Серия новых авиаинцидентов в России обострила вопрос безопасности самолётов.
Иностранным воздушным лайнерам, которые составляют большую часть отечественного авиапарка, отказано в обслуживании за границей и запчастях. А борты отечественной сборки постарели — им нужна замена. Но производство новых самолётов только набирает обороты.
О ситуации в гражданской авиации — в обзоре ForPost.
Три ЧП за три дня
Сегодня, 8 декабря, загорелся двигатель пассажирского самолёта Boeing 737, который набирал высоту при вылете из аэропорта «Толмачёво» в Новосибирске.
Экипаж авиалайнера, на котором находились 176 пассажиров, запросил экстренную посадку, и после одобрения вернул его в Толмачёво. Подробности и видео в материале У самолёта, на борту которого было 176 пассажиров, загорелся двигатель.
Накануне, 7 декабря, у Ту-204, который отправился из Улан-Удэ в китайский город Чанчжоу, загорелся левый двигатель. Пилоты этого борта запросили аварийную посадку, потом сбросили топливо и успешно посадили самолёт — пострадавших не было.
Соцсети наполнились впечатляющими видеокадрами.
Перед этим, 6 декабря, в московском аэропорту «Шереметьево» возникло возгорание в салоне «Боинга 777», который должен был лететь из столицы на Камчатку. Пассажир сообщил о дыме, шедшем из-под его сидения. Экипаж обесточил салон.
После проверки, не выявившей следов короткого замыкания, пассажиров пересадили на другой борт, чтобы они добрались до пункта назначения, а злосчастный Boeing сняли с рейсов, рассказал MASH.
Кроме того, недавно произошло ещё несколько инцидентов с пассажирскими самолётами. Самый яркий из них, когда 12 сентября у самолёта Airbus A320, летевшего в Омск из Сочи, отказала гидравлическая система, из-за чего пилоты перенаправили самолёт в Новосибирск, но не долетели и экстренно сели в поле.
По этому случаю события ещё развиваются. Подробнее в материале Пилотов, посадивших самолёт в поле, попросили уволиться.
Официальная сводка
В первой половине 2023 года в России случилось 11 авиационных происшествий (АП), среди которых шесть катастроф. В результате погибли девять человек, сообщил Межгосударственный авиационный комитет.
В частности, в секторе коммерческой авиации было шесть АП с самолётами взлётной массой менее 5700 кг и вертолётами. Из шести — три катастрофы с четырьмя погибшими.
С авиацией общего назначения было пять АП с самолётами и вертолётами, в том числе четыре катастрофы с пятью погибшими.
Для сравнения в 2022 году в России случилось 35 авиационных происшествий, среди которых 13 катастроф с 24 погибшими. В частности:
- с коммерческой авиацией — 14 АП, в том числе четыре катастрофы с семью погибшими и семью пострадавшими.
- с авиацией общего назначения — 18 АП, в том числе восемь катастроф с 15 погибшими и одним пострадавшим.
Читайте по теме: Какие самолёты станут основой обновлённого авиапарка России
Запад подложил свинью
Гражданская авиации России, большая часть которой — иностранные самолёты, сейчас испытывает «колоссальные трудности и изменения» из-за санкций Запада, введённых после начала СВО, отметила младший научный сотрудник Лаборатории моделирования пространственного развития территорий Анна Бычкова.
Она напомнила, что Европейский союз ограничил полёты и перевозку товаров, разорвал контракты о поставке запчастей для самолётов и отозвал сертификаты лётной годности. Из-за этого часть отечественных авиакомпаний временно прекратила работу. Также уменьшилось количество авиатранспорта для полётов в России и за её пределы.
Самолёты, взятые российскими авиакомпаниями у зарубежных организаций в лизинг, попали под арест или угрозу ареста. Перевозчики частично прекратили полёты за границу либо остановили перелёты туда воздушными судами, находящимися в лизинге, отметила Бычкова.
Больше других отечественных авиакомпаний пострадала группа «Аэрофлот», в которую входят «Победа» и «Россия». Однако ей удалось «освоить новые виды техобслуживания» самолётов иностранного производства, пишут «Ведомости».
Генеральный директор предприятия Сергей Александровский в августе этого года сообщил, что им даже пришлось в качестве «пробного шага» обратиться за помощью к Ирану.
«Качеством довольны, но по срокам — скажем так: подрядчики не торопятся. У них достаточно сильные, востребованные компетенции, хотя практически все работы, которые они сейчас там делают по нашему A330, “Аэрофлот” способен сделать в “Шереметьево”. Будем поддерживать с ними отношения. Нам необходимо пробовать альтернативные рынки по услугам технического обслуживания самолётов, чтобы иметь варианты», — констатировал Александровский.
Он также заявил о готовности создать «крупнейший в Восточной Европе центр по техническому обслуживанию самолётов» с пятью ангарами в Москве и одним в Оренбурге, плюс 14 линейными станциями в других городах РФ.
Читайте ещё: «Будем развивать собственные компетенции»: вице-премьер Борисов — о санкциях, импортозамещении и запасах «Калибров»
Запас прочности «пока есть»
Властям России пришлось разрабатывать сценарий дальнейших действий в авиаотрасли из-за санкций Запада. Главной задачей стала разработка своих самолётов и шин, но, во-первых, на это нужно время, а во-вторых, ситуация осложнена быстрым износом функционирующих запчастей воздушных судов, обратила внимание Анна Бычкова.
В прошлом году были зафиксированы экстренные посадки и задержки вылетов, связанные с техническим состоянием авиалайнеров. Однако аварий стало меньше — из-за уменьшения числа полётов, уточнила она.
По её данным, средний возраст гражданских самолётов, находившихся у отечественных авиакомпаний в 2022 году, составлял 14,6 года. Самыми молодыми были «Аэробусы» производства Франции, Германии и Китая — от 2 до 17 лет, а также отечественный SSJ100 — 4,3 года. А самыми старыми — Ан-24 и Ан-26 производства России и Украины. Им по 48 лет, но срок их эксплуатации был увеличен до 60 лет.
«Особо высокий риск срока эксплуатации вызывают самолеты Boeing и Як-42, содержание которых требует больших финансовых затрат, а отсутствие импортных запчастей усложняет процесс их сервисного и ремонтного обслуживания», — обратила внимание младший научный сотрудник Лаборатории моделирования пространственного развития территорий.
Она выделила такие проблемы из-за западных санкций:
- ухудшение снабжения запчастями и сервисного обслуживания самолётов иностранного производства и проблемы в поставках сырья и готовой продукции для авиации;
- рост издержек при использовании самолётов из-за повышения расходов на лизинг, топливо, накладных расходов;
- уход иностранных поставщиков из России, ограничение использования зарубежных программ для цифровых платформ, в том числе обеспечивающих безопасность полётов;
- увеличение расходов из-за логистических разрывов поставок техники между Западом и РФ.
Впрочем, российская авиация сейчас адаптируется к изменениям в мировой обстановке, что требует дополнительного финансирования, полагает Анна Бычкова.
Министерство промышленности и торговли РФ даже заявляло о возможности компенсации дефицита самолётов производством отечественных воздушных судов SuperJet100 и МС-21, добавила она.
Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги: на совещании в январе этого года президент Владимир Путин отчитал главу Минпромторга Дениса Мантурова за проволочки в этой работе и потребовал ускорить её.
«Невозможно избежать рисков полностью и предугадать все сложности, особенно касающиеся санкционных мер Запада. Основная задача — избежать фатального негативного воздействия рисков и локализовать потери», — полагает Бычкова.
По её мнению, есть вероятность ослабления санкций и возврата к нормальному взаимовыгодному взаимодействию, так как экономическое положение всех стран ухудшается.
«Необходимо корректировать стратегию развития авиаотрасли на долгосрочный период и задействовать отечественную промышленность с целью снижения импортозависимости сырья и комплектующих единиц товаров, а также рассмотреть варианты взаимодействия со странами Азии. Санкции должны привести к подъёму отечественной авиапромышленности и развитию науки в этой сфере и поспособствуют увеличению спроса на российские самолёты для других стран», — заключила она.
Импортозамещение в авиаотрасли, о котором говорят не только власти, сейчас «на хайпе», отметил создатель сети закрытых телеграм-каналов об авиации, бывший юрист авиакомпании Даниил Кыров.
Он подчеркнул, что государство всегда поддерживало деньгами это направление, но все ждут конкретных результатов: миллиарды бюджетных рублей должны стать 500 самолётами различных типов к 2030 году, как пообещал глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Запас прочности у воздушных судов в России, которые необходимо полноценно обслуживать, «пока есть», но нужно делать свои запчасти к ним, сказал Кыров:
«К счастью, учащения обращающих на себя внимание авиаинцидентов не наблюдается. При этом несколько возросла частотность инцидентов, связанных с шинами и авиационными фильтрами. Это не про какие-то высокие технологии, недостаток которых всё же наблюдается, а про уровень технического обслуживания».
Читайте также: Лёчики определили самый надёжный пассажирский самолёт
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (6)
ЗДЕСЬ Вся история авиационных аварий и катастроф https://aviation-safety.net/wikibase/348693
Лучше бы таблицу производственного графика нашего авиапрома со сдвигом сроков влево :)
Что происходит с гражданской авиацией страны?
То же, что с гражданским авиастроением (авиапромом)...И снова вспоминается гайдар-"реформатор" - зачем нам свои КБ и свои самолеты - если что в Америке купим...Вот и "купили"...Ни чужих самолетов (америкосовских) , ни своих...Хорошо, что полей много...
"Санкции нам только на пользу!"(с)
Положим, сняли санкции. Что может принципиального измениться если печатный станок так и останется в руках планетарной мафии? Продолжать менять ресурсы на резанную бумагу и далее? Так себе перспектива, скажу я вам. То что заозёрные классно устроились - это да, есть такое дело. Проблема однако в том что им этой планеты стало мало и снятие санкций вопрос не решает.
Ничего странного.
К этому все и шло неприменно.
Выработка ресурса и отсутствие качественных запчастей и ремонтной базы привели к этому результату.
Теперь, если не прекратить полеты на зарубежных ворованных подсанкционных самолетах, количество отказов авиатехники будет расти по прогрессируемой экспоненте.