Лица города
Магар Владимир Владимирович
Заслуженный деятель искусств России, Украины Автономной республики Крым, дважды лауреат Государственной премии АРК, кавалер ордена «Дружбы» (РФ), награжден медалью «Леонардо да Винчи» итальянской Академии экономических и социальных наук, за внедрение принципов и достижений в развитие человечества во имя будущего.
Владимир Владимирович происходит из выдающейся театральной династии. Именем его отца народного артиста СССР Владимира Герасимовича Магара назван театр и улица в городе Запорожье. Его мать — народная артистка Украины Светлана Рунцова многие годы проработала в Театре им. А.В. Луначарского. Сестра Владимира Владимировича Татьяна Магар — известный кино- и театральный режиссер, заслуженный деятель искусств Украины.
В 1970 году Магар В.В. окончил Днепропетровское театральное училище. По окончании театрального училища с 1970 года работает в севастопольском Драматическом театре им. Б. Лавренева ЧФ РФ. Магар закончил Киевский театральный институт на факультет режиссера-драмы (педагог - нар. артист СССР, профессор Владимир Нэлли). Во Владимирском академическом театре драмы в 2014 году поставил спектакль «Эмма и Адмирал».
В 1976 году в Москве Владимир Магар прошел мастер-класс всемирно известного режиссера Питера Брука, а высшее режиссерское образование получил в Киевском театральном институте им. И.К. Карпенко-Карого (педагог — нар. артист СССР, профессор Владимир Нелли). Учителем большой режиссуры считает М.А. Захарова.
Владимир Магар возглавлял московский муниципальный театр им. Эгадзе и с 1993 года приезжал в Севастополь на постановки. Его спектакли «Подруга жизни», «Репетиция пьесы А.Чехова «Дядя Ваня» в провинциальном театре», «Темная история, или Фантазии на тему «Черного квадрата Каземира Малевича», «Плоды просвещения» и другие вызывали большой успех у зрителей разных поколений.
С 2000 по 2015 год Владимир Магар руководил Севастопольским русским драматическим театром им. А.В. Луначарского. Под его руководством в 2002 году театру был присвоен статус «академического». Владимиру Владимировичу удалось собрать уникальную труппу артистов, сформировать качественный репертуар интересный современному зрителю, организовать профессиональную команду специалистов театрального дела и создать неповторимую атмосферу присущую лучшим театрам России и Европы.
Кавалер ордена «Дружбы» «За популяризацию и сохранение русского языка и культуры за рубежом» (награда вручена в Георгиевском зале Кремля Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым),
Награжден медалью «Леонардо да Винчи» итальянской Академии экономических и социальных наук «за внедрение принципов и достижений в развитие человечества во имя будущего».
В июне 2018 года Владимир Магар возглавил Крымский академический русский драматический театр имени Максима Горького.
РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ
В КРЫМСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ РУССКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
ИМЕНИ М.ГОРЬКОГО:
«Сезон любви» М.Дьярфаш (премьера – 22 декабря 2018 года)
«Скамейка» А.Гельман (премьера – 28 декабря 2018 года)
«Дракон» Е.Шварц (премьера – 12 июля 2019 года)
«Щелкунчик» Э.Т.В. Гофман (премьера – 26 декабря 2019 года)
«История любви» по пьесе А.Арбузова «Мой бедный Марат» (премьера – 29 декабря 2020 года)
«Кабала святош» М.Булгаков (премьера – 27 ноября 2021)
«Дон Жуан» Ж.-Б.Мольер, А.Толстой, Ш.Бодлер, Б.Шоу (премьера – 29 апреля 2022 года)
В действующем репертуаре театра идут следующие постановки В.В. Магара: «Женитьба», «Голубка», «Кабала святош», «Эмма и Адмирал».
Неоднократно на Международных театральных фестивалях его спектакли получали Гран-при.
Спектакли в постановке Владимира Магара в Севастополе:
1993 «Плоды просвещения», Л.Н.Толстой
1997 «Подруга жизни», Л.Корсунский
1998 «Темная история, или Фантазии на тему «Черного квадрата» Казимира Малевича», П.Шеффер
1999 «Репетиция пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» в провинциальном театре» - диплом «Событие года», Гран-при Фестиваля «Херсонесские игры»
2000 «Миллениум» по пьесе Н.Птушкиной «Пока она умирала»
2001 «Маскерад, или Заговор масок», М.Ю.Лермонтов — Гран-при фестивалей «Херсонесские игры», «Классика сегодня»
2002 «Империя Луны и Солнца», Э.Ростан — приз «За лучшую режиссуру» «Классика сегодня», участник Волковского фестиваля
2002 «Старик Хоттабыч» Лагин, Ю.Энтин
2003 «Дорогая Памела, или Как бы нам пришить старушку?», Дж.Патрик
2006 «Дон Жуан», А.С.Пушкин, Ж.-Б.Мольер, А.К.Толстой, Ш.Бодлер
2008 «Таланты и поклонники», А.Н.Островский
2009 «Женитьба», Н.В.Гоголь — спектакль — участник не конкурсного фестиваля «Встречи в Одессе»
2010 «Городничий», Н.В.Гоголь
2011 «Отелло», В.Шекспир, Дж.Верди
2012 «Голубка», М.Дьярфаш — участник не конкурсного фестиваля «Славянские театральные встречи»
2013 «Кабала святош», М.А.Булгаков
Биография художника складывается не столько из фактов, сколько из впечатлений, встреч, озарений. Владимир Владимирович Магар любит вспоминать своего педагога Владимира Александровича Нелли, на курсе которого в Киевском институте театрального искусства им. И.К.Карпенко-Карого он учился, и еще Марка Захарова, у которого брал уроки большой режиссуры.
Затем была студия в Москве, которая выросла в муниципальный Театр им.Э.Эгадзе, были постановки в театрах Вильнюса, Кутаиси, Элисты, Калуги...
Первой большой работой Владимира Владимировича на севастопольской сцене стал спектакль «Плоды просвещения» («Спириты») по достаточно экзотической пьесе Льва Толстого. Светлана Рунцова играла в этом спектакле графиню, этакую старушенцию в коляске, вроде бы наблюдающую со стороны за жизнью усадьбы, но весьма ловко оказывающуюся в самом эпицентре событий. На премьере кто-то из журналистов спросил ее: трудно ли работать с сыном-режиссером, - Светлана Федоровна, не задумываясь ответила: «Актер должен полностью доверять режиссеру, тогда спектакль получится. Я верю своему сыну».
Магар никогда не делал иллюстраций к тексту пьесы, но всегда находил свою точку зрения. Каждому его спектаклю предшествует напряженная работа в библиотеке и за столом. Он должен знать, что стоит за пьесой, «за словами».
Владимир Владимирович часто ссорится с журналистами, которые упрекают его в поругании классики. Но театральные специалисты и сами актеры знают, что Магар несет с собой живой театр. Чувствуют это и зрители, наполняющие зал. Его «Подруга жизни» И «Темная история, или Фантазии на тему «Черного квадрата» Казимира Малевича» выдержали больше сотни аншлагов.
По мнению Владимира Владимировича, пьесы классического репертуара, заштампованные бесконечными постановками, требуют современного осознания. В 1999 году он выпускает спектакль, название которого говорит само за себя - «Репетиция пьесы Чехова «Дядя Ваня» в провинциальном театре». Конечно же, в труппе был замечательный Войницкий - тогдашний художественный руководитель, народный артист Украины Михаил Кондратенко. К сожалению, случилось так, что спектакль пережил актера. В последние годы роль эту исполнял Анатолий Бобер - блестящий комедийный актер, в котором Магару удалось открыть какую- то щемящую глубину, созвучную чеховскому духу.
Говорят, что режиссер должен найти своего художника- соавтора, человека близкой эстетики. Первым совместным спектаклем народного художника России Бориса Бланка с Владимиром Магаром стал лермонтовский «Маскарад», взявший не один Гран-при на театральных фестивалях.
Совместная работа над пьесой «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана оказалась не менее удачной. Спектакль называется «Империя Луны и Солнца».
Естествоиспытатель де Бержерак испытывает свое естество поэта и задиры, режиссер Владимир Магар испытывает естество своего зрителя, которому, как он считает, сегодня нужен романтический герой: «Острая нехватка любви - вот чем страдает наше депрессивное общество».
Как известно, пьеса заканчивается смертью Сирано, и последние его слова обращены к Роксане. Магар считает, что поэты не умирают, он решает финал иначе. Поверженный Де Бержерак уходит на Луну, в лучший мир, где его с любовью встречают все персонажи земной жизни с такими же длинными носами как его. Такая вот игра воображения, придуманная поэтом и режиссером.
Еще одна совместная работа режиссера Магара и художника Бланка - «Дон Жуан». Над своим мистическим дефиле «Дон Жуан» Магар работал почти год. Были изучены все доступные источники, где упоминается бы «великий обольститель». В результате родилась собственная сценическая версия, в которую вошли отрывки произведений пяти (далеко не всех изученных им) авторов: Ж.-Б. Мольера, А.К.Толстого, А.С.Пушкина, Ш.Бодлера, Б.Шоу.
Дон Жуан Магара - искатель смысла жизни, давно потерянного людьми, занятыми играми в любовь, богатство, святость. Его Жуан - бесстрашный рыцарь правды. Интересно, что роль Дон Жуана он отдает Евгению Журавкину, актеру скорее характерному, нежели герою в классическом представлении, в котором заведомо нет мужской брутальности, пафоса, солидности. Но как ни странно, именно отсутствие этих качеств делает нашего героя более «подвижным». Он куролесит как мальчишка, вызывая несомненные симпатии женской части зрительного зала. Известно, что в мольеровской пьесе основную нагрузку несет все-таки Сганарель. Роль верного слуги-резонера Магар поручил одному из старейших актеров театра заслуженному артисту Украины Борису Чернокульскому, создав, таким образом, весьма необычный дуэт. Опыт жизни Сганареля сталкивается с максимализмом молодого Дона Жуана и не побеждает, а чаще всего терпит фиаско. В версии Магара Дон Жуан нашел свой небесный идеал в женщине, сумевшей полюбить его искренней, жертвенной любовью. Владимир Владимирович смог показать зрителю величие своего героя, ищущего и обретающего счастье.
«Таланты и поклонники» - еще одна большая работа Владимира Владимировича, вышедшая весной 2008 года.
Случилось так, что в репертуаре давно не было спектаклей по пьесам А.Н.Островского, хотя разговоры о постановках шли, но конкретного решения все не было. Режиссер не сразу решился на постановку "Талантов и поклонников", пьесы еще не достаточно оцененной театрами. Ему захотелось создать спектакль об актерах и для актеров, вложив в него свое преклонение перед людьми, которые не только красиво говорят и жестикулируют, но которые интересно мыслят и глубоко чувствуют. «Таланты и поклонники» - самый, если можно так сказать, актерский из всех спектаклей Магара.
В нем он позволил артистам проявить свои давно стершиеся о современную драматургию амплуа. Спектакль стал своеобразной актерской школой, причем школой не только для тех, кто занят в спектакле, но и для актеров, которые (с большим удовольствием и по множеству раз) приходят на него как зрители.
В Международный год Николая Васильевича Гоголя Магар осуществил постановку сразу двух пьес великого писателя и драматурга - «Женитьбы» и «Ревизора». Владимир Владимирович терпеливо искал ключ к пониманию гоголевский текстов. Изучал записки других режиссеров, воспоминания артистов, черновики пьесы, письма самого Гоголя. Чтением одного из подлинных писем Николая Васильевича и начинается спектакль «Женитьба». Автор спектакля предлагает свою, вполне обоснованную версию - главный герой пьесы Подколесин - иронический автопортрет Гоголя. И все гоголевские мистификации - гениальная попытка анализа своего внутреннего мира. Странности и причуды Подколесина, благодаря открытию Магара, стали вдруг близки и понятны зрителю.
Совершенно другой подход к драматургическому материалу был предпринят в работе над спектаклем «Городничий» по пьесе «Ревизор». Сценическое действие пьесы перенесено в 60-ые годы XX века, в пору «махрового» расцвета чиновничества. Режиссерскому стилю Магара свойственна мужская категоричность. В «Городничем» его беспощадная меткость - театральная пощечина зарвавшемуся чиновничеству. «На зеркало неча пенять, коли ...», - это ведь гоголевский эпиграф.
Магар редко ставит спектакли в других театрах, хотя приглашения получает, да еще какие заманчивые. Исключение он сделал только для Театра им.Ф.Волкова, куда его пригласили повторить «Империю Луны и Солнца». Поехал, но повторить не смог. Создал новый спектакль, а когда вернулся, изменил свой старый. Нельзя остановить игру воображения. Без нее театр - лишь холодный дом, а художник - простой ремесленник.
Татьяна Довгань