Новые поправки к закону о местном самоуправлении проходят стадию обсуждения в профильном комитете Госдумы РФ. Согласно изменениям, губернаторы смогут самостоятельно назначать и снимать мэров. Аналогичный порядок действовал в царской России. О том, зачем понадобилось возрождать забытые порядки управления муниципалитетами, — в материале ForPost.
Свободные мэры
Политолог Алексей Макаркин напомнил: местное самоуправление появилось в последние годы существования РСФСР. Оно вводилось для того, чтобы мэры не зависели от центра, управляя городом, районом, сельским поселением. Благодаря местному самоуправлению на политической арене современной России появились независимые, популярные у избирателей управленцы, которые не боялись перечить губернаторам.
В учебники политологии уже вошло противостояние мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого с губернатором Свердловской области Александром Росселем. Искрило так, что команде первого президента России Бориса Ельцина неоднократно приходилось тушить эти политические пожары.
Читайте также: Вот и сказке конец: почему в России мэры подбираются, а не выбираются
Бесправные градоначальники
Политический тренд изменился в начале нулевых. В 2003 году Москва стала внедрять двуглавую систему управления муниципалитетами. При этом порядке мэра выбирает народ, а сити-менеджера утверждают либо депутаты гордумы, либо местный совет депутатов.
При такой системе произошло чёткое разделение полномочий. Мэр осуществляет общее управление в городе. Он является представителем политических сил, которые победили на выборах. Основная его функция заключается в работе с местным советом депутатов и выполнении полномочий представительства этой государственной структуры.
А сити-менеджер отвечает за городскую инфраструктуру. В его ведении — городской бюджет, сфера ЖКХ, транспорт, социальное обеспечение населения и так далее. Вся полнота реальной власти сосредоточена в руках сити-менеджера.
«Этого чиновника выбирает комиссия, в которой ключевую роль играют люди губернатора. Его кандидатуру также утверждают депутаты гордумы, в которой достаточно много представителей правящей партии. Они также смотрят на то, что скажет глава региона. Решающее слово в такой модели уже за главой региона», — сказал ForPost Макаркин.
Двуглавая модель, по оценке ряда политологов, оказалась неэффективной. Конфликтов между градоначальниками избежать не удалось. Поэтому местные политические элиты решили вернуть сильного мэра: сначала отменялись прямые выборы мэров, а затем упразднялась двуглавая модель управления.
Так, например, произошло в Екатеринбурге. Прямых выборов в уральском мегаполисе нет с апреля 2018 года. Градоначальника выбирают депутаты гордумы, а должность сити-менеджера упразднена. И получается, что по факту мэра Екатеринбурга заранее обозначает губернатор, нужного кандидата проводят через формальную процедуру отбора, а потом депутаты гордумы его утверждают.
Читайте также: Чиновники бегут из WhatsApp: куда теперь писать Путину
Новые поправки: кому это надо?
Сейчас прямые выборы мэров сохранены лишь в нескольких российских городах. В их числе Абакан, Анадырь, Улан-Удэ, Хабаровск, Новосибирск, Томск. Выборные градоначальники в статусе губернаторов есть также в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.
Однако на прямых выборах мэра будет поставлен крест, если депутаты Госдумы примут поправки в закон о МСУ, которые сейчас обсуждаются.
Авторы предлагают наделить губернаторов правом единолично отбирать кандидатов в мэры (в случае их избрания местными советами) и так же самостоятельно отрешать их от должности, сообщает «Коммерсант».
«Согласно действующей Конституции РФ, местное самоуправление нельзя включить в вертикаль исполнительной власти. Это самостоятельная власть. Однако делается всё для того, чтобы губернатор контролировал местное самоуправление», — сказал политолог Алексей Макаркин.
Он напомнил, что подобная форма контроля существовала в царской России. Тогда министры могли отклонить кандидатуру главы земской управы, города. До революции, по словам Макаркина, такая практика была распространена в Московско-земской управе. И неоднократно чиновники, претендующие стать градоначальниками, не проходили министерский фильтр. Таким образом министры блокировали революционеров, которые рвались к власти.
«Мэров уже выбирают советами депутатов. При такой системе практически невозможно избрать оппозиционера. Для чего тогда губернатору эти полномочия? Глава региона опасается, что градоначальником может стать представитель другой политической группы влияния, лояльный федеральному центру, но недостаточно лояльный к нему. У губернатора появится легальный способ заблокировать неугодного ему кандидата», — сказал политолог.
Безусловно, при такой системе мэр станет ещё более бесправным и зависимым. Он не сможет отстаивать интересы жителей города и территории, которой руководит. За любой не согласованный с областной властью шаг ему будет грозить отставка.
Однако в условиях, когда коллективный Запад объявил войну России, иначе нельзя, считает политолог Сергей Марков.
В тени спецоперации
«Сейчас ведётся гибридная война против России. В этих условиях происходит консолидация политической системы. Да, у такой законодательной инициативы есть минусы, но при сложившихся экономических и политических условиях плюсы перевешивают их», — сказал ForPost Марков.
По его мнению, жители небольших городов сегодня слабо интересуются прямыми выборами мэров. Этой политической обстановкой «могут воспользоваться криминальные группировки и привести своего человека к власти», считает собеседник ForPost.
«Если губернатор будет утверждать и увольнять мэров, в регионе появится политическая стабильность. Это приведёт к снижению политической активности местных олигархов. При такой системе рисков значительно меньше, чем при свободных выборах мэров», — уверен Марков.
Политолог Алексей Макаркин не видит связи между законодательной инициативой и спецоперацией на Украине. Разработанные поправки — один из способов прекратить политические войны, участниками которых становятся мэры и губернаторы.
«На местах должна быть слаженная совместная работа. Чтобы добиться поставленной цели, кандидатуру мэров нужно согласовывать с губернатором», — пояснил Макаркин.
Читайте также: Обнуление 2.0: смогут ли губернаторы усидеть свой срок
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
Можно еще возродить крепостное право,помещиков...За депутатами не заржавеет.
Журнал "Татлер" ежегодно проводит бал дебютанток. так, что, похоже, уже...
to Игорь Буркальцев: Похоже пора вспоминать текст гимна "Боже, царя храни"
Видать губернаторам понадобились "ручные" мэры, чтобы ещё активнее проталкивать на местах свои личные "хотелки" по земле и бизнесу.
Теперь дело за царем? Чтоб замкнулся цикл?