Подрыв Крымского моста показал уязвимость Крыма и Севастополя в плане поставок продуктов питания и других товаров с материка.
Остановку главной транспортной артерии региона многие почувствовали на себе: на АЗС и в продуктовых магазинах моментально возникли огромные очереди, резко сократился ассортимент молочной и другой быстро портящейся продукции, срок доставки Ozon, Wildberries и других подобных сервисов значительно увеличился. И это с учетом того, что мост был разрушен лишь частично – автомобильная часть потеряла одну из двух веток, довольно быстро было организовано ограниченное реверсное движение, железнодорожная часть вообще уцелела. Что было бы при более серьезном ущербе инфраструктуре? Конечно, всегда остается паромная переправа. Но ее работа зависит от погодных условий, кроме того, эта инфраструктура также уязвима.
В этом контексте может пригодиться советский опыт. Во времена СССР в Севастополе была создана целая инфраструктура, которая обеспечивала весь город стратегическим запасом продовольствия на полгода, а в некоторых сферах почти на год. Сегодня от нее фактически ничего не осталось.
Впрочем, возродить эту инфраструктуру вполне возможно, считает ветеран ЧФ Валентин Шестак, который в период службы был хорошо знаком с работой этой системы.
Город-крепость
«Я был помощником оперативного тыла, отвечал за вооружение. Со мной вместе дежурили помощники по продовольственной группе. Все места хранения продуктов питания мне были хорошо известны», – сказал ForPost Валентин Шестак.
Так, на улице Индустриальной был мощный холодильник, где хранились мясо, рыба, борщевой набор (картошка, лук, морковь, капуста, свекла).
«Сейчас он работает в непонятном акционированном режиме, там нет никаких запасов, там всё частное, приватизированное», – сетует собеседник.
На улице Токарева находится крупное овощехранилище, которое с украинского периода и по сей день используется как складское помещение для бутылок и контейнеров с вином. «А раньше сюда свозились овощи со всех совхозов Крыма и юга Украины, когда осенью шёл массовый сбор урожая. Этих запасов хватало почти на год», – подчеркнул Валентин Шестак.
Рядом находится мясокомбинат с крупными холодильниками.
«Они все обеспечивали запас стратегический почти на полгода работы. Мощнейшее здание, мощнейшая инфраструктура, забойный цех. Сюда даже крупный рогатый скот привозили, они занимались забоем, а шкуры продавали за границу», – объясняет общественник.
Рядом стенка к стенке с мясокомбинатом – молокозавод, который концентрировал у себя всё молоко, свозимое с Тамани и северного Крыма для переработки.
«И у нас были шикарные кефир, сметана, масло и прочее. Плюс заготовочная фабрика, даже мороженое лучшее, наверное, в Советском Союзе было именно в Севастополе», – вспоминает ветеран.
Прямо за железнодорожным вокзалом был элеватор на 15 тысяч тонн, где зерно перерабатывалось в муку и фасовалось. Там же происходило производство круп и комбикормов на основе переработанного зерна, которые поставлялись на пригородные государственные свинофермы и птицефабрики, самой мощной из которых была птицефабрика в Байдарской долине. Также для обеспечения города продовольствием в пригороде работали 6 совхозов.
В советское время в Севастополе были крупнейшие хлебокомбинаты на Гоголя и на Токарева, где производилась разнообразная продукция – от хлебобулочных изделий до тортов и макарон. Теперь предприятие осталось только на улице Токарева. Оставшийся ассортимент продукции известен всем севастопольцам.
«В районе железнодорожного вокзала был ещё и хлебокомбинат военный, который тоже отдельно от гражданского получал муку с элеватора и производил хлеб для флота: белый, чёрный и серый», – дополнил собеседник ForPost.
А рядом была артезианская скважина, водой из которой заправляли поезда. «И чай был исключительный в районе железнодорожного вокзала, там же был пивзавод», – сказал Валентин Шестак.
Таким образом в советском Севастополе были созданы огромные склады, заполненные самым необходимым продуктовым набором, наличие которого в чрезвычайной ситуации позволяло городу и флоту жить в автономном режиме как минимум полгода.
Что сейчас
«Военные склады уменьшились в разы, флот уменьшился в десятки раз. А гражданские – просто акционировались, просто исчезли», – подчеркнул ветеран.
По его мнению, в связи с последними событиями тема продовольственной безопасности приобретает большую актуальность.
«Мы приобретаем сейчас сельхоззону черноземья, Херсон и Запорожье. Сейчас вот они собирают борщевую группу урожая, а хранения у них нет, потому что всё это у них «с колёс» уходило практически», – отметил собеседник ForPost.
В связи с нарушением логистических цепочек возникли большие сложности с экспортированием зерна на мировой рынок. А без элеваторов длительного хранения зерно начнёт портиться и пропадать.
«Зерно нужно периодически перемешивать, чтобы температура не повышалась, чтобы жучки не заводились, обрабатывать его и прочее. Это целый процесс. Это всё серьёзные вещи», – отметил общественник.
Если в северном Крыму ещё остались элеваторы длительного хранения, то в Севастополе имеются только накопительные мощности для заполнения судов, обеспечивающих экспорт, такие как «Авлита» и предприятие в Камышовой бухте. Они не предназначены для длительного хранения.
Стоит отметить, что в советское время именно на длительное хранение зерна были рассчитаны элеватор хлебокомбината на Делегатской и элеватор возле железнодорожного вокзала.
«Сейчас Севастополю не помешало бы 15–20 тысяч тонн зерна», – заметил Валентин Шестак.
Такая же ситуация с мясом, в частности, со свининой, на чём специализируется Херсонская область.
Собеседник ForPost отметил, что продовольственный вопрос был поднят на уровне внутренней политики города главой департамента Сергеем Бездольным и вице-губернатором города Сергеем Толмачёвым, которые помогли создать в Старобельском районе Луганской Народной Республики государственное предприятие для продажи зерна и поддержания экономики района.
В свою очередь, возрождением складской инфраструктуры наш город может не только обеспечить свою продовольственную безопасность товарами первой необходимости, но и тем самым будет иметь возможность сдерживать цены в магазинах, а также сможет пополнить бюджетную казну города.
«Можно возродить наш элеватор комбинированный. Это сразу же и хранение крупных партий риса и гречки, которые придут сюда из Херсона железнодорожным транспортом, а также обработка и фасовка. Плюс овощную группу перерабатывать и делать консервы, тот же борщевой набор готовится, как борщ в литровой банке – бросил в воду, разогрел, вот получил. Сейчас всё производят на Кавказе и везут сюда, а мы должны здесь запасы создать свои», – подытожил Валентин Шестак.
Инга Налеч, Глеб Вадатурский
Обсуждение (40)
Правильная статья!
А госрезерв продовольствия сейчас существует? Похоже что нет. А вот Запад все зерно с Украины вывез к себе и создал запасы. К чему бы это?
Для обеспечения продовольственной автономности надо землю не застраивать, а распахивать.
К голодомору...
Интересно, а чем питались до Крымского моста? Очередными байками? Если из Крыма не вывозить продовольствие, то с голоду не помрём )).
Возродить мороженое и пиво.
Губернатор должен и об этом подумать.
Это его зона ответственности. Губернатор отвечает за весь город .
Не я же буду это за него делать.
аж прослезился
Что толку вспоминать, как было. Так уже никогда не будет.
Да....уж...! Сходил час назад в магазин,в который постоянно хожу....товары просели....и прилично!!! Как в настоящем городе федерального значения! Пора к Аксёнову проситься! У них какой ,никакой порядок!
to Тина Севастополь: Логистические цепочки обеспечения только по территории города проходят?Вот не пойму,почему на ФП всегда во всем виноват Губернатор?Ну допустим поставим сюда условного Горелова,и что,Севастополь в *Солнечный город * превратится?
Прекратить менять статус земли сельхозназначения на земли индивидуального строительства. Все равно земельки для нуворишей не хватит, чтобы удовлктворить все хотелки материковых.
Никто нам не поможет: ни Бог, ни царь и не герой, добьёмся мы социализма, своею, собственной рукой. Дикий капитал и его система только убивают ещё что-то "шевелящееся"!
Выполняется цель закулисы,ну либо золотого миллиарда,называйте как хотите.Все продовольствие сосредоточится в одних руках.Земли пахотные уйдут под что угодно.Деревень уже почти нет.Все,что выращивают-хватает только себе.На Херсон надеяться?Ну-ну. В этом году продукция из-за перешейка обрушило хозяйства в Крыму.Кто в Крыму основные производители? Правильно,в основном потомки департированных.Так что не складывается жизнь не только у турбизнеса.Держатся пока купи-продай,но и то с отрицательным ростом.
Чтобы рассказать тем, кто это уже не застал.
Толку с этих воспоминаний, если ничего не осталось. Молокозавода нет, мясокомбината нет, мороженое не делаем, хлеб, который пекут сейчас на хлебокомбинате есть невозможно, приходится печь хлеб дома. Что нынешние совхозы выращивают? Зачем надеяться на Херсон? Его защитить сначала надо. Толку с таких воспоминаний, всё убито.
to Ярви:
Вы понимаете, это у меня "синдром капитанской дочки".
Папа мой был капитаном и я с детства знаю, что на корабле за весь корабль отвечает только капитан . А вот дома всё решала мама.
И, соответственно моим понятиям, за город должен отвечать губернатор.
А вот за флот - командующий.
Губернатор сам собрал всё правительство.
Я ошибаюсь?
Все это только лишний раз доказывает, что Советский Союз - это более развитая, социальная цивилизация! И стало понятно, кому он так мешал! Очень жалко севастопольский молокозавод, какая была чудесная продукция! А не та химия, что сейчас лежит на прилавках!
А кто-нибудь получал по почте письма-посылки с материка после подрыва моста? Понятно, что задержки по срокам, но хоть что-то по линии почты проезжает или все стоят в очереди
Возродить ни сосиски, ни колбаски, ни сырку и ни мяску и т.д.?
Вот именно! А в Севастополе одни повальные стройки...
Крым достаточно велик. и наладить производство всех необходимых продуктов не сложно. Но кому это надо? часть производителей дернула к узбекам! остальные к эрдогану,Вот он патриотизм!
Какая логистика вы о чём только пару дней назад сказали,что продукты питания у нас начали снижатся и что в нашем городе Герое продукты дешёвые в отличие от других регионах.Они что там как в той байке кто первый встал и сказал того и тапки.
Пункт-1 Где обещанная продовольственная база -хранилище? С этого всё начинается! Пункт -2.....Прекратить менять статус земли сельхозназначения на земли индивидуального строительства. И дальше по списку
Все можно, только никто этого делать не будет.
to geragera: И не только молокозавод...А хлеб какой вкусный был и даже в 90х был еще вкусный,военный хлеб тоже был хорошего качества ,приходилось есть. Вот и надо возрождать комбинаты и холодильники на Токарева, вместо завода "Парус" построить производство+ холодильники,а то Северная сторона вечно обделена. Ну чиновникам это не интересно,в производство надо вкладываться и потом ЖДАТЬ прибыли,проще земельку попилить,сливки собрать и убыть на родину
to Ярви: Вы тут похоже новенький, методичкой ещё не обзавелись. Не мешайте людям работать.
Развожаевцы способны только пилить и нарушать законодательство,застраивая сельхозку коммероческим жильем.Тупо повышают численность населения в гетто до миллиона без обеспечения водой,КОС и продовольствием. В правительстве должны работать хозяйственники,а не менеджеры и юристы Тогда и жизнь наладится.
to Аферист: вы очевидно самокастрировались и вам все по барабану
to Аферист: после ваших коментов хочется вымыть руки
Сколько можно лить крокодиловы слезы вспоминая прошлое , оно ушло надо жить в настоящем и думать о будущем
Дайте людям понастальгировать , придаться сладостным воспоминаниям , когда хлебушек был по 20 коп.и трава на Приморском позеленее .А Симферопольское пиво было лучше Севастопольского
to Serggio:
+++++
to Дальневосточница:
+++++
Прошло восемь лет . Когда можно было созидать , строить и восстанавливать .. Нет ! ГлэмпингЫ , кластеры , самокаты и дегустация продуктов виноделия ... Всякие винофесты и песни возле моря ... Вспоминается басня Крылова о стрекозе и муравье ... Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела; Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Тема строящегося в Инкермане продуктового хаба не раскрыта.
И в Чистеньком идёт строительство, единовременно на складе смогут храниться 75 тысяч тонн продукции продовольственной и непродовольственной групп.
Так это ж ,"рыночек порешал"! На любое предложение об использовании складов в интересах города , чиновник резонно заметит , что все эти объекты - неприкосновенная частная собственность . Это только земельные участки и дома рядовых граждан изымаются в лёгкую под хотелки девелоперов...
А городским властям такое возрождение самодостаточности города неинтересно и скучно. Интересы "нужных" людей тут не просматриваются, значит, и им не перепадёт. Город-крепость они не потянут, он их пугает, в отличие от города-курорта.
Шестак интриган. Говорит вроде бы всё правильно, но за реализацию инициативы по решению проблем хочет иметь мотивации. И, главное, на себя инициативу не берет, и другим мешает.
Похоже из болтунов.
to филиппенко федор: это вы ещё Владивостокское пиво не пили.
Блин, опять кому-то чего-то не хватило. Что за люди, забыли, как продуктовые карточки выдавали в Украине?