Большая пресс-конференция Владимира Путина не состоится в этом году, сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Однако не исключено, что президент России найдёт возможность для отдельной встречи со СМИ, написал РБК. Речь о журналистах, постоянно освещающих деятельность президента в стране и за рубежом, — о так называемом «кремлёвском пуле».
Политолог Павел Салин, комментируя отказ Кремля от пресс-конференции, сказал, что не хотел бы повторять возникшие в связи с этим слухи в публичном поле.
«Но судя по тому, что присутствует в открытых медиа, ясно: элиты напряжены. И все трактовки, которые связаны с объяснением отмены этого мероприятия, носят для власти неблагоприятный характер. А власть удобоваримую трактовку отмены мероприятия (которое за 20 с лишним лет только в 2005 году отменялось при схожих условиях) не может предоставить», — считает собеседник ForPost.
Читайте также: Путин занес Севастополь в категорию отстающих с «аварийным» расселением
Послание парламенту вместо пресс-конференции
Политолог Наталья Елисеева обратила внимание на то, что у главы государства сейчас довольно плотный рабочий график, в который сложно вставить большую пресс-конференцию: президент просто физически не может несколько часов общаться со СМИ.
«Я полагаю, что будут какие-либо другие мероприятия, где президент сможет пообщаться с журналистами и ответить на их вопросы», — добавила она.
Елисеева отметила, что ежегодное послание президента России Федеральному Собранию всё-таки состоится в 2022-м и будет оно в последнюю неделю декабря.
«Президент в своём обращении к Федеральному Собранию озвучит все свои основные мысли и планы и подведёт итоги. По факту это тоже своеобразная форма коммуникации, когда президент озвучивает свою позицию. Он донесёт её в том формате, который будет удобен ему», — сказала собеседница ForPost.
Читайте по теме: «Путин, помоги»: почему Большая пресс-конференция становится последней надеждой
О чём спросили бы Путина
Если бы большая пресс-конференция Владимира Путина всё-таки состоялась, президент уделил бы внимание внешнеполитическим факторам и сложившейся вокруг России ситуации, считает Наталья Киселёва, социолог, руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества.
«Он уже не раз говорил о массовой пещерной русофобии, которая исходит, естественно, не со стороны всех государств, а именно со стороны коллективного Запада — Соединённых Штатов Америки и их сателлитов. Они не представляют ни большинство государств, ни большинство населения планеты. Тем не менее, играют одну из главенствующих ролей на политической карте мира», — сказала она.
Киселёва предположила, что вопросы журналистов были бы, конечно, разного характера. Их можно разделить на несколько групп: связанные со специальной военной операцией на Украине, касающиеся международных отношений и затрагивающие региональные проблемы.
«Региональные проблемы поднимались бы обязательно, потому что так было всегда во время встреч с президентом в таком формате. И сейчас, когда очень много усилий [для решения государственных задач] прикладывается, особенно в приграничных регионах, от их представителей поступали бы вопросы, связанные с местными проблемами. Потому что основное внимание региональных властей в силу объективных причин сосредоточено на задачах, связанных со специальной военной операцией, гуманитарной помощью, волонтёрской деятельностью, обустройством беженцев и так далее», — полагает Наталья Киселёва.
Читайте ещё: Что творилось за кадром пресс-конференции Владимира Путина
Почему все хотят на пресс-конференцию
Первая большая пресс-конференция президента России состоялась в июле 2001 года, когда у руля страны встал Владимир Путин. Потом её проводили в другие месяцы: например, в 2011 году, когда государство возглавлял Дмитрий Медведев, она была в мае. С 2012-го, когда Путин вернулся на президентский пост, пресс-конференцию стали традиционно проводить ежегодно в декабре.
Каждый раз журналистов, аккредитованных на мероприятие, становилось больше. Например, в 2011-м их было более 800 человек, а в 2014-м — уже 1 259.
Большая пресс-конференция — не только личное участие сотрудников СМИ в одном мероприятии с лидером России. Но и возможность напрямую — без долгих информационных запросов, чиновничьих согласований или отказов бюрократов говорить на определённые темы — задать президенту острые вопросы и представить насущную проблему, получив ответ и возможное разрешение сложной ситуации.
Читайте также: Путин пообещал секретным способом улучшить мобильную связь в Крыму
Запрос на шоу
В последние годы, как считают в медиасреде, пресс-конференция «деэволюционировала» не без помощи журналистов. Они превратили в шоу серьёзное мероприятие, для которого глава государства отводит время в своём рабочем графике. Устроили соревнования: кто сделает самую оригинальную табличку — чтобы его заметили и дали слово, кто переорёт коллег — чтобы вместо них задать вопрос, кто поставит наиболее сомнительный по содержанию вопрос.
Президент РФ, соблюдая нормы приличия, давал умные ответы на отнюдь не такие вопросы, сдобренные фамильярностью. Например, о боязни конца света, о его личной жизни и дочерях, о названии моста через Керченский пролив, о развитии шахмат в обозримом будущем, о приглашении в редакции СМИ для повышения их статусности, о создании министерства идей РФ и так далее.
«В любом случае, даже несмотря на то, что это превратилось в определённое шоу, на это был запрос. После этого мероприятия было огромное количество цитат, огромное количество мемов с табличками и журналистами, с вопросами и ответами, шутками. Кто-то считал, сколько раз Путин кашлял, кто-то смотрел на его галстуки и говорил, какой из них лучше, кто-то анализировал вопросы журналистов — какой вопрос был лучшим за все годы. Это была, скажем так, определённая традиция», — говорит политолог Наталья Елисеева.
Читайте по теме: Или аннексия, или санкции: Путин раскритиковал логику Запада о Крыме
Обществу нужны ответы
Политолог Павел Салин отметил: российские элиты и общество сейчас остро заинтересованы в том, чтобы власть давала стратегическое целеполагание, а не просто говорила, что всё идёт по плану, «в широком смысле имеется в виду, не только относительно боевых действий».
«Сейчас власти необходимо более интенсивно поддерживать диалог с обществом. Причём диалог, подразумевающий, что представители власти отвечают на те вопросы и в той постановке, которые беспокоят общество и элиты. А не на те вопросы, которые удобны власти.Вопрос в том, конечно, какое содержательное наполнение предполагается в рамках этого формата [большой пресс-конференции]. Наполнение должно быть содержательным, а не формальным. Модерируют мероприятие власти, никто [им] не мешает скорректировать наполнение, чтобы это выглядело структурированно и ответственно.
Сам же формат, который изначально подразумевает один из каналов обратной связи с обществом (в меньшей степени с элитой): транслируются вопросы, беспокоящие общество, а глава государства на них отвечает, — он ни в коем случае себя не изжил», — подытожил Салин.
Читайте ещё: Путин за 3 часа 45 минут ответил на 61 вопрос
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (4)
О чём спрашивать, когда и без слов всё яснее ясного: "умный не скажет - дурак не поймёт".
to КРЫМЧАК (СЕВАСТОПОЛЬ)
Правильное замечание. Зачем спрашивать то, что и так хорошо знаешь? Некуда время девать?
Что же касается тех, кто в прошлые годы любил задавать вопросы... Наверное поумнели.
Все ясно: президент пошлет федеральное собрание, а оно уже всех нас... Разумеется на очередные подвиги и свершения во имя, т-сказать, Родины, а не туда куда кажется изначально и регулярно. Что ж - "прошу всех отнестись к этому с пониманием"(с)
"Гражданское общество — общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения." вики.
У нас еще и фонд есть!
Фонд развития гражданского общества. То есть, гражданское общество уже у нас есть. Просто надо его развить.