это был позднескифский склеп, его сделали в конце I века до нашей эры и полтора века использовали. После этого закрыли, засыпав входную яму камнями».
Через 100-150 лет, по данным специалиста, сюда пришло новое население. Они также решили делать свои склепы на старом некрополе. Археологи обнаружили следы того, что новая яма попала в камеру уже существующего захоронения — костяки присыпало землёй и сарматы похоронили своего товарища сверху. Скорее всего, поделилась гипотезой начальник экспедиции, «первоначальное погребение никак не выделялось на местности».
Ещё одним народом, оставившим здесь след, стали германцы — известные, как готы. Они пришли к берегам Чёрного моря из Балтики. По словам историка, их обряд ярко отличался от остальных: они сжигали тела умерших и хоронили прах в глиняных сосудах.
В Опушках найдено лишь одно такое захоронение. Всего археологи вскрыли 470 погребальных сооружений.
«Это было детское захоронение, пока мы рассматриваем его как исключение, не прослеживая никакой тенденции. Может быть, это умер ребёнок германского воина, и он его здесь похоронил», — объясняет Анастасия Стоянова.
Некрополь прекратил обновляться к концу VI века н.э., когда Крым наводнили племена гуннов. Напуганные местные жители снялись с места и через Долгоруковскую яйлу ушли на ЮБК, сюда уже не вернувшись. Вместе с тем, захоронений гуннов исследователи в Опушках пока не нашли.
В мирном сосуществовании, которое проявлялось в том, что разные племена с разными обрядами хоронили покойных буквально в одних могилах, и заключается уникальность этого памятника, подытожила первую часть экскурсии Анастасия Стоянова.
«Других примеров в Крыму до сих пор не найдено», — отметила экскурсовод.
Выводы историки делают на основе находок: сохранившихся деталей костюма, украшений или знаков отличия, с которыми покойного предавали земле. К примеру, всадника зачастую провожали в последний путь с его боевым конём — в Опушках находят много скелетов животных. В 2023 году, как писал ForPost, учёные наткнулись здесь на 20-сантиметрового идола с чертами человеческого лица. Анализу материала показал, что божок сделан из мела, добытого в месторождении под современным Бахчисараем.
В лагере археологов
Севастопольских туристов интересует всё: насколько пострадал некрополь от «чёрных археологов» в 1990-е годы, где хранят найденные артефакты и кости, не страшно ли находиться рядом с пусть и древним, но кладбищем.
«И вы вот там в палатках ночуете?», — спрашивает одна из девушек.
«Да, полтора месяца. У нас там хорошо», — заверяет Анастасия Стоянова.
В этот раз приезжих в гости не приглашают из-за дождя. Но в хорошую погоду экскурсия включает посещение лагеря археологов.
Разноцветные палатки скрыты в густой зелени перелеска внизу склона, где находится некрополь. Здесь среди деревьев организована столовая, костровище, на котором ежедневно готовится горячая пища, навес для изучения находок и санитарно-гигиеническая часть.
«Дождь помешал. Не успел снять женщину, но успел снять лошадь», — такими загадочными фразами обмениваются археологи, наблюдая за водяной стеной из-под навеса.
Тайна женщины и животного раскрывается позже. Как поясняют историки ForPost, сегодня утром они обнаружили человеческий костяк, который по бронзовым украшениям определили, как женский. Находку успели раскопать, но погода не позволила зарисовать и описать все детали.
До ужина ещё далеко, но дождь собрал всех в столовой — просторный навес установлен над деревянными столами и лавками. Студенты и волонтёры активно общаются, читают и играют в карты. Здесь очень слабый сигнал связи, поэтому смартфоны отложены до возвращения в город.
«Мы встаём в шесть утра и сразу приступаем к раскопкам, пока не жарко. Работаем до двух часов дня, потом в три часа у нас обед и больше уже не копаем. Сегодня после обеда хотели идти за дровами, но дождь остановил», — рассказывает ForPost Анастасия Стоянова.
Из костровой тянется ароматный запах дыма, значит, какие-то запасы сырья для костра у археологов всё же есть. В углу столовой возвышается пирамида чисто вымытых металлических мисок: по словам собеседницы, археологи готовы накормить вкусным и питательным полевым обедом несколько десятков экскурсантов.
Развеивая мифы
Археологические экскурсии — это новый вид активного отдыха для тех, кто не просто хочет узнать, как две тысячи лет назад жили люди, но и разобраться в том, как организованы исследования. Археологи показывают туристам, что такое настоящая полевая работа, чтобы люди понимали, каким трудом добывается наше культурное наследие и почему его надо защищать. Также такая просветительская работа помогает развеивать мифы.
«Все представляют, что на раскопках археологи лопатой гребут золото и драгоценности, но в нашем случае, это довольно большие по площади работы на могильнике. Люди, видя эти объёмы выкинутой земли и эти склепы глубиной до трёх-четырёх метров, начинают по-другому относится к экспонатам в музее, — уверена собеседница ForPost. — У нас сейчас исследуется более 500 квадратных метров — именно столько удалось открыть за 16 лет непрерывной работы экспедиции».
По подсчётам начальника экспедиции, за месяц работы в этом полевом сезоне на экскурсию в Опушки приехали десятки посетителей, большинство из которых — жители Крыма.
Справка
Археологические экскурсии доступны до 10 августа каждый вторник, четверг и в выходные дни. В будние дни посещение раскопок бесплатно. Гостям необходимо заполнить регистрационную форму, в которой можно выбрать удобную дату.
Пелагея Попова
Фото автора; предоставлено Анастасией Стояновой.