23 ноября 2017 года на всю Россию прогремела новость — старейшее предприятие Севастополя Севморзавод вернулось в строй после многолетнего забвения. В этот день на площадке завода в Южной бухте города состоялась торжественная церемония закладки плавучего крана ПК-400 с гордым названием «Севастополь» грузоподъёмностью 400 тонн.
9 ноября 2018 года на Севморзаводе состоялась закладка второго плавкрана ПК-700 «Григорий Просянкин» грузоподъёмностью 700 тонн.
«Это очень серьёзные дорогостоящие заказы, но чтобы развивать предприятие, нам нужна линейка заказов — как минимум 10 плавкранов, которые мы будем закладывать и сдавать каждый год. Так мы сможем восстановить технологические процессы строительства тяжёлых плавкранов, создать конгломерацию контрагентов, в срок выполнять заказы, получать прибыль», — говорил в 2018 году руководитель предприятия Игорь Дрей.
Всё это давало надежды, что удалось не только вернуть к жизни фактически находящегося на грани смерти пациента, но и нарисовать перспективы светлого будущего.
Однако по состоянию на начало 2023 года Севморзавод не только не получил другие крупные заказы, но даже не смог достроить ни «Григория Просякина», ни «Севастополь».
Перспективы бывшего промышленного флагмана города-героя пока остаются туманными.
Недовозрождение
Если совсем коротко, Севастопольский морской завод — ровесник города. Его становление началось в 1783 году с адмиралтейства. С его стапелей сходили именитые боевые корабли и гражданские суда, здесь проходили ремонт деревянные линкоры и стальные крейсера. Во времена СССР он входил в число мировых лидеров по строительству плавучих кранов. Численность его работников в пике превышала 15 тысяч человек.
Во времена Украины предприятие пришло в упадок. На момент возвращения города в состав России завод принадлежал украинскому магнату, а позже и президенту Петру Порошенко.
В 2015 году предприятие было национализировано, а затем передано в аренду филиалу АО «ЦС „Звёздочка”» (входит в АО «Объединённая судостроительная корпорация») сроком на 49 лет. Предприятию обещали многомиллиардные инвестиции и рисовали радужные перспективы. На завод стали активно набирать специалистов.
Однако затем возникли проблемы с правоустанавливающими документами, процесс интеграции с ОСК застопорился, в итоге не получилось запустить процесс модернизации и реконструкции цехов Севморзавода, начались проблемы с финансированием.
В итоге с конца 2021 года на заводе начались массовые увольнения рабочих.
Как сообщал ForPost в июле 2022 года, на тот момент для продолжения работы предприятию требовалось порядка 3,5 млрд рублей.
Пятилетка за три года наоборот
Но вернёмся к плавкранам. Изначально руководители Севморзавода планировали сдавать ПК каждые два года. Такие сроки были указаны и в контрактах. В советские времена темпы были вдвое выше — тяжёлый плавкран строили за год.
«Чтобы сдавать по плавкрану в год, нам требуется около 2 тысяч основных рабочих, сегодня работает около 300 <рабочих-специалистов>», — сетовал Игорь Дрей в 2018 году.
Получается, что работники должны были построить «Севастополь» к концу 2019-го, а «Григория Просякина» — к концу 2020 года.
Однако из-за возникших проблем с финансированием работы стали сворачиваться.
Как завод оказался в такой ситуации, ForPost решил выяснить в пресс-службе ОСК. Там сообщили, что взяли запрос от 17 января в работу, однако на момент публикации ответов так и не последовало.
Источник ForPost, знакомый с ситуацией на предприятии, рассказал, что проблемы с достройкой плавкранов возникли из-за удорожания комплектующих, расходных материалов и тарифов на энергоресурсы. Кроме того, деньги на строительство плавкранов шли на затыкание разных дыр, в том числе на зарплаты сотрудникам. При этом надежды на финансовую поддержку не оправдывались.
Ещё один источник проблем, по словам собеседника ForPost, связан с «дорогими» субподрядами.
«Договор на электромонтажные работы был заключён с СПО „Арктика”. К этим работам можно было привлечь местную „Эру” на более выгодных условиях», — сказал источник ForPost.
С другой стороны, не исключено, что заказчика не устраивали компетенции местных электромонтажников.
По состоянию на январь 2023 года ПК-400 готов примерно на 90%, а ПК-700 — порядка 65%. Оба проекта заморожены — и когда работы возобновятся, непонятно.
Contra spem spero
В начале ноября прошлого года во время рабочей встречи губернатор Севастополя Михаил Развожаев попросил Президента России Владимира Путина помочь с загрузкой Севморзавода.
«Это известное предприятие. Оно за все годы существования построило 500 новых кораблей, отремонтировало свыше 5 тысяч кораблей. Это известное предприятие, и, конечно, должна быть решена задача о его загрузке. Соответствующие поручения правительству и Объединённой судостроительной корпорации будут, безусловно, даны», — пообещал Владимир Путин.
По информации ForPost, на прошлой неделе Севморзавод должен был посетить генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. Однако эта встреча перенесена на более позднее время.
По информации собеседника ForPost, только после этого визита станут более-менее понятны перспективы старейшего завода Севастополя в целом и достройки двух тяжёлых плавкранов в частности.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (52)
А по этой статье откуда дыры? Что с самого начала сотрудникам задерживали зарплаты?
Субподряды для своих по бешеным ценам, все как всегда. И так везде. Так и будет продолжаться, ничего никогда не построят.
to val.prasolov: С самого начала туда набрали менагеров для руководства по протекции таких же менагеров из вышестоящих структур, а дальше все пошло так, как только и могло пойти под руководством менагеров. Впрочем в рамках " перспектив развития" ситуация с заводом это уменьшенная копия происходящего с городом, да и со всей страной.
Заголовок, как обычно, взят с потолка. Заказчики денег не дают, а строительство провалил завод. Ну это, например, как журналисту заказали статью, а денег не дали. Виноват журналист, ага.
Какие плавкраны. Там будет очередная марина и гостишки.
Всё-таки хотят добить завод. Захотели бы поддержать - и заказы бы нашлись, стране что, плавкраны не нужны, что ли? Всё остальное - информационное сопровождение, старая песенка - "заказов нет, завод убыточный, надо продавать и строить на его месте что-нибудь полезное". Уже и план застройки, говорят, есть, какие уж тут заказы? Всё удачно прямо складывается, одно к одному...
Тогда уж надо было попросить и за Исторический,ЮОС,за палатки в парке Победы(чтобы не строили),ну и т.д.
В начале ноября прошлого года во время рабочей встречи губернатор Севастополя Михаил Развожаев попросил Президента России Владимира Путина помочь с загрузкой Севморзавода.
На месте СевМорЗавода прекрасно будут выглядеть всякие домики!
Какие уж тут краны.....
Какая власть и управление, такой и результат. Привыкли пилить, а не созидать. Вот еще одно очередное достижение едра.
Что значит "завод провалил"? Хотят уничтожить завод. Что тут непонятно? Совсем недавно Дубовик на голубом глазу заявлял, что все заказы уже поделены, нас никто не ждал и не ждёт, и не надо мешать этой тенденции (общий смысл). Это с таким подходом планировали восстанавливать завод?! За 9(!) лет ни слова о восстановлении судостроения и судоремонта. Только как бы отжать побольше для марин с гостишками, быстрая и лёгкая прибыль. Это ж не заводы восстанавливать. Позорище.
Не удивлён. Два бывших базовых заводских ПТУ и техникум почили в бозе, да и кто пойдет работать судовым сварщиком, судокорпусником или слесарем монтажником за 30-40к. Раньше всю грязную и низкооплачиваемую работу выполняли за тарелку борща в заводской столовой фазаны, что позволяло держать зарплаты рабочим на пристойном уровне и платить хорошо мастерам в фазанках. А менегерам и так не плохо. Так что ждём новую марину, тем более опыт по сносу завода Металлист для этих целей теперь имеется
НЕ ЗАВОД провалил, а авторы аферы с этим строительством. Завода уже давно нет в том виде, как мы его знали....
Во имя ... ,именем, по рекомендациии, высказался,обещал, одобрил, встретился,побывал
А толку.
Пора прекращать нервы рвать по поводу СМЗ.
Прекрасное место для элитки - с одной стороны железка и забор, с другой море.Въезд один и только членам профсоюза.
Видится пятилетний план ликвидации трансформации.Иначе зачем эта возня с акционированием,собственностью.
Еще бы Мантурова бы поцитировали
to Мицуко
То есть, все идет по плану?
Требуется 2000 рабочих, чтобы сдавать 1 ПК в год, но имеется всего 300 рабочих (в 6.7 раз меньше чем необходимо) и в планах 1 ПК в 2 года.
Что-то и с математикой у этих манагеров плоховато.
Уничтожают завод, т@ари!
to Serggio (Севастополь)
Еще одно подтверждение, что мы подошли к "плановой экономике".
Промреновация, по всей стране так. Из Москвы уже почти все заводы убрали. Открывают в регионах, а агломерации для "комфортного" проживания.
Ну нет заказов, нетуууу.
Я на машине своей езжу уже 10-ть лет, и что, я виноват, что не покупаю новую?
В "центре" и городской администрации города, в приоритете "яхт-марина толстопузов", какой уж тут Севморзавод!
В Москве в зданиях заводов делают арт-центры.
Вряд ли меня убедят в том , что доведение Севморзавода до ручки не было преднамеренным.
Работал там в кузнечном цеху. Прощай завод. Развалят, уничтожат специально и коттеджики у моря с яхтами красивенько поставят. И станем очередной банановой республикой. Потому что такое происходит у нас везде. Раньше задевало и возмущало когда бензоколонкой нас называли. Этот завод РЕАЛЬНО мог обслуживать ВЕСЬ флот. Я так верил что всё восстановят, заводы заработают. Верил зря. Вера без реальных фактов и дел - удел дураков.
Раньше в пятилетку с нуля заводы-гиганты строили, сейчас разваливают. Это даже не капитализм.
to Топотушка: Надо просто принять, что всё течет, всё меняется. Назад возврата нет, новое рождается, старое модернизируется или разрушается. Сейчас заводы оборонной промышленности в три смены работают, а были в упадке. Время такое в стране.
Все верно, так оно и есть один из «кризисных менеджеров» который довел предприятие до развала это господин Баринов который сейчас руководит транспортным предприятием СЕВЭЛЕКТРОТРАНС и продолжает свою практику по развалу, на лицо сорван выход на линию к первому января двух паромов и пяти катеров, вместо них на линии работают частники, деньги от пассажироперевозки идут не в казну нашего города, а в карман частников, есть над чем задуматься!!!
Отдайте завод и ЭРА китайцам вместе с заказами и они его восстановят но с условием что там будут работать и наши 50*50 Только нынешнее руководство пинком под зад
Один из них сейчас директорствует в Севтроллейбусе.
Никогда такого не было, вот опять!
to Город русских моряков: Фашисты в экономике.
Абсолютно не удивительно. "Эффективные управленцы", а на самом деле бараны-карьеристы, не смыслящие в тех отраслях, куда лезут управлять, доводят все до логичного финала. Как там девочка Лиза говорила - "судопроизводство".
to SH_C: А можно поподробннее, что должны делать "эффективные управлецы", при отсутствии заказов? Да и людям будет интересно.
to Бара-Буль: Уволиться и возместить убытки за свое содержание.
Завод нужно отдать бесплатно ооо « Персей» ! Вот вам и эффективный собственник и Севастопольский менеджмент, все это время работает и исправно платит зп!
to Кочевник:
А этот "эффективный собственник" в курсе Ваших желаний?
Отрицательная кадровая селекция везде…. чего и сколько стране стоил «герой всея» Руси рогозин, а всё остальное мелочи….Раньше за это сажали с полной конфискацией надолго, иногда расстреливали!
Был несколько дней назад в парке Победа.Там на центральной аллее между звездами Городов-Героев Смоленск и Тула застолблено местечко под палатку. Ну это всё равно,что поставить ларек в Александровском саду на аллее Городов -Героев между .
беда в том ,что эти утверждения может и где то и имеют место быть,а вот в Севастополе извините
ни хрена этого нет. Кроме как словестным онанизмом это не охарактеризовать.
И плевать на людей и их занятость.
to d dd: Всё познаётся в сравнении. Проехались бы по стране, посмотрели.
Строительство не плавкранов, а хотя бы трёх-пяти понтонов для "временных" причалов пассажирских катеров (губернатору в помощь) не хотели запустить?
Губернатор с января прошлого 2022 года "ищет" с дептрансом понтоны.
Да, как бы все как обычно, в последнее время в нашем городе: думаю следующим эпизодом будет оптимизация территории смз. Как сейчас пытаются провернуть с 13срз. Обязательно возникнут долги и территория непригодная для использования по профилю смз. У нас такие примеры появились ведь так? И 13срз, и золотая балка с виноградниками под отели, и инкерманский завод, не говоря о целой линейке различных кластеров (на 80% представляющих из себя апартаменты под продажу). Как будто город отдали кому то очень большому и важному, в размерах страны, за какие то заслуги. Или просто пожинаем плоды десятилетия эффективного менеджмента. А может и то и другое сразу. Жаль, что у нас и в такое время. Все с рук сойдет.
to Бара-Буль (Балаклава)
Главная задача, даже простого управленца (не говоря уже об эффективном) - организовать работу руководимой им организации для создания востребованного покупателем качественного продукта. А от востребованности и качества зависит цена товара. А от цены и качества зависит благосостояние персонала и наличие средств для развития этого предприятия.
Отсутствие же заказов может означать невостребованность заказов предприятия, их дороговизны, и в общем случае - неэффективностью управленцев. Или "политическими" причинами. Что и предполагают многие форумчане - "развалить предприятие"...
А как завод может что-то строить, если в 2006-м году Вальцман продал станки??? Купили, кстати, немцы. Те самые что построили эти станки в 1985-м. При Союзе Орджо ремонтировал суда великолепно. Да и в 90-е неплохо. РТМ-А «Золотой колос» хорошо сделали в 1996-м. Жаль, Платоныч продал его на иголки вместе с «Комсомольцем Севастополя».
to Turn
.А смогут ли китайцы работать у нас по нашим законам?
А наше руководство откомандировать для изучения китайского опыта. Ну изучат. А дадут ли у нас им работать по их законам? Выброшенные деньги на ветер.
to Вентура: Про управленцев. Я не против того, что Вы написали. Я понимаю, Вам так и хочется назначить виновных. Но есть один вопрос, если требуется две пары обуви, то нахрена шить третью?
to Бара-Буль (Балаклава)
Спасибо за вопрос! Но ведь в любой проблеме, если мы желаем ее устранить - первейшая задача стоит в том, чтоб найти причину проблемы. Без этого проблему не ликвидировать. И кстати, кого я "назначил виновного"?
Заранее спасибо за ответ ? Я любопытный.
Ответ простой: Одна пара - на работу, вторая - на дачу, третья - погулять, четвертая - в театр....И это не конец...
to Александр Петров:
И как же можно воздействовать на тех, кто даже в условиях военного времени в базе флота вынашивает планы ликвидации судоремонтных предприятий?
Жулик и ставленник клана ОСК Дрей всячески способствовал развалу завода и его разграблению. Его команда Фёдорова, Баринов, Котельников и другие тупые в профессиональном уровне, но жадные до денег планомерно съедали грамотных специалистов, заменяя их такими же блюдолизами как сами. Сплошные подлоги документов, покрывающие воров, привели к практической гибели завода. Теперь они ждут приезда Рахманова?
А чья это шайка очковтирателей и воров? Множественные обращения коллектива во все инстанции ничего не дали. Воровство - только верхушка этой мусорной кучи во главе с Дреем, который является представителем ОСК по Крыму и Севастополю. Даже наличие судимости не выкинуло его за борт этого непотопляемого монстра ОСК.Компетентным органам вероятно не дают копнуть поглубже. Ниточка потянула бы весь клубок и выяснились бы злоупотребления при исполнении оборонзаказа, поставки некачественных комплектующих на военные корабли, откатные схемы на субподрядах и многое другое, которое обеспечило бы Дрею со товарищи не один год ударного труда на лесоповале. Своего верного соратника и исполнителя левых схем Баринова он пристроил на Севэлектротранс. Теперь тот пилит по проверенным схемам на этом предприятии, перетянув туда наиболее ценных с его точки зрения специалистов. Там же трудятся и протеже руководителей Дептранса. Дружная мафиозная семейка доведёт это предприятие до разорения. Заказы для ремонта катеров по в разы завышенным ценам размещаются даже не в РФ,а в Китае. Работники не допускаются для проверки качества работ… Всё как откатали на Севморзаводе.При таких начальниках никаких врагов не нужно, сами всё уничтожат по указанию старших товарищей и пустят завод под нож. И это проделывается у всех на глазах с оборонным предприятием. Или это не вредительство? И какая статья за это полагается? Какие краны они позволят построить если чертежи ранее построенных уничтожали. Грамотных директоров после Дрея ставили перед выбором- или плясать под дудку или уходить. Понтоны под арки Керченского моста построили только потому что распилили понтон из под крана Порошенко, украв при этом кучу денег… Таких чудес на заводе не сосчитать, а счетоводов с Чёрным вороном не пускают…
to Бара-Буль (Балаклава)
Пока я ответил на Ваш пост, кто-то "влепил" Вам дизлайк. Хотя я в нем не видел даже причины для этого. Вы своим текстом никого не затронули, а я увидел в нем интересный вопрос, на который ответил. Компенсирую "подаренный" Вам дизлайк своим лайком. То есть его обнуляю. Потому как не вижу оснований для него.
Некоторые нынешние управленцы ОСК высокого ранга обучались в Чикагской школе бизнеса. Как думаете, чему их там научили, кто тянул их по служебной лестнице? И по РФ выпускников таких « школ» много. Это одна из основных причин проваленного/ украденного импортозамещения, отсутствия нужных спутников в космосе, лекарств в здравоохранении, непонятных аварий и тд.
to Бара-Буль: что с чем сравнивать, для непонимающих ваши советы разяснили бы на примерах.
to Кузьма Кузьмич: и поди среди этих людей нет ни одного у кого есть диплом с убогой записью
"судостроение и судоремонт" или на худой конец "судостроение и океанография".
Идиотское предположение,что подобный менеджер может руководить гамбургерной или СРЗ с одинаковой эффективность.Хотя если банкротить,то да.
;
Статья заказная показать, что лучше распрощаться с заводом, всё равно мол, ничего не получается... лучше устроить причалы для яхт. Вот как госпиталь новый достроят, так место можно осваивать вместе с заводом.
Вроде как Дрею любимый нами СевГУ на заочке недавно нарисовал какой-то диплом в эту тему экстерном. Появлялся ли он на занятиях, сдавал ли зачеты/экзамены - догадайтесь сами.
to Вентура: Не обязательно иметь высшее экономическое образование, чтоб понимать, что СПРОС рождает ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Вот если Вы у меня закажите столько пар обуви, сколько посчитаете нужными для себя, я столько и пошью.
Ну как тут всем можно объяснить, что нет заказов для мощностей этого завода, нету.
Как по мне, то статья не о заводе, а повод побухтеть.