История археологических раскопок в Крыму насчитывает более двух столетий и активно развивается. Как изменился поиск артефактов древности, что мешает крымским специалистам, и какие находки сделаны нынешними экспедициями, рассказали в день археолога участники пресс-конференции в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе.
Копают все!
Полевой археологический сезон в Крыму в самом разгаре, но студенческие экспедиции уже сворачивают свою работу и подводят итоги, сообщил директор Института археологии Крыма РАН, доктор исторических наук Вадим Майко.
«В этом году мы планировали широкую раскопочную деятельность: как научную работу, так и хозрасчётную деятельность по археологическим исследованиям, связанным с отводом земельных участков, — честно скажу, это наши заработки, поэтому мы заинтересованы в таких раскопках», — уточнил учёный.
Что касается археологических проектов, в которых участвуют студенты, то центральное место занимает Мангупская экспедиция, которая в этом году провела 57-й полевой сезон, напомнил и.о. декана исторического факультета КФУ имени В.И. Вернадского Валерий Науменко.
Несмотря на такой продолжительный период раскопок, средневековая крепость продолжает радовать исследователей новыми открытиями.
«В этом году работа велась в нескольких направлениях. Основным объектом исследований стала внешняя главная линия обороны Мангупа: как известно, это крупнейшая крепость на территории Крыма VI-XVI вв. и один из наиболее изученных памятников фортификации Византии в мировой археологии, — напомнил Науменко. — Самое главное, что мы смогли, это открыть целый узел обороны протяжённостью почти 180 метров».
Работа уникальна тем, что изучение оборонительных систем отнимают много ресурсов, поэтому, как правило, их исследуют точечно. Как уточнил археолог, когда весь материал будет обработан, это станет одним из эталонных участков ансамбля Мангупа и в целом средневековой фортификации в Крыму.
Читайте по теме: Раскопки крепости в Крыму «подарили» историкам скелеты людей и остатки тандыра
Кроме этого, учёные и студенты более внимательно исследовали объект, открытый на Мангупе в 1990-е годы, — это развалины церкви Святого Константина.
«Объект уникален тем, что есть храм и христианский некрополь XV-XVI вв. площадью почти 2,5 квадратных метра. Главная его особенность в том, что на территории сосредоточено большое количество каменных надгробий. А средневековые христианские надгробия практически не изучены в исторической науке Крыма и других регионов. Поэтому мы открыли этот комплекс: раскопки не вели, а лишь расчищали это кладбище и определяли его границы», — рассказал историк.
Теперь настал этап кабинетной работы, подытожил Валерий Науменко.
Не менее интересная работа досталась участникам другой университетской экспедиции, раскапывающей в течение 16 лет некрополь близ села Опушки под Симферополем — один из крупнейших памятников римского времени.
«Традиционно мы открыли погребения разных культур — это глубокие позднескифские склепы с коллективными захоронениями, — рассказала старший научный сотрудник института археологии Крыма РАН, руководитель благотворительного фонда «Наследие тысячелетий» Анастасия Стоянова. — Также в этом году мы раскопали четыре склепа более позднего времени III-IV вв, которые существенно отличаются и вызывают дискуссию. Один из этих склепов принёс совершенно неожиданную находку — это небольшой каменный идол, антропоморфная скульптурка высотой 20 см».
Такой артефакт найден впервые среди раскопанных четырёх сотен погребений в Опушках, уточнила археолог. Как этот предмет вписывается в исторический контекст, предстоит ещё выяснить. Кроме этого, «опушкинцы» продолжили находить останки лошадей. На сегодня установлено более 50 конских погребений на этом некрополе.
Читайте по теме: Табун лошадей закопали рядом с одним из древнейших захоронений человека в Крыму
Что касается научных плановых раскопок, то, «как всегда, интересные, загадочные и до конца пока не понятные находки» были получены античными экспедициями, работающими на Керченском полуострове, рассказал Вадим Майко. Кроме этого, ещё не завершены исследования позднескифского и средневекового периода Крыма на городищах Усть-Альма и Эски-Кермен в Бахчисарайском районе, а также христианских памятников в горах ЮБК.
«На некрополе Кыз-Аул найден интересный погребальный инвентарь из драгоценных металлов. Но этот памятник привлекателен тем, что там есть погребальные сооружения античного времени, которые использовались и в раннее средневековое, и в хазарское времена. В этом году такой же объект с большим количеством материалов, принадлежавших хазарам, раскапывается», — привёл примеры сделанных открытий спикер.
Напомним, этим летом в окрестностях Керчи ещё были извлечены из-под земли голова мраморной статуи и плита с надписями на древнегреческом языке.
Инновации на службе древностей
Несмотря на то, что археология полностью обращена в седую древность, современные инновации активно применяются учёными.
«Археология в последние десять лет шагнула вперед настолько, что нам даже трудно себе представить. Это связано с методикой проведения археологических исследований: так, как копали мы раньше, сейчас копать нельзя. Изменились методы фиксации и камеральной обработки материала и, конечно же, в его интерпретации», — рассказал Вадим Майко, уточнив, что это общемировая тенденция.
Лопаты и кирки в руках археологов уходят в прошлое.
Пример того, как успешно осваиваются современные технологии в изучении древностей, привёл Валерий Науменко. Так, этим летом студенты, участвовавшие в Мангупской экспедиции, смогли создать трёхмерные модели на основе съёмки, сделанной тахеометрами, квадрокоптерами и лазерными сканерами.
«В итоге объект (некрополь храма Св.Константина — Прим.) готов под музеефикацию», — подытожил историк.
Проблемы остаются
Между тем в отрасли сохраняются трудности, осложняющие работу археологов. Так, если «чёрные копатели» практически прекратили грабёж, то остаётся проблема несанкционированного поиска с помощью металлодетекторов, напомнила Анастасия Стоянова.
«Когда у людей хобби ходить с металлоискателем по полям, и вытаскивают из земли какой-нибудь металл, который может принадлежать к памятникам археологии. Это отдельная история, и на неё надо обратить внимание», — подчеркнула историк.
Ситуацию можно исправить, если ужесточить законы в сфере продажи металлоискателей, выразил мнение Вадим Майко. Также правоохранителям следует более пристально следить за сайтами «кладоискателей»: там «совершенно спокойно рекламируются сделанные находки в процессе грабежей».
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (1)
Слова, слова, слова.
Хотелось бы видеть результаты.
В Херсонесе 3 года вподряд показывают одни и теже 10 злотых(яко бы) безделушек.